ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
РЕШЕНИЕ
от 30 июля 2020 г. по делу N 22/01/11-50/2020
Резолютивная часть решения оглашена "27" июля 2020 года
В полном объеме решение изготовлено "30" июля 2020 года
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела N 22/01/11-50/2020 о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <...>
председатель Комиссии: <...>
члены Комиссии: <...>
рассмотрев дело N 22/01/11-50/2020 по признакам нарушения открытым акционерным обществом "АА" (ОГРН <...>, ИНН <...>, адрес места нахождения: <...>, далее - ОАО "АА") части 5 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
в присутствии на заседании представителей ОАО "АА": <...>
установила:
Федеральной антимонопольной службой проведены внеплановые выездные проверки в отношении ОАО "АА" <1> <...>) и ООО "АБ" <...>
<1>. Один из крупнейших на территории Российской Федерации производителей коагулянта - химического вещества, применяемого для очистки воды.
Основанием для проведения проверок стал запрос ГУЭБиПК МВД России <...> о возможном нарушении ОАО "АА", ООО "ПА", ООО "АБ", ООО "Т", ООО "СА" и ООО "ВА" антимонопольного законодательства при проведении закупок коагулянта сульфата алюминия для государственных заказчиков, осуществляющих очистку воды с его помощью.
По результатам проведенных внеплановых выездных проверок составлены Акты, в которых отражены, в том числе обнаруженные признаки нарушения ОАО "АА" части 5 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в координации экономической деятельности ряда хозяйствующих субъектов, которая привела к последствиям, указанным в части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
Приказом ФАС России от 29.05.2020 N 506/20 возбуждено дело N 22/01/11-50/2020 и создана Комиссия ФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Определением о назначении дела к рассмотрению (исх. ФАС России от 01.06.2020 N 22/46674/20) к участию в рассмотрении дела привлечены: в качестве ответчика - ОАО "АА"; в качестве заинтересованных лиц: общество с ограниченной ответственностью "АБ" (ОГРН <...>, ИНН <...>, <...>, далее - ООО "АБ"), общество с ограниченной ответственностью "РА" (ОГРН <...>, ИНН <...>, <...>, далее - ООО "РА"), общество с ограниченной ответственностью "СБ" (ОГРН <...>, ИНН <...>, далее - ООО "СБ").
В целях полного и всестороннего рассмотрения обстоятельств ФАС России у лиц, участвующих в деле, была запрошена информация (исх. ФАС России от 01.06.2020 N 22/46674/20). Кроме того, были направлены запросы на электронные торговые площадки (ЭТП) (исх. ФАС России от 22.05.2020 N 22/43326/20). Документы и информация, полученные антимонопольным органом, были приобщены к материалам дела.
В соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции ФАС России проведен анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или отсутствии нарушения антимонопольного законодательства по делу N 22/01/11-50/2020. Отчет по результатам анализа состояния конкуренции приобщен к материалам дела N 22/01/11-50/2020 <2>.
<2> Том 5.
Комиссией ФАС России установлено наличие в действиях ОАО "АА" признаков нарушения части 5 статьи 11 Закона о защите конкуренции, выразившегося в незаконной координации экономической деятельности хозяйствующих субъектов на товарном рынке и торгах. Рассматриваемые торги проходили на товарном рынке (рынках) химических веществ, предназначенных для очистки воды.
ОАО "АА" осуществляет производство товара и реализует его ООО "РА", ООО "СБ", ООО "АБ" и ООО "Т". Реализацию товара конечным потребителям ОАО "АА" (завод-изготовитель) не осуществляет. ООО "РА", ООО "СБ", ООО "АБ" и ООО "Т" в свою очередь действуют на рынке конечных продаж.
Письмом от 26.06.2020 N 318 (вх. ФАС России от 29.06.2020 N 112268/20) ОАО "АА" представило перечень дистрибьюторов, в котором также указала ООО "РА", ООО "СБ", ООО "АБ" и ООО "Т" в качестве таковых <3>.
