Решение ФАС РФ от 12.03.2019 по делу N 19/44/105/501

"О признании жалобы необоснованной: довод заявителя не нашел своего подтверждения"
Редакция от 12.03.2019 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 12 марта 2019 г. по делу N 19/44/105/501

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Т" (далее - Заявитель) на действия Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края (далее - Заказчик), Комитета Ставропольского края по государственным закупкам (далее - Уполномоченный орган) при проведении аукционной комиссией Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края (далее - Аукционная комиссия), Заказчиком, Уполномоченным органом, АО "Э" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение подрядных работ по объекту "Строительство нового корпуса государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ставропольского края "Краевая детская клиническая больница в городе Ставрополе" для обеспечения государственных нужд Ставропольского края (номер извещения 0121200004719000018) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),

установила:

В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Аукционной комиссией, Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.

По мнению Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе установлены ненадлежащие, излишние требования к товарам, используемых при выполнении работ, а также установлена ненадлежащая инструкция по заполнению заявок на участие в Аукционе.

Представители Уполномоченного органа в письменных возражениях не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 05.02.2019;

2) начальная (максимальная) цена контракта - 1 838 263 260 рублей;

3) источник финансирования - за счет средств бюджета Ставропольского края; за счет субсидии, предоставляемой из федерального бюджета в 2019 году бюджету Ставропольского края на финансовое обеспечение мероприятий федеральных проектов национального проекта "Здравоохранение" на 2019 и плановый период 2020 и 2021 годов. КБК - 3130901011N 451110414;

4) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;

5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе -07.03.2019;

6) на участие в Аукционе подано 4 заявки от участников закупки, которые признаны соответствующими требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе;

7) во время проведения Аукциона предложения о цене контракта подавало 2 участника закупки, снижение составило - 1%.

1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе установлены ненадлежащие, излишние требования к товарам, используемых при выполнении работ, а также установлена ненадлежащая инструкция по заполнению заявок на участие в Аукционе.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Из жалобы Заявителя следует, что в приложении N 1 к техническому заданию документации об Аукционе по товару "Болты с гайками и шайбами" установлены излишне детализированные требования к показателям товара.

Представители Уполномоченного органа в письменных возражениях пояснили, что требования к техническим характеристикам товара "Болты с гайками и шайбами" установлены Заказчиком, Уполномоченным органом в соответствии с ГОСТ, регламентирующих данный вид продукции.

Также, согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе установлена ненадлежащая инструкция по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе (далее - Инструкция), а именно, из положений Инструкции не представляется возможным однозначным образом определить правила указания значений показателей товара, установленных с символами "," и ";".

В соответствии с Инструкцией "если значения показателей, являющиеся определяющими для многообразия вариантов исполнения товара (материала), выраженные исключительно в числовом (количественном) виде и имеющие обобщающее слово или фразу (наименование показателя), после которого(ой) стоит знак ":", и при этом разделенные между собой "," (запятой) или ";" (точкой с запятой), должны быть конкретизированы участником. Т.е. должно быть указано одно конкретное значение (один вариант) исполнения товара (материала) для указанного наименования показателя. В случае если в требованиях к товару в рамках одной позиции установлен выбор между различными вариантами исполнения товара, участнику следует указывать в составе первой части заявки характеристики, показатели и значения показателей того варианта исполнения товара, который предлагается к использованию".

Кроме того, из жалобы Заявителя также следует, что по товарам "Гвозди, Швеллер" Заказчиком, Уполномоченным органом установлены графические изображения информации конструктивных особенностей указанных товаров, которые не соответствуют ГОСТ (гвозди - ГОСТ 4823-63, швеллер - ГОСТ 8240-97), а также по товару "Кирпич" установлено требование к показателю "Марка по прочности М75", которое не соответствует ГОСТ 379-2015 и ГОСТ 530-2012.

Вместе с тем, представитель Заявителя на заседание Комиссии явку представителей не обеспечил, в составе жалобы не представил документов и сведений, подтверждающих, что Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе установлена ненадлежащая Инструкция в части указания значений показателей товара, установленных с символами "," и ";", а также что в документации об Аукционе установлены излишне детализированные требования к товарам "Болты с гайками и шайбами", а также противоречащие ГОСТ требования к показателям товаров "Гвозди, Швеллер, Кирпич", что ограничивает количество участников закупки.

Таким образом, Комиссии не представляется возможным прийти к выводу об обоснованности довода Заявителя.

При этом, на заседании Комиссии установлено следующее.

В приложении N 1 к техническому заданию документации об Аукционе установлен перечень государственных стандартов, используемых при разработке приложения N 1 (требования к техническим и функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товаров (материалов) используемых для выполнения работ).

При этом, Инструкция не содержит требований, позволяющих определить, какой именно ГОСТ соответствует товару, используемому при выполнении работ, поскольку ГОСТ не сопоставлен с конкретным товаром, указанным в таблице с перечнем ГОСТ, что препятствует надлежащему заполнению заявки на участие в Аукционе и ограничивает количество участников закупки.

Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Решением комиссии ФАС России от 06.03.2019 по делу N 19/44/105/443 в действиях Заказчика, Уполномоченного органа выявлено нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении в документации об Аукционе ненадлежащих требований к товарам, используемых при выполнении работ, сведения о которых необходимо предоставить в составе первой части заявки на участие в Аукционе, ненадлежащей Инструкции в отношении показателей, одновременно установленных на графических изображениях информации и в виде наименований показателей, числовых значений.

В связи с чем, Аукционной комиссии, Заказчику, Уполномоченному органу выдано предписание от 06.03.2019 по делу N 19/44/105/443 при рассмотрении заявок не учитывать ненадлежащие требования к описанию участниками закупки в составе заявки на участие в Аукционе конкретных показателей результатов испытаний, химического и компонентного состава товаров, а также не учитывать ненадлежащие положения Инструкции, не позволяющие однозначно установить порядок заполнения конкретных показателей товаров, установленных на графических изображениях информации и положение не позволяющее определить.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия

решила:

1. Признать жалобу ООО "Т" необоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

3. В связи с тем, что по выявленному нарушению выдано предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 06.03.2019 по делу N 19/44/105/443, по данному делу предписание не выдавать.

4. В связи с тем, что материалы по выявленному нарушению переданы на основании решения от 06.03.2019 по делу N 19/44/105/443 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.