Решение ФАС РФ от 21.03.2019 по делу N 19/44/105/723

"О признании жалобы необоснованной: довод заявителя не нашел своего подтверждения"
Редакция от 21.03.2019 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 21 марта 2019 г. по делу N 19/44/105/723

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "А" (далее - Заявитель) на действия ЗАО "СА" (далее - Оператор электронной площадки) при проведении Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (далее - Заказчик), Оператором электронной площадки открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг по информационно-разъяснительному сопровождению и продвижению программных мероприятий по вопросам развития оценки качества общего образования (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0173100003119000008) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в части действий Оператора электронной площадки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Оператора электронной площадки при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Конкурса.

Согласно доводу жалобы Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, неправомерно возвратившего заявку Заявителя на участие в Конкурса.

Представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Оператор электронной площадки действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Оператора электронной площадки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 19.02.2019;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;

3) начальная (максимальная) цена контракта - 20 000 000 рублей;

4) источник финансирования - федеральный бюджет. КБК - 077 0709 0250190019 244;

5) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурса - 14.03.2019;

6) на участие в Конкурса подана 1 заявка от участников закупки;

7) в соответствии с частью 16 статьи 54.4 Закона о контрактной системе Конкурс признан несостоявшимся.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, неправомерно возвратившего заявку Заявителя на участие в Конкурса.

В соответствии с частью 5 статьи 24.1 Закона о контрактной системе обмен информацией, связанной с аккредитацией на электронной площадке, специализированной электронной площадке и проведением электронных процедур, закрытых электронных процедур, между участником закупки, заказчиком, оператором электронной площадки, оператором специализированной электронной площадки осуществляется на электронной площадке, специализированной электронной площадке в форме электронных документов. Правительство Российской Федерации вправе определить типовую форму заявки на участие в электронных процедурах, закрытых электронных процедурах, а также вправе установить требования к содержанию, составу, порядку разработки типовой документации о закупке. Такие типовая заявка, типовая документация обязательны для применения заказчиками и (или) участниками закупки.

В соответствии с частью 13 статьи 24.1 Закона о контрактной системе оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки обязаны обеспечить непрерывность проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, надежность функционирования программно-аппаратных средств, используемых для их проведения, равный доступ участников закупок к участию в электронных процедурах, закрытых электронных процедурах, неизменность подписанных усиленной электронной подписью документов.

В соответствии с частью 10 статьи 44 Закона о контрактной системе при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок, вносятся участниками закупок на специальные счета, открытые ими в банках, перечень которых установлен Правительством Российской Федерации (далее - специальный счет).

В соответствии с пунктом 24 дополнительных требований к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08 июня 2018 года N 656 (далее - Постановление N 656), оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки заключают соглашения о взаимодействии с каждым из банков, включенных в установленный Правительством Российской Федерации перечень в соответствии с частью 10 статьи 44 Закона о контрактной системе. Взаимодействие между оператором электронной площадки, оператором специализированной электронной площадки и банком осуществляется в электронной форме.

В соответствии с частью 13 статьи 44 Закона о контрактной системе каждый оператор электронной площадки заключает соглашения о взаимодействии с каждым из банков, включенных в установленный Правительством Российской Федерации перечень в соответствии с частью 10 статьи 44 Закона о контрактной системе. Требования к условиям таких соглашений определены Правительством Российской Федерации. Банк вправе открывать специальные счета участникам закупок только после заключения соглашений о взаимодействии с каждым из операторов электронной площадки. Ответственность оператора электронной площадки перед банком за своевременность и достоверность информации, предоставляемой оператором электронной площадки банку в целях выполнения банком требований настоящей статьи, определяется соглашением о взаимодействии оператора электронной площадки с банком.

Согласно части 20 статьи 44 Закона о контрактной системе блокирование денежных средств не осуществляется в случае отсутствия на специальном счете участника закупки незаблокированных денежных средств в размере обеспечения данной заявки, информация о котором направлена оператором электронной площадки. Оператор электронной площадки обязан вернуть заявку подавшему ее участнику в течение одного часа с даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе в исключительно в случаях, если на специальном счете участника закупки отсутствуют незаблокированные денежные средства в размере обеспечения заявки либо блокирование денежных средств на специальном счете не может быть осуществлено в связи с приостановлением операций по такому счету в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно части 12 статьи 66 Закона о контрактной системе одновременно с возвратом заявки на участие в электронном аукционе в соответствии с частью 20 статьи 44 Закона о контрактной системе, частью 11 статьи 66 Закона о контрактной системе оператор электронной площадки обязан уведомить в форме электронного документа участника такого аукциона, подавшего данную заявку, об основаниях ее возврата с указанием положений Закона о контрактной системе, которые были нарушены. Возврат заявок на участие в таком аукционе оператором электронной площадки по иным основаниям не допускается.

В соответствии с извещением о проведении Конкурса срок окончания подачи заявок на участие в Конкурса - 14.03.2019 в 10:00.

Согласно извещению о проведении Конкурса, размер обеспечения заявки на участие в Конкурса составляет 200 000 рублей.

Из жалобы Заявителя следует, что Заявителем открыт специальный счет N 40702810038000202194 в ПАО "СБ" (далее - Банк).

Представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии пояснил, что 15.01.2019 денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в процедуре определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с номером извещения 31807389624 заблокированы в размере 263 314 рублей.

В соответствии с пунктом 15.6 Регламента торговой секции "Закупки 223-ФЗ" Универсальной торговой площадки, утвержденного 05.09.2018 (далее - Регламент) в течение пяти рабочих дней после предоставления Организатором сведений о заключенном договоре по результатам закупки Оператором прекращается блокирование денежных средств в размере, указанном в п. 4.5 Регламента у участников, не отмеченных в сведениях о завершении процедуры, как участников, уклонившихся от заключения договора по каждому лоту.

Из представленных Оператором электронной площадки на заседании Комиссии материалов следует, что в адрес Оператора электронной площадки по состоянию на 21.03.2019 от Организатора проведения процедуры с номером извещения 31807389624 не поступило сведений о заключенном договоре, а также требование о необходимости разблокирования, в том числе, Заявителю денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявок.

На основании изложенного, денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки по указанной процедуре обременены блокировкой и не могут быть заблокированы для участия в Конкурсе.

Из жалобы Заявителя следует, что для участия в запросе предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (номер извещения 31907554262), Заявителем внесены деньги в качестве обеспечения заявки на виртуальный счет Оператора электронной площадки АО "Е", при этом, Оператором электронной площадки АО "Е" неправомерно заблокированы денежные средства в размере 198 131,99 рубля на специальном счете, в связи с чем Банк не осуществил блокирование денежных средств для участия в Конкурсе.

В соответствии с частью 10 статьи 3.4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) проведение конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется заказчиком на электронной площадке, функционирующей в соответствии с едиными требованиями, предусмотренными Законом о контрактной системе, и дополнительными требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.

Представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии сообщил, что денежные средства в указанном размере заблокированы на специальном счете Заявителя в соответствии с требованиями части 10 статьи 3.4 Закона о закупках и не могут быть использованы в качестве обеспечения заявки на участие в Конкурса в связи с последующим участием Заявителя в указанной процедуре.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что для блокирования денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в Конкурса у Заявителя отсутствовали денежные средства, в связи с чем заявка Заявителя возвращена.

Вместе с тем, на заседание Комиссии Заявитель не представил доказательств, подтверждающих наличие денежных средств на специальном счете в размере обеспечения заявки, в связи с чем Комиссии не представляется возможным прийти к выводу об обоснованности довода Заявителя.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия

решила:

Признать жалобу ООО "А" необоснованной.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.