Решение ФАС РФ от 06.08.2020 по делу N 08/05/5-35/2020

"О признании жалобы обоснованной: в рекламе биологически активной добавки усматриваются признаки нарушения п. 2 ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе""
Редакция от 06.08.2020 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 6 августа 2020 г. по делу N 08/05/5-35/2020

Комиссия ФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии

<...> - заместитель руководителя ФАС России,

Члены Комиссии:

<...> - заместитель начальника Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,

<...> - начальник отдела контроля законодательства о рекламе Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,

<...> - консультант отдела контроля законодательства о рекламе Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,

рассмотрев материалы о распространении рекламы биологически активной добавки "Детримакс 1000" в журнале "Акушерство и гинекология" N 5/2019 (дата публикации: 29.05.2019),

лица, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

ООО "Ю" (адрес: <...>, ОГРН: <...>, ИНН: <...>, КПП: 772501001, дата регистрации: 02.05.2017) - <...>;

заинтересованное лицо:

ООО "Б" (адрес: <...>, ОГРН: <...>, ИНН: <...>, КПП: 772801001, дата регистрации: 28.01.2010) - уведомлены надлежащим образом, не явились;

заявитель:

АО "А" (адрес: <...>, ОГРН <...>, ИНН: <...>, КПП: 503101001, дата регистрации: 09.08.2002) - <...>,

установила:

В ФАС России поступило обращение АО "А" с жалобой на рекламу биологически активной добавки "Детримакс 1000".

Реклама биологически активной добавки "Детримакс 1000" распространялась в журнале "Акушерство и гинекология" N 5/2019 (дата публикации: 29.05.2019) на странице 179.

В рекламе сообщается: "Для поддержания уровня 25 (ОН)D более 30 нг/мл может потребоваться потребление не менее 1500 - 2000 МЕ витамина D в сутки. (Уровень доказанности AI)2. 2. Клинические рекомендации Российской Ассоциации Эндокринологов, Дефицит витамина D у взрослых: диагностика, лечение и профилактика, 2015 г."

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

По смыслу законодательного определения рекламой считается та информация, которая, во-первых, была распространена, во-вторых, адресована неопределенному кругу лиц, в-третьих, направляет внимание и интерес на объект рекламирования, в-четвертых, имеет цель продвинуть объект рекламы на рынок. Иными словами, реклама призвана выделить рекламируемый объект из ряда других объектов и привлечь к нему внимание, а также побуждать лиц из числа неопределенного круга, среди которых распространялась реклама, обратиться за приобретением товара.

Указанная информация о биологически активной добавке "Детримакс 1000", отвечает всем признакам рекламы и является рекламой биологически активной добавки "Детримакс 1000".

В рекламе сообщается: "Для поддержания уровня 25 (ОН)D более 30 нг/мл может потребоваться потребление не менее 1500-2000 МЕ витамина D в сутки".

При этом информация о дозировке витамина D в одной таблетке биологически активной добавки "Детримакс 1000" (1000 МЕ) и рекомендуемые к приему дозировки 1500 - 2000 МЕ выполнены красным цветом для создания визуального акцента на взаимосвязи данных величин.

Согласно подпункту 2 пункта 1.2 главы II "Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к продукции, подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору", утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза ЕврАзЭС от 28.05.2020 N 299 (далее - Единые санитарные требования), биологически активные добавки к пище (далее - БАД) - продукты, содержащие пищевые и (или) биологически активные вещества (их концентраты) природного происхождения или идентичные им вещества искусственного происхождения, а также пребиотические компоненты и пробиотические микроорганизмы, предназначенные для употребления с пищей с целью оптимизации рациона человека и не являющиеся единственным источником пищи или диетического питания.

Официальный источник электронного документа содержит неточность: имеется в виду Решение Комиссии Таможенного союза ЕврАзЭС от 28.05.2010 N 299.

Согласно подпункту 4 пункта 1.2 Единых санитарных требований адекватный уровень потребления - уровень суточного потребления пищевых и биологически активных веществ, установленный на основании расчетных или экспериментально определенных величин, или оценок потребления пищевых и биологически активных веществ группой/группами практически здоровых людей.

Согласно подпункту 4 пункта 1.2 Единых санитарных требований верхний допустимый уровень потребления - наибольший уровень суточного потребления пищевых и биологически активных веществ, который не представляет опасности развития неблагоприятных воздействий на показатели состояния здоровья практически у всех лиц старше 18 лет из общей популяции.

