Решение ФАС РФ от 26.02.2019 по делу N 19/44/105/407

"О признании жалобы необоснованной: довод заявителя не нашел своего подтверждения"
Редакция от 26.02.2019 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 26 февраля 2019 г. по делу N 19/44/105/407

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Г" (далее - Заявитель) на действия "М" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, АО "Е" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание автотранспортных услуг для обеспечения нужд "М" в 2019 году (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0195400000419000010) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),

установила:

В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, ненадлежащим образом установившего в документации об Аукционе требования к характеристикам товаров, используемых при оказании услуг в рамках реализации государственного контракта.

Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при осуществлении закупки:

1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 04.02.2019;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;

3) начальная (максимальная) цена контракта - 47 000 000 рублей;

4) на участие в Аукционе подано 6 заявок от участников закупки;

5) к участию в Аукционе допущено 2 заявки участников закупки;

6) дата проведения Аукциона - 25.02.2019;

7) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 2 участника Аукциона.

1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены требования к характеристикам товаров, используемых при оказании услуг в рамках реализации государственного контракта.

В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе установлены излишние требования к характеристикам автотранспортных средств, используемых при оказании услуг, а именно "передний свес: от 800"; "задний свес: до 1150"; "объем топливного бака: не менее 65"; "объем багажника: от 500".

На заседании Комиссии, представители Заказчика пояснили, что данным требованиям к характеристикам автотранспортных средств, предоставляемых в ходе оказания услуг, соответствуют несколько моделей автотранспортных средств, кроме того установленные Заказчиком требования к характеристикам автотранспортных средств установлены в соответствии с потребностью Заказчика, не противоречат Закону о контрактной системе, и не влекут ограничение количества участников закупки.

На основании изложенного, а также учитывая, что Заявитель явку своих представителей на заседание Комиссии не обеспечил, в составе жалобы не представил доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода, Комиссия приходит к выводу, что указанные требования не противоречат Закону о контрактной системе.

Вместе с тем, в результате проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.

2. Пунктом 18 информационной карты документации об Аукционе установлено, в том числе, следующее: "под конкретными показателями поставляемого или применяемого при выполнении работ, оказании услуг товара Заказчиком понимаются все его функциональные, качественные и количественные характеристики, характеристики его упаковки, гарантийный срок и иные показатели, содержащиеся в Документации по проведению электронного аукциона, а именно раздел III "заказ на выполнение работ (оказание услуг)".

Вместе с тем, в разъяснениях положений документации об электронном аукционе от 14.02.2019 N РД3, размещенных в ЕИС, содержится в том числе следующее:

вопрос "В Таблице Приложения N 1 к Техническому заданию Заказчиком установлены требования к товарам, не относящимся к предмету закупки: Приемник системы спутниковой навигации. Под данные требования не проходит ни один автомобильный Приемник системы спутниковой навигации продаваемый и поставляемый на территорию России.";

ответ "Приемник с указанными параметрами имеется в продаже на территории Российской Федерации. При этом, требования к приемнику системы спутниковой навигации не будут учитываться при рассмотрении первых частей заявок. УЗ могут не указывать данные характеристики".

Кроме того, согласно Приложению N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе установлены, в том числе, следующие требования: "Автомобиль легковой, тип 1: Шины летние: Ширина профиля: От 180". Вместе с тем отсутствуют единицы измерения данной характеристики.

На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, ненадлежащим образом установившего описание объекта закупки нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, Комиссия проходит к выводу, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на определение поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку на участие в Аукционе подано 6 заявок от участников закупки, при этом заявки по вышеуказанным основаниям отклонены не были.

3. Согласно пункту 4 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системы в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системы, указывается, в том числе, размер обеспечения заявок на участие в аукционе.

Частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень информации, которую должна содержать документация об аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона.

В соответствии с пунктом 7 статьи 42 Закона о контрактной системе, в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, в том числе информация о размере и порядке внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с Законом о контрактной системе).

Согласно части 10 статьи 44 Закона о контрактной системе при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок, вносятся участниками закупок на специальные счета, открытые ими в банках, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации (далее - специальный счет). Требования к указанным банкам устанавливаются Правительством Российской Федерации. Такие требования должны быть не ниже требований, установленных в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации к кредитным организациям, в которых могут размещаться средства федерального бюджета на банковские депозиты.

Извещением о проведении Аукциона установлен следующий порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок:

"Размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения подачи заявок на участие в электронном аукционе:

7.1. Сумма обеспечения Заявки на участие в электронном аукционе установлена в следующем размере:

1% начальной (максимальной) цены Государственного контракта, что составляет 470 000 (сто двадцать тысяч) рублей 00 коп.", при этом, в документации об Аукционе не установлен порядок внесения участниками закупки денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в Аукционе на специальные счета.

Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, Комиссия проходит к выводу, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на определение поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку на участие в Аукционе подано 6 заявок от участников закупки, при этом, сведений, подтверждающих невозможность подачи заявки на участие в Аукционе на момент рассмотрения жалобы не представлено.

4. Частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.

Частью 47 статьи 112 Закона о контрактной системе установлено, что с 1 января по 31 декабря 2019 года включительно аккредитованные ранее на электронных площадках участники закупок для участия в электронных процедурах обязаны пройти регистрацию в единой информационной системе.

Частью 50 статьи 112 Закона о контрактной системе установлено, что по 31 декабря 2019 года включительно подача заявок на участие в электронных процедурах и участие в таких процедурах осуществляются в том числе лицами, которые аккредитованы до 1 января 2019 года на электронной площадке, информация и документы которых включены в реестр, предусмотренный статьей 62 Закона о контрактной системе. При этом регистрация в единой информационной системе не требуется.

Извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС 04.02.2019.

Вместе с тем, пунктом 19 информационной карты документации об Аукционе установлено, что заявки на участие в электронном Аукционе подаются только участниками закупки, зарегистрированными в единой информационной системе и аккредитованными на электронной площадке.

Кроме того, пункт 15 информационной карты документации об Аукционе содержит информацию о том, что "участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе и получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе подать Заявку на участие в электронном аукционе в любое время с момента размещения извещения о его проведении до 09 часов 00 минут "20" февраля 2019 года".

Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе вышеуказанное требование к участникам закупки, не соответствуют части 50 статьи 112 Закона о контрактной системе, нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, Комиссия проходит к выводу, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на определение поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку на участие в Аукционе подано 6 заявок от участников закупки, при этом, сведений, подтверждающих невозможность подачи заявки на участие в Аукционе на момент рассмотрения жалобы не представлено.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия

решила:

1. Признать жалобу ООО "Г" необоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 6 статьи 31, пункта 1 части 1 статьи 64, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

3. В связи с тем, что выявленные нарушения Закона о контрактной системе не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание не выдавать.

4. Передать материалы от 26.02.2019 по делу N 19/44/105/407 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.