ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
РЕШЕНИЕ
от 4 апреля 2019 г. N 19/44/105/861
О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "П" (далее - Заявитель) на действия ГКУ "Д" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, аукционной комиссией ГКУ "Д" (далее - Аукционная комиссия), АО "Е" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Многопрофильный лечебно-диагностический корпус онкологического диспансера, г. Севастополь" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0874200000119000002) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
установила:
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком не размещена в ЕИС проектная документация в полном объеме, а именно отсутствует том 11 "02-17/ПИР-44-СМ: Смета на строительство объектов капитального строительства";
2. Заказчиком неправомерно в техническом задании документации об Аукционе не установлено соотношение товаров, используемых при выполнении работ, установленных в техническом задании документации об Аукционе с локальными сметами расчетами;
3. В документации об Аукционе ненадлежащим образом установлено требование к подрядчику о привлечении субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций для исполнения государственного контракта;
4. Заказчиком ненадлежащим образом установлено требование о подтверждении соответствия участников закупки пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в части предоставления выписки из саморегулируемой организации.
Представитель Заказчика частично согласился с доводами Заявителя.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в ЕИС - 19.03.2019;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 2 521 720 150 рублей;
4) источник финансирования - федеральный бюджет в рамках ФЦП "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2022 года"; КБК 41.20.20180;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 04.04.2019;
6) на участие в Аукционе подана 1 заявка от участника закупки;
7) в соответствии с частью 16 статьи 66 Закона о контрактной системе Аукцион признан не состоявшимся.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком не размещена в ЕИС проектная документация в полном объеме, а именно отсутствует том 11 "02-17/ПИР-44-СМ: Смета на строительство объектов капитального строительства".
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
Согласно части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в том числе, в соответствии проектной документацией.
При этом, частью 2 статьи 48 Градостроительного кодекса проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемой работы установленным заказчиком требованиям.
Отсутствие в документации о закупке функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки, требований к результатам работ, в том числе отсутствие в составе документации о закупке полного объема проектной документации приводит к невозможности формирования участником закупки предложения по исполнению государственного (муниципального) контракта.
На заседании комиссии представители Заказчика сообщили, что проектная документация, разработанная в соответствии с требованиями Постановления Правительства от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию", размещена в ЕИС в полном объеме, что позволяет определить объект закупки и сформировать заявку на участие в Аукционе.
На заседании Комиссии установлено, что в составе проектной документации по объекту "Многопрофильный лечебно-диагностический корпус онкологического диспансера, г. Севастополь" содержится, в том числе, том 11 "02-17/ПИР-44-СМ: Смета на строительство объектов капитального строительства", включающий ряд локальных смет и общие сметные расчеты по объектам.
Вместе с тем, в ЕИС 19.03.2019 размещен сводный сметный расчет (приложение N 1 к техническому заданию документации об Аукционе), при этом, локальные сметы и общие сметные расчеты по объектам отсутствуют.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку Заказчиком самостоятельно устранено нарушение путем размещения в ЕИС 25.03.2019 локальных смет и общих сметных расчетов по объектам, при этом на момент рассмотрения жалобы у Комиссии отсутствуют сведения о том, что указанное нарушение повлекло нарушение прав или законных интересов третьих лиц.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно в техническом задании документации об Аукционе не установлено соотношение товаров, используемых при выполнении работ, с локальными сметами расчетами.
На заседании Комиссии установлено, что требования к товарам с указанием их функциональных, технических и качественных характеристик содержатся в приложении N 2 к техническому заданию документации об Аукционе.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии сообщил, что требования к товарам, содержащиеся в техническом задании документации об Аукционе, установлены в соответствии с проектной документацией, размещенной в ЕИС.
Учитывая изложенное, а также отсутствие в Законе о контрактной системе требования об указании заказчиком соотношения локальных сметных расчетов и товаров, используемых при выполнении работ, Комиссии не представляется возможным прийти к выводу об обоснованности довода Заявителя.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу жалобы Заявителя, в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлено требование к подрядчику о привлечении субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций для исполнения государственного контракта.
В соответствии с частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Согласно части 6 статьи 30 Закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, и включается в отчет, указанный в части 4 настоящей статьи. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Пунктом 1.7 части I информационной карты документации об Аукционе установлено требование к подрядчику, не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. Объем привлечения составляет не менее 15%.
Пунктом 9.4. проекта государственного контракта документации об аукционе установлено, что "Подрядчик, не являющийся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, обязан привлечь к исполнению Контракта соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. Общий объем работ, оказываемый указанными субъектами, в денежном выражении должен составлять: не менее 15 (пятнадцати) процентов от цены Контракта".
