Информационное сообщение Федеральной нотариальной палаты, Росфинмониторинга от 04.03.2019 N 2192/01-01-40/4546

"О признаках возможного использования недвижимого имущества в схемах легализации преступных доходов"
Редакция от 04.03.2019 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НОТАРИАЛЬНАЯ ПАЛАТА

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ФИНАНСОВОМУ МОНИТОРИНГУ

ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ
от 4 марта 2019 г. N 2192/01-01-40/4546

"О ПРИЗНАКАХ ВОЗМОЖНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА В СХЕМАХ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ"

По результатам Национальной оценки рисков легализации (отмывания) преступных доходов (НОР ОД) использование недвижимого имущества в схемах легализации преступных доходов отнесено к группе умеренного риска <1>.

В недвижимость могут инвестироваться денежные средства, полученные в результате коррупционных правонарушений, преступлений в бюджетной сфере, в сфере незаконного оборота наркотиков и других правонарушений.

Настоящее информационное письмо подготовлено в целях ориентирования организаций (индивидуальных предпринимателей), оказывающих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества (далее - риэлтор), нотариусов, осуществляющих нотариальное удостоверение сделок с недвижимым имуществом в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", на признаки, которые могут свидетельствовать, что действительными целями сделки с недвижимым имуществом является легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем.

1. Подозрительное поведение клиента (участников сделки)

а) проявление клиентом чрезмерной скрытности и (или) неопределенности ответов, например, на вопросы о принадлежности клиента к категории публичных должностных лиц (ПДЛ), о его бенефициарных собственниках, об источниках получения / происхождения денежных средств, об обстоятельствах, повлиявших на выбор способа совершения сделки, и другие;

б) проявление клиентом необычной заинтересованности (неоднократно задает вопросы) относительно исполнения риэлтором, нотариусом обязательных требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, прежде всего по процедуре идентификации, фиксирования и хранения информации, информирования Росфинмониторинга о сделке;

в) запрос клиента об упрощении и (или) ускорении процедуры заключения сделки (без предоставления объяснений о причинах);

г) необъяснимые изменения распоряжений (особенно на последнем этапе заключения сделки);

д) попытки клиента скрыть личность истинного участника сделки (собственника), лица, реально руководящего проведением сделки, не являющегося официальной стороной сделки (или представителем одной из сторон сделки);

е) настаивание клиента или одной из сторон сделки на проведении расчетов наличными денежными средствами.

2. Особенности расчетов по сделке

а) задействование в сделке несоразмерно крупных сумм наличных денежных средств, в особенности, если суммы явно не соответствуют социально-экономическому положению сторон сделки - физических лиц;

б) фактическое финансирование сделки третьим лицом, в том числе юридическим лицом за физическое лицо, нерезидентом, а также с использованием денежных средств, поступивших из-за рубежа;

в) необоснованное откладывание выбора способа платежа до предельного срока заключения сделки;

г) необоснованное изменение предварительно согласованного порядка платежа;

д) установлен короткий срок погашения/возврата денежных средств;

е) использование ценных бумаг (векселя) в расчетах при совершении сделки;

ж) приобретение элитной недвижимости лицом, проживающим в другом регионе Российской Федерации или нерезидентом (в случае осуществления расчетов с использованием наличных денежных средств).

3. Особенности условий сделки

а) наличие существенных расхождений между заявленной и рыночной стоимостью объекта недвижимости;

б) ранее были осуществлены последовательные продажи объекта недвижимости (проведение в короткие сроки серии сделок с последовательным увеличением / уменьшением стоимости);

ж) аффилированность участников сделки (например, родственная, служебная, предпринимательская) вызывает сомнения относительно истинного характера или причины сделки;

з) неоднократное участие одних и тех же участников в сделках в течение короткого промежутка времени;

и) участие в сделке лиц нетипичной для данного вида сделок возрастной и (или) социальной группы;

к) фактический обмен объектами недвижимости между сторонами сделок при наличии существенных расхождений их рыночной стоимости (без возникновения дополнительных обязательств финансового характера).

Рекомендуем оценивать риск совершения клиентами операций (сделок) с недвижимым имуществом с учетом вышеуказанных критериев (признаков). При принятии решения об информировании Росфинмониторинга о подозрительных сделках (операциях), соответствующие сведения направляются <2> по форме ФЭС 1-ФМ, с указанием кода 6001 и конкретного кода признака необычной сделки <3> (включая коды "…99" "Иные признаки"), установленные приказом Росфинмониторинга от 08.05.2009 N 103.

Одновременно напоминаем, что риэлторы и нотариусы не вправе информировать клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения <4>.

<1> Раздел НОР ОД "Оценка рисков" / "Группа умеренного риска" / "Риск использования недвижимого имущества в схемах легализации преступных доходов".

<2> Инструкция о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", утвержденная приказом Росфинмониторинга от 22.04.2015 N 110.

<3> Приказ Росфинмониторинга от 08.05.2009 N 103.

<4> Статья 4 и пункт 4 статьи 7.1 Федерального закона N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

Президент
Федеральной нотариальной палаты
К.А. КОРСИК

Статс-секретарь-
заместитель директора Росфинмониторинга
П.В. ЛИВАДНЫЙ