ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
РЕШЕНИЕ
от 22 января 2019 г. N КГОЗ-012/19
ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБЫ О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере государственного оборонного заказа (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "И" (далее - Заявитель) на действия ФКУ НПО "С" МВД России (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ООО "Р" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на оказание услуг по техническому сопровождению эксплуатации ИСОД МВД России, унаследованных систем, программного обеспечения, расположенного в системе централизованной обработки данных ИСОД МВД России (номер извещения 0373100088718000050) (далее - Аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
В целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы заседание Комиссии перенесено с 21.01.2019 на 22.01.2019.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика:
1) установившего в документации об Аукционе излишнее требование к участникам закупки;
2) установившего в документации об Аукционе работы, не связанные с предметом закупки.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе:
1) извещение о проведении Аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru - 27.12.2018;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 1 646 771 114 руб.;
3) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 01.02.2019;
4) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе - 04.02.2019.
1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Из жалобы Заявителя следует, что его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, установившего в нарушение положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок излишнее требование о наличии у участника закупки действующей лицензии на деятельность по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (далее - Лицензия N 1), а именно, в части разрешенных видов работ: 15, 16, 17, 18, 28.
Заказчиком в пункте 16 раздела 9 документации об Аукционе установлено требование к участникам Аукциона о наличии Лицензии N 1.
На заседании Комиссии установлено, что вид работ 15 Лицензии N 1 предусматривает монтаж, установку (инсталляцию), наладку средств изготовления ключевых документов, вид работ 16 Лицензии N 1 предусматривает ремонт шифровальных (криптографических) средств, вид работ 17 Лицензии N 1 предусматривает ремонт, сервисное обслуживание защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем, вид работ 18 Лицензии N 1 предусматривает ремонт, сервисное обслуживание защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств телекоммуникационных систем, вид работ 28 Лицензии N 1 предусматривает изготовление и распределение ключевых документов и (или) исходной ключевой информации для выработки ключевых документов с использованием аппаратных, программных и программно-аппаратных средств, систем и комплексов изготовления и распределения ключевых документов для шифровальных (криптографических) средств.
Согласно пояснениям представителей Заказчика в состав объекта эксплуатации в соответствии с приложением Б документации об Аукционе входят средства криптографической защиты СКЗИ линейки ViPNet, АПКШ "Континент", КриптоПро CSP 3.6, требующие в процессе эксплуатации наладки средств изготовления ключевых документов, регулярного сервисного обслуживания, восстановления компонентов в случае сбоя, а также настройку программного обеспечения в случае сбоя.
Таким образом, для наладки средств изготовления ключевых документов, регулярного сервисного обслуживания, восстановления компонентов в случае сбоя, а также настройки программного обеспечения в случае сбоя победителю Аукциона для корректной работы с системой ИСОД МВД России необходимо иметь Лицензию N 1 в части разрешенных видов работ: 15, 16, 17, 18, 28.
Комиссия приходит к выводу, что установленное Заказчиком требование о наличии у участников закупки Лицензии N 1 не противоречит Закону о контрактной системе.
Учитывая изложенное, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Из жалобы Заявителя следует, что его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика установившего в нарушение положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок излишнее требование о наличии у участника закупки действующей лицензии на разработку, производство, испытание, установку, монтаж, техническое обслуживание, ремонт, утилизацию и реализацию вооружения и военной техники. Виды работ (услуг), выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности, в соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности": производство и реализация вооружения и военной техники; ремонт, техническое обслуживание, установка и монтаж вооружения и военной техники (далее - Лицензия N 2).
Заказчиком в пункте 16 раздела 9 документации об Аукционе установлено требование к участникам Аукциона о наличии Лицензии N 2.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность, связанная с разработкой, производством, испытанием, установкой, монтажом, ремонтом, утилизацией и реализацией вооружения и военной техники, подлежит лицензированию.