<3> Том 4. С. 13.
В целях уточнения характера правоотношений, существующих между ОАО "АА" и указанными лицами на заседании Комиссии были заданы вопросы о наличии либо отсутствии дистрибьюторских соглашений между ними и иных договорах, опосредующих взаимодействие лиц <4>.
<4> Том 1. С. 34 - 35.
Согласно пояснениям представителя ОАО "АА" <...>, ОАО "АА" заключает с поименованными хозяйствующими лицами договоры купли-продажи химических веществ для очистки воды. Дистрибьюторских соглашений ОАО "АА" с хозяйствующими субъектами не имеет <5>.
<5> Том 1. С. 34.
Незаконная координация экономической деятельности хозяйствующих субъектов осуществлялась следующими способами:
- путем распределения между хозяйствующими субъектами-поставщиками продукции ОАО "АА" потребителей (крупных закупок);
- путем поддержки и консультирования указанных хозяйствующих субъектов в ходе торгов, в том числе подачи жалоб по вопросам проведения закупочных процедур, запросов о разъяснении документации.
В частности, при анализе информации, содержащейся в материалах дела N 22/01/11-50/2020 установлено, что ОАО "АА" осуществляло распределение закупок между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу конечным потребителям.
Согласно пункту 14 статьи 4 Закона о защите конкуренции под координацией экономической деятельности понимается согласование действий хозяйствующих субъектов третьим лицом, не входящим в одну группу лиц ни с одним из таких хозяйствующих субъектов и не осуществляющим деятельности на товарном рынке, на котором осуществляется согласование действий хозяйствующих субъектов.
ООО "АБ" и ООО "Т" входят в группу лиц с ОАО "АА" в понимании статьи 9, частей 7 и 8 статьи 11 Закона о защите конкуренции. Соответственно, в отношении указанных лиц координация экономической деятельности допустима <6>.
<6> <...>
Вместе с тем, ООО "РА" и ООО "СБ" не входят в группу лиц с ОАО "АА". Незаконная координации экономической деятельности осуществлялась в отношении ООО "РА" и ООО "СБ".
Указанные действия осуществлялись через <...> который является <...> ОАО "АА". В свою очередь ОАО "АА", как отмечено, самостоятельно на товарном рынке реализации химических веществ очистки воды для конечных потребителей деятельность не осуществляет, а также не участвует в торгах.
Реализация коагулянта <7> для конечных потребителей на рассматриваемом товарном рынке преимущественно осуществляется посредством торгов, так как на основных потребителей-покупателей (заказчиков) возложена обязанность закупать товар в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
<7> Химическое вещество для очистки воды.
Выводы Комиссии подтверждаются следующими обстоятельствами.
При анализе информации с рабочего компьютера <...> обнаружены электронные письма, направленные <...>, который является работником ОАО "АА" (завода-изготовителя) <8> и ООО "АБ" (поставщик конкретным потребителям) <9>, свидетельствующие о распределении торгов на поставку химических веществ для очистки воды между хозяйствующими субъектами-конкурентами.
<8> <...>
<9> <...>
При этом, указанные письма также дублируются и согласовываются <...>, являющимся <...> ОАО "АА" (завода-изготовителя) <10>.
<10> Том 3. С. 195, 194, 192.
Примечательно, также, что письма направлялись <...> с электронной почты (<...>), доменное имя которой принадлежит ОАО "АА". Принадлежность почтового домена и почтового адреса также подтверждается информацией, полученной от ОАО "АА" <11>.
<11> Том 4. С. 13.
Кроме того, при анализе информации, установлено, что <...> как работник ООО "АБ", электронную почту не имеет.
