Решение ФАС РФ от 14.02.2019 N 223ФЗ-172/19

"О признании жалобы необоснованной: довод заявителя не нашел своего подтверждения"
Редакция от 14.02.2019 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 14 февраля 2019 г. N 223ФЗ-172/19

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБЫ ООО "РА" НА ДЕЙСТВИЯ (БЕЗДЕЙСТВИЕ) ЗАКАЗЧИКА ПРИ ЗАКУПКЕ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 18.07.2011 N 223-ФЗ "О ЗАКУПКАХ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ"

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе: <...>,

при участии представителей:

ОАО "РБ": <...> (доверенность от 03.09.2018 N 698-ДП);

ООО "РА": <...> (доверенность от 13.02.2019 N 30);

рассмотрев жалобу ООО "РА" от 07.02.2019 N 28-18 на действия (бездействие) заказчика ОАО "РБ" при проведении открытого конкурса в электронной форме N 901/ОКЭ-ЦДИ ЦП/18 на право заключения договора на выполнение работ в области борьбы с нежелательной растительностью на эксплуатационных объектах структурных подразделений Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РБ" (извещение N 31807342188) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),

установила:

В ФАС России поступила жалоба ООО "РА" (далее - Заявитель) от 07.02.2019 N 28-18 на действия (бездействие) заказчика ОАО "РБ" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме N 901/ОКЭ-ЦДИ ЦП/18 на право заключения договора на выполнение работ в области борьбы с нежелательной растительностью на эксплуатационных объектах структурных подразделений Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РБ" (извещение N 31807342188) (далее - Конкурс, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или конкурсной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

При этом, в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или конкурсной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО "РБ", утвержденным решением Совета директоров ОАО "РБ" (далее - Положение о закупке).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе (далее - ЕИС) размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

1. Извещение о проведении Конкурса, конкурсная документация (далее - Извещение, Конкурс) размещены в ЕИС - 21.12.2018;

2. Начальная (максимальная) цена договора по лоту N 2-65 596 300,48 рублей; по лоту N 3-72 937 290,62 рублей.

3. Дата окончания подачи заявок - 15.01.2019;

4. Дата проведения Конкурса - 05.02.2019;

5. По лоту N 2 подано 4 заявки; по лоту N 3 подано 2 заявки.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, а именно: Заказчиком неправомерно снижено итоговое количество баллов по результатам оценки заявки Заявителя по критерию "Опыт выполнения работ" и "Опыт выполнения работ собственными силами".

Представитель Заказчика с доводом Жалобы не согласился и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о закупках, Положением о закупке и Документацией.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителя Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.

1. Согласно доводу Жалобы, Заказчиком неправомерно снижено итоговое количество баллов по результатам оценки заявки Заявителя по критерию "Опыт выполнения работ" и "Опыт выполнения работ собственными силами".

В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.

Согласно пунктам 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

Согласно пункту 2.1 приложения N 1 Документации, критерий "Опыт участника" оценивается путем деления стоимости выполненных каждым (j-ым) участником работ в области борьбы с нежелательной растительностью на эксплуатационных объектах, включающих в себя комплекс работ, а именно: вырубка кустарника и деревьев; удаление нежелательной растительности на начальную (максимальную) цену договора (без учета НДС).

В соответствии с пунктом 4 приложения N 1 Документации, критерий "Опыт выполнения работ собственными силами участника" оценивается путем сопоставления стоимости выполненных собственными силами каждым (j-ым) участником работ в области борьбы с нежелательной растительностью на эксплуатационных объектах, включающих в себя комплекс работ, а именно: вырубка кустарника и деревьев; удаление растительности с максимально предложенной j-ми участниками стоимостью выполненных собственными силами работ в области борьбы с нежелательной растительностью на эксплуатационных объектах, включающих в себя комплекс работ, а именно: вырубка кустарника и деревьев; удаление растительности.

