Решение ФАС РФ от 04.02.2019 по делу N 19/44/105/313

"О признании жалобы необоснованной: довод заявителя не нашел своего подтверждения"
Редакция от 04.02.2019 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 4 февраля 2019 г. по делу N 19/44/105/313

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "МА" (далее - Заявитель) на действия ГУП города Москвы "ММ" (далее - Заказчик), "Д" (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, АО "Е" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения контракта на поставку 7 колесотокарных станков и 7 автоматизированных комплексов для диагностики колесных пар на ходу в составе с единой централизованной системой учета параметров и прогнозирования ремонта колесных пар (номер извещения 0173200001418001647) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),

установила:

В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Уполномоченного органа, Заказчика:

1. Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлен порядок и сроки оплаты поставленного товара;

2. Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены положения в отношении порядка поставки товара и перехода риска случайной гибели или случайного повреждения товара, подлежащего поставке, в рамках исполнения государственного контракта;

3. В документации об Аукционе неправомерно установлены излишние требования к автоматизированному колесотокарному станку и автоматизированному комплексу для диагностики колесных пар на ходу, что ограничивает количество участников закупки.

Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 30.11.2018;

2) начальная (максимальная) цена контракта - 2 038 868 855,03 рублей;

3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;

4) дата и время окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 11.02.2019.

1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлен порядок и сроки оплаты поставленного товара.

В соответствии с пунктом 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.

Согласно пункту 4 информационной карты документации об Аукционе период поставки товаров с 1 до 970 календарных дней с момента заключения государственного контракта.

В соответствии с пунктом 2.6.2 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено, в том числе следующее: "Заказчик поэтапно оплачивает товары, поставленные Поставщиком на соответствующем этапе Графика поставки товаров (Календарного плана), в безналичном порядке путем перечисления денежных средств с расчетного счета Заказчика на расчетный счет Поставщика, реквизиты которого указаны в статье "Адреса, реквизиты и подписи Сторон" Контракта, на основании надлежаще оформленного и подписанного обеими Сторонами Акта приемки - передачи поставленных товаров (Приложение N 2 к настоящему Контракту) (далее - Акт приемки-передачи поставленных товаров) по соответствующему этапу, с приложением отчетных документов, в течение 30 (тридцати) календарных дней с даты подписания Заказчиком Акта приемки-передачи поставленных товаров по соответствующему этапу".

Кроме того, согласно графику поставки товаров (календарного плана) поставка осуществляется в три этана: I этап - в течение 30 календарных дней с даты заключения контракта; II этап - в течение 730 календарных дней с даты заключения контракта; III этап - в течение 970 календарных дней с даты заключения контракта.

Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что оплата товара производится по каждому из этапов в течение 30 календарных дней в соответствии с положениями документации об Аукционе.

Вместе с тем, представитель Заявителя на заседание Комиссии явку представителей не обеспечил, в составе жалобы не представил документов и сведений, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены положения в отношении порядка поставки товара, а также перехода риска случайной гибели или случайного повреждения товара, подлежащего поставке, в рамках исполнения государственного контракта.

На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что порядок поставки товара, а также порядок его приемки определен в разделе 4 проекта государственного контракта документации об Аукционе.

Кроме того, согласно пояснениям представителей Заказчика, Уполномоченного органа, в разделе 8 технического задания документации об Аукционе установлено, что "Право собственности на Товар переходит к Заказчику с даты подписания Акта приема-передачи Товара. При этом приемка Колесотокарного станка (4 этап) осуществляется только после выполнения сопутствующих услуг (работ) по шефмонтажу, шефналадки оборудования, приемо-сдаточных испытаний, обучения персонала, ввода оборудования в эксплуатацию, путем подписания Акта приема-передачи товара на каждом объекте (электродепо). До момента подписания Актов приема-передачи товара риск случайной гибели товара несет Поставщик", что не противоречит положениям проекта государственного контракта.

Вместе с тем, представитель Заявителя на заседание Комиссии явку представителей не обеспечил, в составе жалобы не представил документов и сведений, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

3. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе неправомерно установлены излишние требования к автоматизированному колесотокарному станку и автоматизированному комплексу для диагностики колесных пар на ходу, что ограничивает количество участников закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком, Уполномоченным органом в техническом задании документации об Аукционе неправомерно установлены излишние требования к автоматизированному колесотокарному станку и автоматизированному комплексу для диагностики колесных пар на ходу, такие, как: "диапазон и точности измерения контролируемых параметров; характеристики эталонной колесной пары", что ограничивает количество участников закупки.

Пунктами 3.1, 3.2 технического задания документации об Аукционе установлены требования с диапазонными характеристиками к автоматизированному колесотокарному станку и автоматизированному комплексу для диагностики колесных пар на ходу.

На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа сообщили, что указанные в техническом задании документации об Аукционе характеристики товаров "автоматизированный колесотокарный станок и автоматизированный комплекс для диагностики колесных пар на ходу" установлены в соответствии с потребностью Заказчика и не противоречат положениям Закона о контрактной системе, а также внедрение вышеуказанного оборудования способствует повышению качества работы подвижных единиц ГУП "ММ", уровня контроля производственного процесса и как следствие повышения уровня безопасности.

Вместе с тем, представитель Заявителя на заседание Комиссии явку представителей не обеспечил, в составе жалобы не представил документов и сведений, однозначно свидетельствующих, что Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе неправомерно установлены излишние требования к автоматизированному колесотокарному станку и автоматизированному комплексу для диагностики колесных пар на ходу, что ограничивает количество участников закупки.

Таким образом, Комиссии не представляется возможным прийти к выводу об обоснованности довода Заявителя.

В рамках проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.

4. Согласно пункту 4 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системы, в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системы, указывается, в том числе, размер обеспечения заявок на участие в аукционе.

Частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень информации, которую должна содержать документация об аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона.

В соответствии с пунктом 7 статьи 42 Закона о контрактной системе, в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, в том числе следующая информация: размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с Законом о контрактной системе).

Согласно части 10 статьи 44 Закона о контрактной системе при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок, вносятся участниками закупок на специальные счета, открытые ими в банках, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации (далее - специальный счет). Требования к указанным банкам устанавливаются Правительством Российской Федерации. Такие требования должны быть не ниже требований, установленных в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации к кредитным организациям, в которых могут размещаться средства федерального бюджета на банковские депозиты.

Извещением о проведении Аукциона установлен следующий порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок: "В соответствии с правилами и порядком, определенными оператором электронной торговой площадки".

При этом, в документации об Аукционе не установлен порядок внесения участниками закупки денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в Аукционе.

Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают часть 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, Комиссия проходит к выводу, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на определение поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку сведений, подтверждающих невозможность подачи заявки на участие в Аукционе на момент рассмотрения жалобы не представлено.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 5 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия

Официальный источник электронного документа содержит неточность: имеется в виду пункт 2 части 22 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.

решила:

1. Признать жалобу ООО "МА" необоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

3. В связи с тем, что выявленное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.

4. Передать материалы дела от 04.02.2019 N 19/44/105/313 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.