Так, при анализе информации установлено, что <...> направлялись письма специалистом ООО "АБ" <...> и работником ООО "АБ" <...>, в содержании которых имелся ряд закупок, для принятия им решений об участии в них хозяйствующих субъектов. Далее <...> в рамках направляемых писем формировал списки хозяйствующих субъектов (как входящих в группу лиц, а также подконтрольную группу лиц с ОАО "АА" <12>, так и независимых хозяйствующих субъектов), которые должны принимать участие в торгах. Кроме того, обнаружены письма с указанием на отдельные конкурентные процедуры, по которым <...> также принимал решение об участнике такой процедуры, либо об отказе от участия в ней. Указанная информация также должна была направляться <...>, который является <...> ОАО "АА".
<12> В соответствии с частями 7 и 8 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
Впоследствии указанные в письмах хозяйствующие субъекты участвовали в отведенных для них торгах. При этом координируемые лица не принимали участие в незакрепленных за ними торгах. Кроме того, в некоторых торгах, отмеченных словами "нет" и "пока нет" <13>, никто из координируемых лиц также не принимал участие. Таким образом, рассматриваемая координация экономической деятельности приводила к распределению товарного рынка по составу продавцов и покупателей, а также к поддержанию цен на торгах.
<13> Том 3. С. 136.
При этом, Комиссия отмечает, что между поставщиками конечным потребителям не обнаружена переписка, свидетельствующая о "горизонтальных" взаимоотношениях, которая могла бы указывать на наличие между ними картеля.
Далее представлено описание торгов, свидетельствующих о незаконной координации экономической деятельности, которая привела к последствиям, предусмотренным пунктами 2 и 3 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
1. ЭА N 0558300000217000022
Дата размещения извещения: 25.12.2017
Заказчик: МУП "УА" (г. Таганрог)
НМЦК - 8 974 294,40 руб.
Предметом ЭА является поставка коагулянта
Участники: ООО "РА"
Победитель: ООО "РА"
Снижение НМЦК - 0,0%
Сумма заключенного контракта: 8 974 294,00 руб.
При анализе электронной почты <14>, скопированной с рабочего компьютера <...>, обнаружено письмо от 26.12.2017, направленное <...> ОАО "АА" <...>, свидетельствующее о координации экономической деятельности ООО "РА", которая привела к поддержанию цены на торгах, а также разделу товарного рынка по составу продавцов или покупателей (заказчиков): <...>
<14> <...>
В данном электронном сообщении <...> ОАО "АА" <...> распределяет торги между координируемыми хозяйствующими субъектами и закрепляет данную закупку за ООО "РА" (ИНН <...>).
Данное электронное сообщение направлено в ответ на письмо, направленное работником ООО "АБ" <...>, в котором содержится ссылка на данную закупку (ЭА N 0558300000217000022).
В данном ЭА принял участие единственный хозяйствующий субъект - ООО "РА". Иные хозяйствующие субъекты, в том числе в отношении которых ОАО "АА" осуществляло координацию, заявки на участие не подавали. Соответственно, указанный ЭА был признан несостоявшимся, и с ООО "РА" был заключен контракт в отсутствие снижения НМЦК.
Примечательно, что рассматриваемое сообщение было направлено до даты подачи заявки ООО "РА" (26.12.2017). Указанное обстоятельство подтверждает осуществление ОАО "АА" выборки торгов с целью их дальнейшего распределения между координируемыми хозяйствующими субъектами для их участия в торгах конкретных потребителей.
Таким образом, незаконная координация ОАО "АА", привела к последствиям, указанным в пунктах 2 и 3 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции. Аукцион прошел в отсутствие конкурентной борьбы, договор заключен в отсутствие снижения НМЦК.
2. ЭА N 0558600020318000011
Дата размещения извещения: 13.03.2018
Заказчик: МУП "ВБ" (г. Семикаракорск)
НМЦК - 322 560,00 руб.
Предметом ЭА является поставка коагулянта
Участники: ООО "РА"
Победитель: ООО "РА"
Снижение НМЦК - 0,0%
Сумма заключенного контракта: 322 560,00 руб.
