ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
РЕШЕНИЕ
от 17 сентября 2020 г. по делу N 08/05/20-53/2020
Комиссия ФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Заместитель Председателя Комиссии <...> - начальник Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,
Члены Комиссии:
<...> - заместитель начальника Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,
<...> - начальник отдела контроля законодательства о рекламе Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,
<...> - консультант отдела контроля законодательства о рекламе Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,
<...> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля законодательства о рекламе Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,
рассмотрев материалы о распространении звуковой рекламы радиостанции "Е" 28 июня 2020 года в пригородном электропоезде Киевского направления,
в присутствии лиц, участвующих в деле:
лица, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
рекламодатель:
ЗАО "Е" (юридический адрес: 109004, <...>, ОГРН <...>, ИНН <...>, КПП <...>, дата регистрации 15.06.2009) - <...>
рекламораспространитель:
АО "Ц" (юридический адрес: <...>, ОГРН <...>, ИНН <...>, КПП <...>, дата регистрации 08.12.2005) - <...>
установила:
28 июня 2020 года в пригородном электропоезде Киевского направления, следовавшему по маршруту "Нара - Москва", распространялась звуковая реклама радиостанции "Е", в которой сообщалось: "...утреннее шоу на Европе плюс. Мы так же, как и вы заботимся об окружающих. Носим маски и перчатки в общественных местах. Спасибо, что тоже бережете друг друга. До встречи в эфире и хорошей дороги".
Согласно части 6 статьи 20 Федерального закона "О рекламе" распространение звуковой рекламы с использованием транспортных средств, а также звуковое сопровождение рекламы, распространяемой с использованием транспортных средств, не допускается.
Указанный запрет подпадает как на рекламу, распространяемую с помощью внешних динамиков, так и на рекламу, распространяемую внутри транспортного средства, в случае если транспортное средство оборудовано устройством, формирующим звуковой сигнал для локального его распространения в транспортном средстве.
Указанная реклама радиостанции "Е" распространялась внутри транспортного средства, которое оборудовано устройством, формирующим звуковой сигнал для локального его распространения в транспортном средстве.
Таким образом в распространении рекламы радиостанции "Е" в пригородном электропоезде Киевского направления содержатся признаки нарушения части 6 статьи 20 Федерального закона "О рекламе".
Согласно письменным пояснениям ЗАО "Е" общество полагает, что рассматриваемое звуковое сообщение нельзя квалифицировать в качестве рекламного, поскольку оно не преследовало цели продвижения радиоканала "Е" и поддержания внимания к нему. Целью данного сообщения было оповещение граждан о действующих санитарных требованиях, а упоминание радиостанции производилось с целью идентификации обладателей голосов.
Согласно письменным пояснениям АО "Ц" рассматриваемое звуковое сообщение не содержит какой-либо информации об объектах рекламирования, не направлено на привлечение внимания к конкретным объектам, формирование и поддержание интереса к ним, а является социальной рекламой, направленной на достижение общественно полезных целей в виде предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции.
Комиссия, рассмотрев письменные пояснения участников дела 08/05/5-23/2020, не может согласиться с доводами ЗАО "Е" и АО "Ц", поскольку рассматриваемое звуковое сообщение адресовано неопределенному кругу лиц и направлено на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, в частности, привлечение внимания к радиостанции "Е". Соответственно рассматриваемое звуковое сообщение, в котором сообщалось: "...утреннее шоу на Европе плюс. Мы так же, как и вы заботимся об окружающих. Носим маски и перчатки в общественных местах. Спасибо, что тоже бережете друг друга. До встречи в эфире и хорошей дороги" является рекламой радиостанции "Е".
Согласно частям 6, 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований части 6 статьи 20 Федерального закона "О рекламе" несет рекламодатель и рекламораспространитель.
Рекламодателем указанной рекламы радиостанции "Е" является: ЗАО "Е" (юридический адрес: 109004, <...>, ОГРН <...>, ИНН <...>, КПП <...>, дата регистрации 15.06.2009).
Рекламораспространителем указанной рекламы радиостанции "Е" является: АО "Ц" (юридический адрес: 115054, <...>, ОГРН <...>, ИНН <...>, КПП <...>, дата регистрации 08.12.2005).
На основании части 6 статьи 20 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
решила:
1. Признать ненадлежащей, нарушающей часть 6 статьи 20 Федерального закона "О рекламе" звуковую рекламу радиостанции "Е", поскольку распространение звуковой рекламы с использованием транспортных средств, а также звуковое сопровождение рекламы, распространяемой с использованием транспортных средств, не допускается.
2. Выдать ЗАО "Е" (юридический адрес: 109004, <...>, ОГРН <...>, ИНН <...>, КПП <...>, дата регистрации 15.06.2009) предписание о прекращении нарушения Федерального закона "О рекламе".
3. Выдать АО "Ц" (юридический адрес: 115054, <...>, ОГРН <...>, ИНН <...>, КПП <...>, дата регистрации 08.12.2005) предписание о прекращении нарушения Федерального закона "О рекламе".
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ЗАО "Е" (юридический адрес: 109004, <...>, ОГРН <...>, ИНН <...>, КПП <...>, дата регистрации 15.06.2009), АО "Ц" (юридический адрес: 115054, <...>, ОГРН <...>, ИНН <...>, КПП <...>, дата регистрации 08.12.2005).
Решение изготовлено в полном объеме 28 сентября 2020 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.