Решение ФАС РФ от 23.01.2019 N 223ФЗ-84/19

"О признании жалобы обоснованной: действия оператора, направившего информацию о ценовом предложении в адрес заказчика совместно с вторыми частями заявок нарушают ч. 12 ст. 3.3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц""
Редакция от 23.01.2019 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 23 января 2019 г. N 223ФЗ-84/19

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБЫ ООО "Э" НА ДЕЙСТВИЯ (БЕЗДЕЙСТВИЕ) ЗАКАЗЧИКА ПРИ ЗАКУПКЕ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 18.07.2011 N 223-ФЗ "О ЗАКУПКАХ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ"

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе: <...>

при участии представителей: <...>

рассмотрев жалобу ООО "Э" б/д б/н на действия (бездействие) заказчика ОАО "РА", оператора электронной площадки ООО "РБ" при проведении открытого конкурса среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме N 774/ОКЭ-ДЖВ/18 на право заключения агентского договора на оказание услуг по перемещению ручной клади и багажа (железнодорожный вокзал Волгоград) (извещение N 31807095381), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),

установила:

В ФАС России поступила жалоба ООО "Э" (далее - Заявитель) б/д б/н на действия (бездействие) заказчика ОАО "РА" (далее - Заказчик), оператора электронной площадки ООО "РБ" (далее - Оператор, ЭТП) при проведении открытого конкурса среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме N 774/ОКЭ-ДЖВ/18 на право заключения агентского договора на оказание услуг по перемещению ручной клади и багажа (железнодорожный вокзал Волгоград) (извещение N 31807095381) (далее - Конкурс, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

Кроме того, в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО "РА", утвержденным решением Совета директоров ОАО "РА" (далее - Положение о закупке). (далее - Положение о закупках).

Согласно Документации, заявки подаются через автоматизированную систему Оператора ЭТП по адресу в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": http://www.rts-tender.ru/.

Вопросы, связанные с информационно-техническим обеспечением проведения Оператором закупок товаров, работ, услуг и торгов с использованием электронной площадки регулируются Регламентом электронной торговой площадки ООО "РБ" для корпоративных закупок, утвержденным генеральным директором ООО "РБ" Л. 31.01.2018 (далее - Регламент).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе (далее - ЕИС) размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

- Извещение о проведении Конкурса, конкурсная документация (далее - Извещение, Документация) размещены в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 31.10.2018;

- Начальная (максимальная) цена договора - 1 197 726, 04 рублей,

- Дата окончания подачи заявок - 30.11.2018;

- Дата подведения итогов Конкурса - 14.12.2019;

- На участие в Конкурсе подано - 2 заявки;

- До участия в Конкурсе допущена - 1 заявка.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Из Жалобы Заявителя следует, что при проведении Аукциона Заказчиком принято неправомерное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.

На заседании Комиссии ФАС России представители Заказчика, Оператора с доводами Жалобы не согласились и пояснили, что Заказчик, Оператор действовали в соответствии с требованиями Закона о закупках, Положения о закупке, Документации, Регламента.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, Комиссия ФАС России установила следующее.

Согласно доводу Жалобы Заказчиком принято неправомерное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика установлен подпунктом 33 пункта 6 Положения о закупке.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно части 19 статьи 3.4 Закона о закупках заявка на участие в конкурсе в электронной форме, аукционе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме состоит из двух частей и ценового предложения. Заявка на участие в запросе котировок в электронной форме состоит из одной части и ценового предложения. Первая часть заявки на участие в конкурсе в электронной форме, аукционе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме должна содержать описание поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки в соответствии с требованиями документации о закупке. При этом не допускается указание в первой части заявки на участие в конкурентной закупке сведений об участнике конкурса, аукциона или запроса предложений и о его соответствии единым квалификационным требованиям, установленным в документации о конкурентной закупке. Вторая часть заявки на участие в конкурсе в электронной форме, аукционе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме должна содержать сведения о данном участнике таких конкурса, аукциона или запроса предложений, информацию о его соответствии единым квалификационным требованиям (если они установлены в документации о конкурентной закупке), об окончательном предложении участника таких конкурса, аукциона или запроса предложений о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, качестве работы, услуги и об иных условиях исполнения договора Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 30.11.2018 N 774/ОКЭ-ДЖВ/18/1 (далее - Протокол), Заявителю отказано в допуске к участию в Конкурсе на основании пункта пункта 3.14.3 документации о закупке в связи с несоответствием требованиям документации, а именно содержанием во второй части конкурсной заявки сведений о ценовом предложении.