При анализе электронной почты, скопированной с рабочего компьютера <...>., обнаружено письмо от 14.03.2018, направленное <...> ОАО "АА" <...>, свидетельствующее о координации экономической деятельности ООО "РА", которая привела к поддержанию цены на торгах, а также разделу товарного рынка по составу продавцов или покупателей (заказчиков): <...>
В данном электронном сообщении советник генерального директора ОАО "АА" <...> распределяет торги между координируемыми хозяйствующими субъектами и закрепляет данную закупку за ООО "РА".
Данное электронное сообщение направлено в ответ на письмо, направленное <...>., в котором содержится ссылка на данную закупку (ЭА N 0558600020318000011).
В данном ЭА принял участие единственный хозяйствующий субъект - ООО "РА". Соответственно, указанный ЭА был признан несостоявшимся и с ООО "РА" был заключен контракт в отсутствие снижения НМЦК.
Примечательно, что рассматриваемое сообщение было направлено до даты подачи заявки ООО "РА" (ИНН <...>) (14.03.2017). Указанное обстоятельство подтверждает осуществление ОАО "АА" выборки торгов с целью их дальнейшего распределения между координируемыми хозяйствующими субъектами для их участия в торгах конкретных потребителей.
Таким образом, незаконная координация ОАО "АА", привела к последствиям, указанным в пунктах 2 и 3 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции. Аукцион прошел в отсутствие конкурентной борьбы, договор заключен в отсутствие снижения НМЦК.
3. ЭА N 0558600020318000021
Дата размещения извещения: 27.07.2018
Заказчик: МУП "ВБ" (г. Семикаракорск)
НМЦК - 308 000,00 руб.
Предметом ЭА является поставка композиционного коагулянта
Участники: ООО "РА"
Победитель: ООО "РА"
Снижение НМЦК - 0,0%
Сумма заключенного контракта: 308 000,00 руб.
При анализе электронной почты, скопированной с рабочего компьютера <...>, обнаружено письмо от 30.07.2018, направленное <...>, свидетельствующее о распределении торгов между хозяйствующими субъектами - поставщиками продукции и закреплению определенной закупки за ООО "РА", которая привела к поддержанию цены на торгах, а также разделу товарного рынка по составу продавцов или покупателей (заказчиков): <...>
В данном электронном сообщении <...> распределяет торги между координируемыми хозяйствующими субъектами и закрепляет данную закупку за ООО "РА". Так, в электронном письме <...> указывает: "поз 2. РА".
Данное электронное сообщение направлено в ответ на письмо, адресованное специалистом ООО "АБ" <...> в котором под номером два направлена ссылка на ЭА N 0558600020318000021.
Примечательно, что рассматриваемое сообщение было направлено до даты подачи заявок ООО "РА". Указанное обстоятельство подтверждает осуществление ОАО "АА" выборки торгов с целью их дальнейшего распределения между координируемыми хозяйствующими субъектами для их участия в торгах конкретных потребителей.
В данном ЭА принял участие единственный хозяйствующий субъект - ООО "РА". Соответственно, указанный ЭА был признан несостоявшимся, и с ООО "РА" был заключен контракт в отсутствие снижения НМЦК.
Таким образом, осуществление незаконной координации ОАО "АА", привело к последствиям, указанным в пунктах 2 и 3 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции. Аукцион прошел в отсутствие конкурентной борьбы, договор заключен в отсутствие снижения НМЦК
4. Запрос котировок N 0558600004018000165
Дата размещения извещения: 17.09.2018
Заказчик: МП "АВ"
НМЦК - 436 666,65 руб.
Предметом является поставка алюминия хлоргидрата
Участники: ООО "РА"
Победитель: ООО "РА"
Снижение НМЦК - 2,6%
Сумма заключенного контракта: 425 000,00 руб.
При анализе электронной почты, скопированной с рабочего компьютера <...>, обнаружено письмо <...>. от 19.09.2018, перенаправленное <...> в адрес <...>, свидетельствующее о координации экономической деятельности ООО "РА", которая привела к поддержанию цены на торгах, а также разделу товарного рынка по составу продавцов или покупателей (заказчиков): <...>
Перенаправленное сообщение свидетельствует о распределение торгов <...> между хозяйствующими субъектами - поставщиками продукции и закреплением закупки за ООО "РА". Данное электронное сообщение также содержит ссылку на рассматриваемый запрос котировок.