Согласно подпункту 55 пункта 1.5 Единых санитарных требований перечень основных биологически активных веществ и допустимые величины их суточного потребления для взрослых в составе биологически активных добавок к пище установлены Приложением 5 к настоящему разделу Единых санитарных требований. Содержание биологически активных веществ в суточной дозе биологически активных добавок к пище, указанной в рекомендациях по применению, должно составлять не менее 15% адекватного уровня потребления и не превышать верхний допустимый уровень их потребления согласно приложению 5 к настоящему разделу Единых санитарных требований.

Согласно Величинам суточного потребления пищевых и биологически активных веществ для взрослых в составе специализированных пищевых продуктов (СПП) и БАД к пище (энергетическая ценность 10000 КДЖ или 2300 ККАЛ) адекватным уровнем потребления витамина D является 10 мкг (400 МЕ), верхним допустимым уровнем - 15 мкг (600 МЕ).

Соответственно на биологически активную добавку "Детримакс 1000" распространяются указанные требования об уровне суточного потребления витамина D.

Вместе с тем в рекламе указывается на возможность применения больших дозировок витамина D.

Согласно пункту 2 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

ООО "Ю" в своих объяснениях указывает на то, что сообщаемое в рекламе утверждение "Для поддержания уровня 25 (ОН)D более 30 нг/мл может потребоваться потребление не менее 1500 - 2000 МЕ витамина D в сутки" не содержит упоминания биологически активной добавки "Детримакс 1000", соответственно, сообщаемая в рекламе информация о дозировке витамина D не является условием применения рекламируемой биологически активной добавки "Детримакс 1000".

Комиссия ФАС России не может согласиться с указанным доводом, поскольку объектом рекламирования выступает биологически активная добавка "Детримакс 1000", биологически активным веществом которой является витамин D. Сообщаемые в рекламе сведения о свойствах витамина D и уровне суточного потребления витамина D непосредственно относятся к биологически активной добавке "Детримакс 1000", являющейся объектом рекламирования.

Соответственно в рекламе биологически активной добавки "Детримакс 1000" сообщаются не соответствующие действительности сведения об условиях применения биологически активной добавки "Детримакс 1000".

С учетом изложенного в рекламе биологически активной добавки "Детримакс 1000" усматриваются признаки нарушения пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".

Участники настоящего дела не представили документы и информацию, свидетельствующую о прекращении распространения рекламы биологически активной добавки "Детримакс 1000", в которой сообщаются не соответствующие действительности сведения об условиях применения биологически активной добавки "Детримакс 1000".

Согласно части 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель несет ответственность за нарушение части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".

Рекламодатель - ООО "Ю" (адрес: <...>, ОГРН: <...>, ИНН: <...>, КПП: 772501001, дата регистрации: 02.05.2017).

Рекламораспространитель - издатель журнала "Акушерство и гинекология" ООО "Б" (адрес: <...>, ОГРН: <...>, ИНН: <...>, КПП: 772801001, дата регистрации: 28.01.2010).

Руководствуясь пунктом 2 части 3 статьи 5, пунктом 2 части 1 статьи 33, частями 1, 2 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

Официальный источник электронного документа содержит неточность: имеются в виду Правила рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства российской федерации о рекламе, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 N 508.

решила:

1. Признать ненадлежащей, нарушающей пункт 2 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", рекламу биологически активной добавки "Детримакс 1000", распространявшуюся в журнале "Акушерство и гинекология" N 5/2019 (дата публикации: 29.05.2019), поскольку в рекламе сообщаются не соответствующие действительности сведения об условиях применения биологически активной добавки "Детримакс 1000".

2. Выдать ООО "Ю" (адрес: <...>, ОГРН: <...>, ИНН: <...>, КПП: 772501001, дата регистрации: 02.05.2017) предписание о прекращении нарушения Федерального закона "О рекламе".

3. Выдать ООО "Б" (адрес: <...>, ОГРН: <...>, ИНН: <...>, КПП: 772801001, дата регистрации: 28.01.2010) предписание о прекращении нарушения Федерального закона "О рекламе".

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу ФАС России для решения необходимости возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО "Ю".

Решение изготовлено в полном объеме 12 августа 2020. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.