В соответствии с пунктом 3.19.7 Документации заявка должна состоять из двух частей и ценового предложения. Первая часть конкурсной заявки должна содержать описание поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки в соответствии с требованиями приложения N 2 конкурсной документации, оформленное по форме приложения N 6.2 к конкурсной документации. При этом не допускается указание в первой части конкурсной заявки сведений об участнике конкурса и о его соответствии единым квалификационным требованиям, установленным в конкурсной документации, а также сведений о ценовом предложении.

Пунктом 3.14.3 установлено, что участник конкурса не допускается к участию в аукционе в случаях, указанных в пункте 3.12.3 конкурсной документации, а также в случае содержания во второй части конкурсной заявки сведений о ценовом предложении.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика предоставили материалы (графические изображения) и пояснил, что при выгрузке второй части заявки Заявителя в печатном виде в графе "Сведения о ценовом предложении" было отображено ценовое предложение Заявителя.

На основании вышеизложенного, Комиссии ФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика отклонившего заявку Заявителя не противоречат положениям Закона о закупках.

Вместе с тем, в соответствии с частью 12 статьи 3.3 Закона о закупках при направлении оператором электронной площадки заказчику электронных документов, полученных от участника конкурентной закупки в электронной форме, до подведения результатов конкурентной закупки в электронной форме оператор электронной площадки обязан обеспечить конфиденциальность информации об этом участнике, за исключением случаев, предусмотренных Законом о закупках.

Представитель Оператора на заседании Комиссии ФАС России представил материалы (графические изображения) и пояснил что, графа "Сведения о ценовом предложении" была заполнена Заявителем. Вместе с тем, вышеуказанная графа не является обязательной для заполнения. Однако, соответствующее уведомление на сайте Оператора отсутствует.

При этом, Оператором в адрес Заказчика совместно со второй частью заявки направлено ценовое предложение Заявителя.

Кроме того, представитель Оператора на заседании Комиссии ФАС России не представил доказательств, подтверждающих, что программно-аппаратный комплекс ЭТП работал в штатном режиме.

Таким образом, действия Оператора, направившего информацию о ценовом предложении в адрес Заказчика совместно с вторыми частями заявок нарушают часть 12 статьи 3.3 Закона о закупках.

Вместе с тем, в соответствии с частью 29 статьи 3.4 Закона о закупках договор по результатам конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства заключается на условиях, которые предусмотрены проектом договора, документацией о конкурентной закупке, извещением об осуществлении конкурентной закупки или приглашением принять участие в такой закупке и заявкой участника такой закупки, с которым заключается договор.

В соответствии с пунктом 4 технического задания к Документации Сроки оказания услуг - с 01 января 2019 года по 31 декабря 2019 года.

На заседании Комиссии ФАС России установлено, что срок выполнения работ начинается 01.01.2019, в связи с чем у победителя Конкурса отсутствует возможность начать оказание услуг являющихся предметом Конкурса, в установленные Документацией сроки.

Также, руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Решением ФАС России от 18.12.2018 N 223ФЗ-958/18 Комиссией ФАС России в действиях Заказчика установлены нарушения части 1 статьи 2, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, выразившееся в установлении в Документации неправомерных требованиях к перечню банков, гарантии которых принимаются Заказчиком в качестве обеспечения исполнения договора, неправомерного требования о предоставлении сведений о собственниках и конечных бенефициарах участника Конкурса, неправомерных положений Документации о праве Заказчика осуществлять дозапрос информации в отношении участников Конкурса, неправомерного требования Документации о подтверждении наличия производственных мощностей в составе заявки на участие в Конкурсе, подтверждении наличия квалифицированного персонала в составе заявки на участие в Конкурсе.

Учитывая изложенное, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России установлены иные не являющиеся предметом обжалования нарушения Закона о закупках, в связи с чем принимает решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

решила:

- Признать жалобу ООО "Э" (ИНН: <...>; ОГРН: <...>) б/д б/н на действия (бездействие) оператора электронной площадки ООО "РБ" (ИНН: <...>; ОГРН: <...>) при проведении заказчиком ОАО "РА" открытого конкурса среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме N 774/ОКЭ-ДЖВ/18 на право заключения агентского договора на оказание услуг по перемещению ручной клади и багажа (железнодорожный вокзал Волгоград) (извещение N 31807095381) обоснованной.

- Признать в действиях ООО "РБ" нарушение части 12 статьи 3.3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

- Признать в действиях ОАО "РА" нарушения части 1 статьи 2, пункта 9 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

- Признать нарушение части 29 статьи 3.4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

- Выдать обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений в соответствии с принятым решением от 24.01.2019 N 223ФЗ-84/19.

- В связи с тем, что материалы вы выявленным нарушениям переданы на основании решения по делу от 18.12.2018 N 223ФЗ-958/18 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.