Согласно разделу 10 "Описание объекта закупки" документации об Аукционе услуги будут оказываться в отношении объекта эксплуатации.
Пунктом 2 документации об Аукционе установлено, что "Объектом эксплуатации являются ИСОД МВД России, информационные унаследованные системы, включая программное обеспечение и технические средства, расположенные в системе централизованной обработки данных ИСОД МВД России. Объект эксплуатации состоит из сервисов, необходимых для осуществления сотрудниками МВД России своих функций".
Пунктом 4.1.3 документации об Аукционе предусмотрено оказание услуг по администрированию в интересах сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, федерального государственного гражданского служащего, работника подразделения МВД России, участвующего в функционировании объекта эксплуатации (информационных систем, связанных с функционированием объекта эксплуатации).
На заседании Комиссии представители Заказчика представили письмо ФГБУ "46 ЦНИИ МО РФ" от 09.02.2016 N 5/44, а также пояснили, что в соответствии с приказом МВД России от 03.09.2012 N 840дсп "О едином порядке принятия на вооружение (снабжение, в эксплуатацию) в МВД России образцов (комплексов, систем) вооружения, военной и специальной техники, военно-технического имущества, специальных средств и ввода в эксплуатацию информационных систем" сервисы, входящие в состав объекта относятся к предметам вооружения и военной техники.
Таким образом, для администрирования объекта закупки победителю Аукциона необходима Лицензия N 2.
Комиссия приходит к выводу, что установленное Заказчиком требование о наличии у участников закупки Лицензии N 2 не противоречит Закону о контрактной системе.
Учитывая изложенное, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Согласно доводу Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика установившего в нарушение положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок излишнее требование о наличии у участника закупки действующей лицензии на деятельность по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации (далее - Лицензия N 3).
Заказчиком в пункте 16 раздела 9 документации об Аукционе установлено требование к участникам Аукциона о наличии Лицензии N 3.
В соответствии с пояснениями представителей Заказчика в приложении А документации об Аукционе указан перечень сервисов, являющихся средством защиты информации от несанкционированного доступа и имеющих действующие сертификаты ФСТЭК России по требованиям информационной безопасности.
Пунктом 4.4 документации об Аукционе предусмотрена диагностика и восстановление оборудования и программного обеспечения в ходе его эксплуатации.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что при восстановлении оборудования и программного обеспечения после сбоев может потребоваться доработка программного обеспечения. Таким образом, Лицензия N 3 необходима для оказания услуг, предусмотренных документацией об Аукционе.
Комиссия приходит к выводу, что установленное Заказчиком требование о наличии у участников закупки Лицензии N 3 не противоречит Закону о контрактной системе.
Учитывая изложенное, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Из жалобы Заявителя следует, что его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика установившего в нарушение положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок излишнее требование о наличии у участника закупки действующей лицензии на осуществление мероприятий и (или) оказание услуг в области защиты государственной тайны (далее - Лицензия N 4).
Заказчиком в пункте 16 раздела 9 документации об Аукционе установлено требование к участникам Аукциона о наличии Лицензии N 4.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что для оказания услуг победителю Аукциона необходимо ознакомиться с приказом МВД России от 10.04.2015 N 016 "Вопросы организации эксплуатации Единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России" (далее - Приказ N 016), имеющим гриф "секретно".
Заказчиком в пункте 16 раздела 9 документации об Аукционе установлено требование к участникам Аукциона о наличии лицензии на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну (далее - Лицензия N 5).
Согласно пояснениям представителей Заказчика для ознакомления с Приказом N 016 победителю Аукциона необходимо иметь Лицензию N 5.
При этом документацией об Аукционе не предусмотрено осуществление мероприятий и (или) оказание услуг в области защиты государственной тайны.
Учитывая изложенное, действия Заказчика, установившего требование о наличии у участников Аукциона Лицензии N 4, нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком в пункте 3.2 "Дополнительные услуги" документации об Аукционе установлены услуги, не относящиеся к предмету Аукциона.
