Решение ФАС РФ от 04.08.2020 по делу N 08/05/5-20/2020

"О признании жалобы обоснованной: реклама признана ненадлежащей, нарушающей ч. 6 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", поскольку в ней использованы оскорбительные образы в отношении женского пола"
Редакция от 04.08.2020 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 4 августа 2020 г. по делу N 08/05/5-20/2020

Комиссия ФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии <...> - заместитель руководителя ФАС России,

Члены Комиссии: <...> - заместитель начальника Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции, <...> - консультант отдела контроля законодательства о рекламе Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,

рассмотрев материалы о распространении рекламы девелоперской компании "Гранель" в декабре 2019 года на рекламных конструкциях в городе Москве и Московской области, лица, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе: ООО "С" (адрес: <...>, ОГРН <...>, ИНН <...>, КПП <...>, дата регистрации: <...>) - <...>; ООО "У" (адрес: <...>, ОГРН: <...>, ИНН: <...>, КПП: <...>, дата регистрации: <...>) - <...>; ООО "Г" (адрес: <...>, ОГРН <...>, ИНН: <...>, КПП: 504701001, дата регистрации: 15.08.2018) - <...>,

установила:

В ФАС России поступили обращения граждан с жалобой на рекламу девелоперской компании "Гранель", распространявшуюся в декабре 2019 года на рекламных конструкциях в городе Москве и Московской области.

В рекламе сообщается: "Новогодние условия! Закачаешься! Квартиры от 1,8 млн р. GG Гранель. Главный по квартирам. (495) 481 81 11 www.granelle.ru ООО "С". Проектные декларации на сайте www.granelle.ru".

Также в рекламе содержится изображение женщины в черном трико с открытым декольте, стоящей на ладонях и коленях на конструкции, напоминающей качели, с подмигивающим выражением лица.

Согласно части 6 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

ФАС России направил запрос информации в Ассоциацию Маркетинговой Индустрии "Рекламный совет" с просьбой произвести оценку указанной рекламы GG Гранель (далее - макет "Качели") на предмет использования в рекламе непристойных, оскорбительных, образов, сравнений и выражений.

Экспертами СРО была осуществлена оценка макета "Качели" на предмет его соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе, нормам, изложенным в Кодексе рекламы и маркетинговых коммуникаций МТП.

Комитетом по рассмотрению жалоб потребителей и обращений государственных органов, общественных организаций, служб мониторинга СРО были представлены следующие данные.

На вопрос "Содержатся ли в макете "Качели" оскорбительные и/или непристойные образы, сравнения и/или выражения?" эксперты большинством голосов (57,1%) ответили "да", 42,9% экспертов ответили "нет".

По вопросу "Имеются ли в макете "Качели" нарушения требований Российской Федерации о рекламе, а также норм, изложенных в Кодексе рекламы и маркетинговых коммуникаций МТП?" мнения экспертов разделились: 50% ответили "да", 50% ответили "нет".

В решении по рассмотрению макета "Качели" Ассоциацию Маркетинговой Индустрии "Рекламный совет" отмечено, что в рекламе девелоперской компании "Гранель" усматривается нарушение части 6 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".

При этом эксперты отметили, что рекламодатель с помощью визуализации женщины в позе "лошадки-качалки" пытается обыграть слоган "Новогодние условия! Закачаешься!". Однако качание может быть передано с помощью разных визуальных образов, в рассматриваемом случае используется неуместный в данном контексте (в т.ч. размещение в наружной рекламе) сексуальный мотив. При этом женщина приравнивается к сексуальной игрушке, что унизительно как для женщины, рассматриваемой как предмет, так и для мужчины, за которым отрицается способность относиться к женщине как человеку. Для квалификации образа как оскорбительного он должен быть неприличным и унижать человеческое достоинство. Обе характеристики в данном случае налицо.

Комиссия ФАС России, проанализировав использованные в рекламе образы в отношении женского пола и мнение Ассоциации Маркетинговой Индустрии "Рекламный совет", пришла к заключению о наличии в рекламе признаков нарушения части 6 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 6 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".

Согласно представленным ООО "С" документам и выписке из ЕГРЮЛ, исполнительным органом ООО "С" является ООО "У" (адрес: <...>, ОГРН: <...>, ИНН: <...>, КПП: <...>, дата регистрации: 13.07.2015).

Согласно представленным ООО "С" и ООО "У" документам, рассматриваемая реклама девелоперской компании "Гранель" размещалась в декабре 2019 года на рекламных конструкциях в городе Москве и Московской области на основании договора N 699/2018 на оказание услуг от 14.09.2018, заключенного между ООО "В" (Исполнитель) и ООО "Г" (Заказчик).

Следовательно рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО "Г" (адрес: <...>, ИНН: <...>, КПП: <...>, дата регистрации: <...>).

Руководствуясь частью 6 статьи 5, пунктом 2 части 1 статьи 33, частями 1, 2 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

решила:

1. Признать ненадлежащей, нарушающей часть 6 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", рекламу девелоперской компании "Гранель", распространявшуюся в декабре 2019 года на рекламных конструкциях в городе Москве и Московской области, поскольку в рекламе использованы оскорбительные образы в отношении женского пола.

2. Выдать ООО "Г" (адрес: <...>, ОГРН <...>, ИНН: <...>, КПП: <...>, дата регистрации: <...>) предписание о прекращении нарушения Федерального закона "О рекламе".

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу ФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО "Г".

Решение изготовлено в полном объеме 07 августа 2020. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.