В данном ЭА принял участие единственный хозяйствующий субъект - ООО "РА".
Примечательно, что рассматриваемое сообщение было направлено до даты подачи заявки ООО "РА" (19.09.2018). Указанное обстоятельство подтверждает осуществление ОАО "АА" выборки торгов с целью их дальнейшего распределения между координируемыми хозяйствующими субъектами для их участия в торгах конкретных потребителей.
Таким образом, осуществление незаконной координации ОАО "АА", привело к последствиям, указанным в пунктах 2 и 3 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции. Запрос котировок прошел в отсутствие конкурентной борьбы, договор заключен в отсутствие снижения НМЦК.
5. ЭА N 31908423329
Дата размещения извещения: 21.10.2019
Заказчик: ГУП КК СВ ВУК "К" (г. Армавир).
НМЦК - 864 000,00 руб.
Предметом является полиалюминий хлорид питьевого качества
Участники: ООО "РА", ООО "НА", ООО "Т" (не допущен), ООО "АГ" (не допущен), ООО "Х" (не допущен).
Победитель: ООО "РА"
Снижение НМЦК - 37,00%
Сумма заключенного контракта: 544 320,00 руб.
При анализе электронной почты, скопированной с рабочего компьютера <...> обнаружено письмо <...>. от 23.10.2019, направленное в адрес <...>, свидетельствующее о координации экономической деятельности ООО "РА", которая привела к разделу товарного рынка по составу продавцов или покупателей (заказчиков): <...>
Перенаправленное сообщение свидетельствует о распределении торгов <...>. между хозяйствующими субъектами - поставщиками продукции и закреплением закупки за ООО "РА" и ООО "Т". Данное электронное сообщение также содержит ссылку на рассматриваемый ЭА.
В данном ЭА приняли участие следующие хозяйствующие субъекты - ООО "РА", ООО "НА", ООО "АГ", ООО "Х", ООО "Т". ООО "РА" одержало победу и с ним был заключен контракт. Участник ООО "Т" образует подконтрольную группу лиц с ООО "АА", следовательно, на данную координацию экономической деятельности не распространяется положение части 5 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
Примечательно, что рассматриваемое сообщение было направлено до даты подачи заявки ООО "РА" (23.10.2019). Указанное обстоятельство подтверждает осуществление ОАО "АА" выборки торгов с целью их дальнейшего распределения между координируемыми хозяйствующими субъектами для их участия в торгах конкретных потребителей.
Таким образом, осуществление незаконной координации ОАО "АА", привело к последствиям, указанным в пункте 3 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
6. Запрос котировок N 31908542851
Дата размещения извещения: 20.11.2019
Заказчик: ОАО "РБ"
НМЦК - 1 798 160,00 руб.
Предметом является поставка полиоксихлорида алюминия
Участники: ООО "СБ"
Победитель: ООО "СБ"
Снижение НМЦК - 0,0%
Сумма заключенного контракта: 1 798 160,00 руб.
При анализе электронной почты <15>, скопированной с рабочего компьютера <...> обнаружено письмо, направленное <...>, свидетельствующее о распределении торгов между координируемыми хозяйствующими субъектами и закреплением закупки за ООО "СБ".
<15> <...>
В данном электронном сообщении работник ОАО "АА" <...> уточняет будет ли участвовать в торгах хозяйствующие субъекты, осуществляющие поставку продукции: "3. Дистр?".
Далее, <...> направляет ответ на этот вопрос<...>., указывая, что участие в позиции 3 примет "СБ". Далее приводится текст сообщения.
Позиции N 3 в настоящем сообщении соответствует рассматриваемый запрос котировок N 31908542851, на что указывает письмо, направленное специалистом ООО "АБ" <...>, в котором под номером 3 направлена ссылка на соответствующую торговую процедуру.
