Решение ФАС РФ от 06.08.2020 по делу N П-103/20

"О признании жалобы обоснованной: действия заказчика, уполномоченного органа, нарушают ч. 9 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 7.32 КоАП РФ"
Редакция от 06.08.2020 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 6 августа 2020 г. по делу N П-103/20

О РЕЗУЛЬТАТАХ ВНЕПЛАНОВОЙ ПРОВЕРКИ СОБЛЮДЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 26.11.2019 N 1556/19 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи обращение АО "У" (далее - Заявитель), содержащее информацию о возможных нарушениях Закона о контрактной системе в действиях "А" (далее - Заказчик), МКУ "Ц" городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, АО "Е" (далее - Оператор электронной площадки) конкурса с ограниченным участием на право заключения государственного контракта на выполнение строительно-монтажных работ и разработки рабочей документации генеральной подрядной организацией по строительству объекта "Строительство мостового перехода через р. Белая в створе ул. Интернациональной в Калининском и Орджоникидзевском районах городского округа город Уфа Республики Башкортостан 1 этап" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0301300247619001918) (далее - Конкурс) и в результате осуществления внеплановой проверки в части действий Оператора электронной площадки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение, содержащее информацию о возможных нарушениях Закона о контрактной системе в действиях Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Конкурса.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа, неправомерно принявшими решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

В результате рассмотрения обращения и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Заказчика, Уполномоченного органа, Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 05.12.2019;

2) начальная (максимальная) цена контракта - 8 779 674 484,76 рубля;

3) источник финансирования - бюджет Республики Башкортостан, бюджет городского округа город Уфа Республики Башкортостан;

4) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;

5) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 30.12.2019;

6) в соответствии с частью 16 статьи 54.4 Конкурс признан несостоявшимся, так как по окончании срока подачи заявок подана только одна заявка, признанная соответствующей требованиям Конкурсной документации и Закону о контрактной системе;

7) победителем Конкурса признано ООО "У" с предложением о цене контракта 8 735 776 112 рублей;

8) с Победителем заключен государственный контракт от 17.04.2020 с реестровым номером 3027819887520000001.

Согласно доводу обращения Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В соответствии с частями 8, 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено право заказчика на расторжение контракта в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством Российской Федерации. При этом принятие решения допускается исключительно в связи с существенным нарушением условий контракта. Документами, подтверждающими обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта являются, например, заключения экспертизы, акты приемки товаров (работ, услуг), составленные с участием поставщика (подрядчика, исполнителя), товаросопроводительные документы, решения/предписания контролирующих органов власти, претензионная переписка и другие документы, фиксирующие факты неисполнения/ненадлежащего исполнения обязательств по контракту.

Пунктом 18.2 проекта государственного контракта Конкурсной документации установлено положение о возможности расторжения контракта по соглашению сторон.

На заседании Комиссии представитель Уполномоченного органа пояснил, что решение о расторжении контракта в одностороннем порядке принято в связи с отзывом бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных средств, предусмотренных на оплату закупаемых работ.

В частности, представитель Уполномоченного органа, представив Комиссии распоряжение Правительства Республики Башкортостан от 30.12.2019 N 1586-р и соглашение от 17.03.2020 N 2, согласно которым лимиты финансирования строительства объекта закупки на 2020 год не предусмотрены, пояснил, что указанное делает исполнение Заказчиком обязательств по Контракту невозможным.

Вместе с тем, изучив материалы, Комиссия ФАС России приходит к выводу о том, что решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта противоречит требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе.

Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа, нарушают часть 9 статьи 95 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия

решила:

1. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе.

2. В связи с тем, что Заказчиком заключен контракт, предписание об устранении выявленного нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не выдавать.

3. Передать материалы от 06.08.2020 по делу N П-103/20 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.