В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки конкурсных заявок от 04.02.2019 N 901/ОКЭ-ЦДИ ЦП/18/2 Заявителю по лоту N 2 присвоено 3,06 балла по показателю "Опыт участника" и 0,19 баллов по показателю "Опыт выполнения работ собственными силами участника"; по лоту N 3 присвоено 2,76 баллов по показателю "Опыт участника" и 0,19 баллов по показателю "Опыт выполнения работ собственными силами участника" соответственно.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика пояснил, что Заявителем по показателям "Опыт выполнения работ" и "Опыт выполнения работ собственными силами" в составе заявки представлено 3 договора, а именно:

- договор ООО "РА" с ООО "РВ" от 05.05.2017 N 9-05/2017 на оказание услуг по валке лесных насаждений, на сумму 24 600 000 рублей без учета НДС;

- договор ООО "РА" с ООО "РВ" от 01.06.2016 N 2-06/2016 на оказание услуг по валке лесных насаждений, на сумму 9 963 000 рублей без учета НДС;

- договор ООО "РА" с ОАО "РБ" от 29.09.2016 N 2086057 на оказание услуг по текущему содержанию участков железнодорожного пути объектов Восточно-Сибирской дирекции инфраструктуры, на сумму 45 005 002,78 рублей без учета НДС.

Вместе с тем, к договору от 05.05.2017 N 9-05/2017 в составе заявки Заявителем приложены акты выполненных работ N 49 от 31.05.2017, N 67 от 30.06.2017, N 91 от 31.07.2017, N 107 от 31.08.2017, N 125 от 29.09.2017 с указанием в качестве основания договора N 2-06/20016, что не может быть принято в качестве подтверждения опыта выполнения работ по договору от 05.05.2017 N 9-05/2017, поскольку номер представленного в составе заявки договора отличен от номера актов выполненных работ по договору.

В соответствии с представленным Заявителем в составе заявки договором N 2086057 от 29.09.2016 Заказчиком в подтверждение опыта выполнения работ приняты работы, выполненные в области борьбы с нежелательной растительностью на эксплуатационных объектах, а именно работы по вырубке кустарников и деревьев на сумму 892 111, 71 рублей без учета НДС.

Таким образом, Заказчиком в качестве подтверждения опыта участника, приняты работы на общую сумму 11 165 911,71 рубль без НДС, что ниже начальной (максимальной) цены договора по лотам N 2 и N 3, а в качестве подтверждения опыта выполнения работ собственными силами участника Заявителем не предложена максимальная стоимость выполнения работ собственными силами по сравнению с другими участниками закупки.

Вместе с тем, представителем Заявителя не представлено доказательств, свидетельствующих об обоснованности довода Жалобы.

Таким образом, довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

Решением Комиссии ФАС России от 17.01.2019 N 223ФЗ-49/19 в действиях Заказчика выявлены нарушения части 1 статьи 2, пункта 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках, а именно:

1. Заказчиком неправомерно установлено требование, согласно которому Заказчик вправе запрашивать у участников закупки информацию;

2. Заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения договора из ограниченного списка банков;

3. Заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении сведений о цепочке конечных бенефициаров;

4. Заказчиком в проекте договора неправомерно установлено требование, согласно которому подрядчик не вправе привлекать к выполнению работ по настоящему Договору третьих лиц;

5. Заказчиком в Документации неправомерно установлен порядок оценки по критерию "Отрицательный опыт выполнения работ участником".

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

решила:

1. Признать жалобу ООО "РА" (ИНН: <...>, ОГРН: <...> от 07.02.2019 N 28-18 на действия (бездействие) заказчика ОАО "РБ" (ИНН: <...>, ОГРН: <...>) при проведении открытого конкурса в электронной форме N 901/ОКЭ-ЦДИ ЦП/18 на право заключения договора на выполнение работ в области борьбы с нежелательной растительностью на эксплуатационных объектах структурных подразделений Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РБ" (извещение N 31807342188) необоснованной.

2. Признать в действиях ОАО "РБ" нарушения части 1 статьи 2, пунктов 13, 14 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

3. В связи с тем, что по выявленным нарушениям выдано предписание от 17.01.2019 N 223ФЗ-49/19, по данному делу предписание не выдавать.

4. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения по делу от 17.01.2019 N 223ФЗ-49/19 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Ведущий заседание Комиссии
ФАС России

Члены Комиссии
ФАС России