Таким образом, действия Заказчика, не установивших в проекте государственного контракта конкретное значение объема привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций не соответствует части 6 статьи 30 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлено требование о подтверждении соответствия участников закупки пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в части предоставления выписки из саморегулируемой организации.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
В соответствии с частью 1 статьи 55.16 ГрК РФ саморегулируемая организация в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации по обязательствам, возникшим вследствие причинения вреда личности или имуществу гражданина, имуществу юридического лица вследствие разрушения, повреждения здания, сооружения либо части здания или сооружения, формирует компенсационный фонд возмещения вреда.
Согласно части 2 статьи 55.16 ГрК РФ саморегулируемая организация в случаях, установленных ГрК РФ, в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации по обязательствам, возникшим вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения ими обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда или договорам подряда на осуществление сноса, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров, дополнительно формирует компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в случаях, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 55.4 ГрК РФ.
Частями 12 и 13 статьи 55.16 ГрК РФ установлены минимальные размеры взносов в соответствующие компенсационные фонды саморегулируемой организации.
Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 N 58 утверждена форма выписки из реестра членов саморегулируемой организации, согласно которой в отношении члена саморегулируемой организации указываются сведения об уровне ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, в соответствии с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд возмещения вреда.
Подпунктом 1.6.2.1 части I информационной карты документации об Аукционе установлено, что "Участник закупки-член СРО должен иметь право выполнять работы в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, а также объектов использования атомной энергии)".
Согласно подпункту 3.1.4 части I информационной карты документации об Аукционе вторая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать действующую выписку из реестра членов саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в отношении объектов капитального строительства по форме, установленной органом надзора за саморегулируемыми организациями по форме, которая утверждена Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 г. N 58.
На основании изложенного, а также учитывая, что Заказчиком установлено требование к участникам закупки о предоставлении выписки из саморегулируемой организации по форме, утвержденной Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 г. N 58, обязательным положением которой является сведения о компенсационных фондах саморегулируемой организации, Комиссия приходит к выводу, что требование Заказчика о подтверждении участниками закупки соответствия требованиям пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Заявитель явку представителей не обеспечил, в составе жалобы не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
5. Решениями Комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок от 27.03.2019 по делу N 19/44/105/725, от 04.04.2019 по делу N 19/44/105/860 в действиях Заказчика выявлены следующие нарушения:
- пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в не размещении в ЕИС одновременно с публикацией извещения и документации о проведении Аукциона локальных смет, общих сметных расчетов по объектам, в не установлении в техническом задании документации об Аукционе по ряду товаров неправомерно или ненадлежащем установлении единиц измерения характеристик товаров, а также в установлении требований к товарам, не позволяющих указать в заявке на участие в Аукционе значения характеристик товаров, одновременно соответствующих требованиям технического задания документации об Аукционе и значениям, предусмотренным ГОСТ;
- пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в неправомерном установлении в документации об Аукционе требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе сведений о результатах испытаний товаров, используемых при выполнении работ, показателях технологических процессов изготовления товаров, сведений химического и компонентного состава товаров, сведений в отношении упаковки и маркировки товаров, не предусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также в размещении в ЕИС технического задания документации об Аукционе в формате, не обеспечивающем возможность поиска и копирования показателей ряда товаров, и не позволяющем определить обозначения размеры товаров, указанные в чертежах;
- части 6 статьи 30 Закона о контрактной системе, выразившееся в не установлении в проекте государственного контракта конкретного значения объема привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций;
- части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, выразившееся в неправомерном установлении в проекте государственного контракта документации об Аукционе требования к исполнителю по государственному контракту о необходимости согласовывать с Заказчиком соисполнителей (субподрядчиков), привлекаемых для выполнения работ по государственному контракту.
В связи с чем, Заказчику, Аукционной комиссии выдано предписание от 04.04.2019 по делу N 19/44/105/860 при рассмотрении первых частей заявок на участие в Аукционе не учитывать ненадлежащие требования к товарам в соответствии с Законом о контрактной системе и с учетом решения от 04.04.2019 по делу N 19/44/105/860.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
решила:
1. Признать жалобу ООО "П" обоснованной в части ненадлежащего установления требования к подрядчику о привлечении субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций для исполнения государственного контракта.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 6 статьи 30, части 6 статьи 31, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что предписание по выявленным нарушениям выдано на основании решений от 27.03.2019 по делу N 19/44/105/725, от 04.04.2019 по делу N 19/44/105/860, предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решений от 27.03.2019 по делу N 19/44/105/725, от 04.04.2019 по делу N 19/44/105/860 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.