Примечательно, что рассматриваемое сообщение было направлено до даты подачи заявок ООО "СБ" (20.11.2019). Указанное обстоятельство подтверждает осуществление ОАО "АА" выборки торгов с целью их дальнейшего распределения между координируемыми хозяйствующими субъектами для их участия и поддержания цены, что исключает конкуренцию между ними.
При анализе торгов установлено, что в данном запросе котировок принял участие единственный хозяйствующий субъект - ООО "СБ". Соответственно, с ООО "СБ" был заключен контракт в отсутствие снижения НМЦК.
Таким образом, осуществление незаконной координации ООО "СБ", привело к последствиям, указанным в пунктах 2 и 3 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции. Запрос котировок прошел в отсутствие конкурентной борьбы, договор заключен в отсутствие снижения НМЦК.
7. Запрос котировок N 31907800650
Дата размещения извещения: 22.04.2019
Заказчик: МУП г. Камышина "ПБ"
НМЦК - 368 400,00 руб.
Предметом ЭА является поставка коагулянта полиоксихлорида алюминия
Участники: ООО "РА", ООО "М" (отклонен), ООО "НБ".
Победитель: ООО "РА".
Снижение НМЦК - 1,6%
Сумма заключенного контракта: 362 400,00 руб.
При анализе электронной почты с рабочего компьютера <...> обнаружено письмо от 23.04.2019, направленное <...>, свидетельствующее о распределении торгов между координируемыми хозяйствующими субъектами и закреплением закупки за ООО "РА": <...>
В данном электронном сообщении <...> закрепляет торги за ООО "РА". Так, в электронном письме <...> указывает: "1. РА". Данное электронное сообщение также является ответом на письмо, направленное специалистом ООО "АБ" <...>, в которых содержится перечень торгов, согласно которому позиции N 1 в настоящем сообщении соответствует рассматриваемый запрос котировок N 31907800650.
Примечательно, что рассматриваемое сообщение было направлено до даты подачи заявок ООО "РА" (23.04.2019). Указанное обстоятельство подтверждает осуществление ОАО "АА" выборки торгов с целью их дальнейшего распределения между координируемыми хозяйствующими субъектами для их участия в торгах конкретных потребителей.
При анализе торгов установлено, что заявки на участие в запросе котировок подало три хозяйствующих субъекта. ООО "М" было не допущено к участию в торгах, ООО "НБ" <16> снизило сумму НМЦК на 1%. ООО "РА" снизило сумму НМЦК на 1,6%. Таким образом, ЭА завершился с минимальным снижением суммы НМЦК и победой ООО "РА".
<16> В отношении данного лица не выявлено признаков координации деятельности со стороны ОАО "АА".
Таким образом, осуществление незаконной координации ООО "РА", привело к последствиям, указанным в пунктах 2 и 3 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
8. Запрос котировок N 31907612210
Дата размещения извещения: 06.03.2019
Заказчик: ОАО "РБ"
НМЦК - 1 792 976,00 руб.
Предметом ЭА является поставка полиоксихлорида алюминия
Участники: ООО "СБ".
Победитель: ООО "СБ".
Снижение НМЦК - 2,7%
Сумма заключенного контракта: 1 745 184,00 руб.
При анализе электронной почты, скопированной с рабочего компьютера <...> обнаружено письмо от 11.03.2019, направленное <...> свидетельствующее о распределении закупок между хозяйствующими субъектами и закреплением закупки за ООО "СБ".
В данном электронном сообщении <...> распределяет торги между координируемыми хозяйствующими субъектами и закрепляет данную закупку за ООО "СБ". Так, в электронном письме <...> Указывает: "6. Дистр" <17>.
<17> Имея в виду ООО "СБ".
Данное электронное сообщение также является ответом на письмо, направленное специалистом ООО "АБ" <...> в которых содержится ссылка на рассматриваемый запрос котировок N 31907612210.