Пунктом 3.2 "Дополнительные услуги" документации об Аукционе установлено, что победителем Аукциона могут оказываться дополнительные услуги в интересах Заказчика, в том числе услуги по техническому сопровождению эксплуатации и практического использования научно-технического задела результатов. Состав, сроки, порядок оказания дополнительных услуг, формат и порядок отчетности по дополнительным услугам определяются совместным решением Государственного заказчика и сервисной организации. Изменение объема услуг возможно не более чем на 10%, в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно пояснениям представителей Заказчика победитель Аукциона вправе отказаться от выполнения дополнительных услуг.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что указанные услуги не являются обязательными для выполнения.
Учитывая изложенное, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком в пункте 4.5 "Порядок услуг по сертификации" документации об Аукционе установлены требования, не относящиеся к предмету Аукциона.
Пунктом 4.5 "Порядок услуг по сертификации" документации об Аукционе установлено "Сертификация (инспекционный контроль) программного обеспечения в системе сертификации средств защиты информации по требованиям безопасности информации должна выполняться по отдельному (отдельным) ЧТЗ, утверждаемым Государственным заказчиком".
В соответствии с пунктом 3.1 документации об Аукционе в состав основных услуг по предмету Аукциона в том числе входят услуги по сертификации (инспекционному контролю).
Пунктом 5.2 документации об Аукционе установлено, что сервисной организацией должны быть оказаны услуги по сертификации (инспекционному контролю) эксплуатируемого программного обеспечения в системе сертификации средств защиты информации по требованиям безопасности информации. Сертификация (инспекционный контроль) программного обеспечения в системе сертификации средств защиты информации по требованиям безопасности информации должна выполняться по отдельному (отдельным) ЧТЗ, утверждаемым Заказчиком.
Таким образом, сертификация (инспекционный контроль) программного обеспечения связана с объектом закупки.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что услуги по сертификации программного обеспечения относятся к предмету закупки.
Учитывая изложенное, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Вместе с тем на заседании Комиссии установлено, что в документации об Аукционе не указан объем оказываемых услуг по сертификации программного обеспечения, что не позволяет участникам закупки определить количество оказываемых услуг по сертификации программного обеспечения.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе объем оказываемых услуг по сертификации программного обеспечения, не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 33 и нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
3. В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений. С учетом особенностей, установленных Законом о контрактной системе, в электронной форме проводятся открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений, а также в случаях, установленных решением Правительства Российской Федерации, предусмотренным частью 3 статьи 84.1 Закона о контрактной системе, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион.
В соответствии с частью 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе.
Частью 3 статьи 84.1 Закона о контрактной системе установлено, что закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронной форме применяются по согласованию, предусмотренному частью 3 статьи 84 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 3 статьи 84 Закона о контрактной системе закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) применяются по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление данных функций, за исключением закупок, предусмотренных пунктом 5 части 2 статьи 84 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 84 Закона о контрактной системе закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) применяются в случае закупок товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке или в проекте контракта.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что для оказания услуг победителю Аукциона необходимо ознакомиться с Приказом N 016, имеющим гриф "секретно". Указанный приказ не размещен в ЕИС и открытом доступе в информационно-коммуникационной сети "Интернет".
Учитывая изложенное, описание объекта закупки, подлежащее включению в документацию об Аукционе, содержит сведения, составляющие государственную тайну, что является основанием для применения закрытого способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Таким образом, действия Заказчика, выбравшего неправомерный способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), нарушают часть 5 статьи 24 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 7.29 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
решила:
1. Признать жалобу ООО "И" обоснованной в части установления Заказчиком излишнего требования о наличии у участников закупки действующей лицензии на осуществление мероприятий и (или) оказание услуг в области защиты государственной тайны.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 5 статьи 24, части 6 статьи 31, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать сведения о выявленных нарушениях Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления контроля государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.