Решение ФАС РФ от 17.09.2020 N 223ФЗ-736/20

"О признании жалобы обоснованной: действия заказчика нарушают ч. 6 ст. 3, п. 2 ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", что содержит признаки составов административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена ч. 7, 8 ст. 7.32.3 КоАП РФ"
Редакция от 17.09.2020 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 17 сентября 2020 г. N 223ФЗ-736/20

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБЫ ООО "И" НА ДЕЙСТВИЯ (БЕЗДЕЙСТВИЕ) ЗАКАЗЧИКА ПРИ ЗАКУПКЕ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 18.07.2011 N 223-ФЗ "О ЗАКУПКАХ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ"

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:

ведущего заседание Комиссии - начальника отдела контроля торгов отдельных видов юридических лиц Управления контроля размещения государственного заказа Бондаренко Д.В., членов Комиссии:

заместителя начальника правового отдела Управления контроля размещения государственного заказа Дементьевой Г.С.,

ведущего консультанта отдела рассмотрения жалоб Управления контроля размещения государственного заказа Харкевич С.С.,

главного государственного инспектора отдела рассмотрения жалоб Управления контроля размещения государственного заказа Шаваевой Д.Р. (далее - Комиссия ФАС России),

при участии представителей:

АО "РА": Ф. (доверенность от 25.12.2018 N 75/1/),

ООО "И": Т. (доверенность б/д б/н), представители ПАО "РБ", АО "Е" на заседание Комиссии ФАС России не явились, уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев жалобу ООО "И" от 09.09.2020 N 20-09/543 на действия (бездействие) заказчика ПАО "РБ" при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку оборудования для реконструкции открытого распределительного устройства (ОРУ) 330 кВ Чиркейской ГЭС для нужд Филиала ПАО "РБ" - "Д" (извещение N 31907727245), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),

установила:

В ФАС России поступила жалоба ООО "И" (далее - Заявитель) от 11.09.2020 N 631 на действия (бездействие) заказчика ПАО "РБ" (далее - Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку оборудования для реконструкции открытого распределительного устройства (ОРУ) 330 кВ Чиркейской ГЭС для нужд Филиала ПАО "РБ" - "Д" (извещение N 31907727245) (далее - Аукцион, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке продукции для нужд ПАО "РБ", утвержденного протоколом заседания Совета директоров ПАО "РБ" (далее - Положение о закупке).

Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе (далее - ЕИС) размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1. Извещение о проведении Аукциона, документация о проведении Аукциона (далее - Извещение, Документация) размещены в ЕИС - 03.04.2019;

2. Начальная (максимальная) цена договора - 309 881 400 рублей;

3. Дата окончания подачи заявок - 28.05.2020;

4. На участие в Аукционе подано - 11 заявок;

5. Дата рассмотрения заявок - 07.09.2020;

6. К участию в Аукционе допущено - 5 заявок;

7. Дата проведения Аукциона - 22.09.2020;

8. Дата подведения итогов - 29.09.2020.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в ЕИС положении о закупке такого заказчика.

Согласно доводу жалобы Заказчиком принято неправомерное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.

Представитель АО "РА" (далее - Организатор) с доводами Жалобы не согласился и указал, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, Положения о закупке.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заявителя, Организатора, Комиссия ФАС России установила следующее.

Пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в Документации должны быть указаны, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Пунктом 4.9.6 Документации установлено, что по результатам рассмотрения заявок Заказчик отклоняет несоответствующие заявки, в том числе за несоответствие предлагаемых договорных условий требованиям Документации, в том числе превышение цены заявки (первой ценовой ставки) установленного размера НМЦ.

В соответствии с пунктом 4.6.1.3 Документации при подаче заявки участник обязан в письме о подаче оферты указать цену своей заявки, являющуюся его первой ценовой ставкой в рамках проведения аукциона, а в случае проведения закупки с использованием электронной торговой площади (далее - ЭТП) - аналогичным образом заполнить соответствующее поле на ЭТП и подписать ее своей электронной подписью. Дальнейшая подача ценовых ставок в ходе проведения Аукциона будет возможна только путем снижения участником его первоначальной ценовой ставки, указанной в заявке.

Согласно пункту 7.2 Документации в письме о подаче оферты участник вправе указать цену которая может быть ниже установленной НМЦ на любую сумму в пределах "шага аукциона", указанного в пункте 1.2.13 Документации.

При этом пунктом 4.11.1.3 Документации предусмотрено, что Аукцион проводится путем снижения НМЦ, указанной в пункте 1.2.12 Документации, а затем текущей минимальной ценовой ставки - на произвольную величину в пределах "шага аукциона", указанного в пункте 1.2.13 Документации. Снижение цены заявки на величину, превышающую "шаг аукциона", не допускается.

Согласно протоколу заседания закупочной комиссии от 07.09.2020 N Р/6 Заявителю отказано в допуске к участию в Аукционе на основании пункта 4.9.6 Документации, а именно: ценовое предложение заявки Заявителя, снижено относительно начальной максимальной цены (далее - НМЦ) на 392 рубля, что не соответствует установленному в Документации "шагу аукциона".

Вместе с тем, Комиссия ФАС России, изучив требования Документации приходит к выводу, что предоставление участниками закупки в письме о подаче оферты цены сниженной не в рамках аукциона не может являться основанием для отказа такому участнику в допуске к участию в закупке, поскольку правовая природа проведения такого способа закупки, как аукцион, предполагает снижение НМЦ в рамках "шага аукциона" при подаче ценовых предложений, то есть в процессе проведения Аукциона.

Таким образом, действия Заказчика, установившего вышеуказанное положение в Документации и, как следствие, отклонившего заявку Заявителя, ограничивает количество участников закупки и нарушают часть 6 статьи 3, пункт 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки составов административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена частями 7, 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Учитывая изложенное, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России принято решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

решила:

1. Признать жалобу ООО "И" (ИНН: <...>; ОГРН: <...>) от 11.09.2020 N 631 на действия (бездействие) заказчика ПАО "РБ" (ИНН: <...>; ОГРН: <...>) при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку оборудования для реконструкции открытого распределительного устройства (ОРУ) 330 кВ Чиркейской ГЭС для нужд Филиала ПАО "РБ" - "Д" (извещение N 31907727245) обоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 6 статьи 3, пункта 2 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

3. Выдать Заказчику обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением от 17.09.2020 N 223ФЗ-736/20.

4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 17.09.2020 N 223ФЗ-736/20 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Ведущий заседание Комиссии
ФАС России
Д.В. БОНДАРЕНКО

Члены Комиссии
ФАС России
Г.С. ДЕМЕНТЬЕВА
С.С. ХАРКЕВИЧ
Д.Р. ШАВАЕВА