Примечательно, что рассматриваемое сообщение было направлено до даты подачи заявок ООО "СБ" (21.03.2019). Указанное обстоятельство подтверждает осуществление ОАО "АА" выборки торгов с целью их дальнейшего распределения между координируемыми хозяйствующими субъектами для их участия и поддержания цены, а также разделу товарного рынка что исключает конкуренцию между ними.
В данных торгах принял участие единственный хозяйствующий субъект - ООО "СБ", одержав победу с незначительным снижением НМЦК, составляющим 2,7%.
Таким образом, осуществление незаконной координации ООО "РА", привело к последствиям, указанным в пунктах 2 и 3 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции. Аукцион прошел в отсутствие конкурентной борьбы.
9. ЭА N 31907658832
Дата размещения извещения: 20.03.2019
Заказчик: ГУП РО "УБ" (г. Шахты)
НМЦК - 3 287 178,86 руб.
Предметом ЭА является поставка аква-аурата
Участники: ООО "РА", ООО "Т" (не соответствует)
Победитель: ООО "РА".
Снижение НМЦК - 0,5%
Сумма заключенного контракта: 3 270 742,97 руб.
При анализе электронной почты, скопированной с рабочего компьютера <...> обнаружено письмо от 21.03.2019, направленное <...> свидетельствующее о распределении закупок между хозяйствующими субъектами и закреплением закупки за ООО "РА".
<...>
Данное электронное сообщение также является ответом на письмо, направленное специалистом ООО "АБ" <...>, в которых содержится ссылка на рассматриваемый ЭА N 31907658832.
Примечательно, что рассматриваемое сообщение было направлено до даты подачи заявок ООО "РА" (21.03.2019). Указанное обстоятельство подтверждает осуществление ОАО "АА" выборки торгов с целью их дальнейшего распределения между координируемыми хозяйствующими субъектами для их участия и поддержания цены, а также разделу товарного рынка что исключает конкуренцию между ними.
При анализе ЭА установлено, что заявка ООО "Т" отклонена, ООО "РА" снизило сумму НМЦК на 0,5%. Таким образом, ЭА завершился с минимальным снижением суммы НМЦК и победой ООО "РА".
Таким образом, осуществление незаконной координации ООО "РА", привело к последствиям, указанным в пунктах 2 и 3 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
Комиссией ФАС России установлено, что в совокупности изложенные факты свидетельствуют об осуществлении ОАО "АА" незаконной координации экономической деятельности ООО "РА" и ООО "СВ", которая привела к разделу товарного рынка по составу продавцов или покупателей (заказчиков), в том числе путем распределения торговых процедур: 5 ЭА (NN 0558300000217000022, 0558600020318000011, 0558600020318000021, 31907658832, 31908423329) и 4 запросов котировок (NN 055860000401800165, 31907800650, 31907612210, 31908542851).
Дополнительным последствием незаконной координации экономической деятельности по распределению товарного рынка по составу продавцов и покупателей является минимальное снижение цены контрактов в ходе закупок: 4 ЭА (NN 0558300000217000022, 0558600020318000011, 31907658832, 0558600020318000021) и 4 запросов котировок (NN 055860000401800165, 31907800650, 31907612210, 31908542851).
Кроме того, о незаконной координации экономической деятельности хозяйствующих субъектов ОАО "АА" свидетельствуют, в частности, следующие обстоятельства.
При анализе информации Комиссией ФАС России установлено, что ОАО "АА" дает указания координируемым лицам не только об участии в конкретных процедурах, но и о направлении жалоб в антимонопольный орган по вопросам проведения закупочных процедур, запросов о разъяснении документации, а также направления коммерческих предложений для формирования НМЦК закупок, включая цену продукта, в том числе в рамках одной формируемой закупки <18>.
<18> Том 3.
Кроме того, 01.04.2020 в ФАС России поступили возражения ОАО "АА" на Акт проверки N 30 от 17.03.2020 <19>, в которых лицо не отрицает ведения мониторинга торгов, а также доведения информации о выбранных закупках до поставщиков. Вместе с тем, лицо указывает, что данные действия осуществляются исключительно с целью мониторинга и информирования. Однако на основании анализа материалов дела N 22/01/11-50/2020 и иных сведений Комиссией ФАС России установлено, что хозяйствующие субъекты в результате осуществляемых ОАО "АА" действий перестают действовать самостоятельно при выборе торгов на поставку химических веществ для очистки воды, в том числе не выходят на торги, которые за ними не закреплены (отданы одному из хозяйствующих субъектов, либо отмечены как не интересующие).
<19> Том 2. С. 210 - 214.
После принятия Комиссией ФАС России заключения об обстоятельствах дела N 22/01/11-50/2020 о нарушении антимонопольного законодательства, возражений от лиц, участвующих в деле, не поступало.
Комиссия ФАС России полагает, что действия по незаконной координации экономической деятельности подтверждаются письмами, направляемыми ОАО "АА", действиями по выборке торгов и определению участников будущих закупок, а также иными обстоятельствами, связанными с участием и проведением закупок, фактическим поведением координируемых лиц при проведении закупок.
При отсутствии незаконной координации экономической деятельности хозяйствующие субъекты самостоятельно принимали бы решения об участии в торгах. Более того, в условиях отсутствия незаконной координации экономической деятельности невозможно предопределить перечень хозяйствующих субъектов, принимающих участие в торгах. Однако вся эта информация заранее содержится в переписке работников ОАО "АА", представленной в материалах дела N 22/01/11-50/2020.
Координация экономической деятельности представляет собой согласование действий хозяйствующих субъектов третьим лицом, не входящим в одну группу лиц ни с одним из хозяйствующих субъектов и не осуществляющим деятельности на товарном рынке, на котором осуществляется согласование действий хозяйствующих субъектов.
Комиссией ФАС России установлено, что ОАО "АА" осуществляло незаконную координацию экономической деятельности в отношении ООО "РА" и ООО "СБ".
Установлено, что ОАО "АА" не является хозяйствующим субъектом-конкурентом ООО "РА" и ООО "СБ", так как не осуществляет продажу химических веществ для очистки воды конечным потребителям, а также не участвует в закупках на их поставку.
Вместе с тем указанные лица не образуют группу лиц, а также подконтрольную группу лиц в соответствии со статьей 9, частями 7 и 8 статьи 11 Закона о защите конкуренции, соответственно данные лица вправе самостоятельно и добросовестно определять свои действия на рынке.
Физическим лицам, коммерческим организациям и некоммерческим организациям запрещается осуществлять координацию экономической деятельности хозяйствующих субъектов, если такая координация приводит к любому из последствий, которые указаны в частях 1 - 3 статьи 11 Закона о защите конкуренции, которые не могут быть допустимыми в соответствии со статьями 12 и 13 Закона о защите конкуренции или которые не предусмотрены федеральными законами.
Таким образом, Комиссия ФАС России по рассмотрению дела N 22/01/11-50/2020 о нарушении антимонопольного законодательства, учитывая совокупность имеющихся доказательств, пришла к выводу о наличии в действиях ОАО "АА" нарушения части 5 статьи 11 Закона о защите конкуренции, выразившегося в координации экономической деятельности, которая привела к последствиям, предусмотренным пунктами 2 и 3 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
Комиссия ФАС России считает, что необходимость выдавать предписание ОАО "АА" по делу N 22/01/11-50/2020 об устранении нарушения антимонопольного законодательства по координации экономической деятельности отсутствует в связи с завершением ее реализации. Кроме того, отсутствует необходимость направления решения в правоохранительные органы.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России
решила:
1. Признать ОАО "АА" (ОГРН <...>, ИНН <...>, адрес места нахождения: 125438, АА) нарушившим часть 5 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" путем координации экономической деятельности хозяйствующих субъектов, которая привела к последствиям, предусмотренным пунктами 2 и 3 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Предписание по делу N 22/01/11-50/2020 об устранении нарушения антимонопольного законодательства по факту координации экономической деятельности ответчику не выдавать в связи с завершением ее реализации.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.