ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
РЕШЕНИЕ
от 28 января 2019 г. по делу N 19/44/105/217
О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "СА" (далее - Заявитель) на действия аукционной комиссии ФГБУК "Г "Музей-Усадьба Л.Н. Толстого "Ясная поляна" (далее - Аукционная комиссия), ФГБУК "Г "Музей-Усадьба Л.Н. Толстого "Ясная поляна" (далее - Уполномоченный орган), Министерство культуры Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Уполномоченным органом, Заказчиком, ЗАО "СБ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по комплектованию мебелью комплекса строящихся зданий (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) 0366100004118000092) (далее - Аукцион), и в результате осуществление внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа, Аукционной комиссии при проведении Аукционной комиссией, Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа, Аукционной комиссии:
1. Заказчиком, Уполномоченным органом в ЕИС неправомерно не размещена проектная документация;
2. Аукционной комиссией неправомерно принято решение о допуске к участию в Аукционе участников с порядковыми номерами 207 и 172;
3. Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом предоставлен ответ на запрос разъяснений документации об Аукционе.
Уполномоченный орган в письменных возражениях не согласился доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган, Аукционная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 28.12.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) -Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 23 303 569,34 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 14.01.2019;
5) на участие в Аукционе подано 9 заявок от участников закупки;
6) к участию в Аукционе допущено 9 участников закупки;
7) дата проведения Аукциона - 18.01.2019;
8) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 8 участников Аукциона;
9) победителем Аукциона признано ООО "Т" с минимальным предложением о цене контракта - 11 369 642,70 рубля.
1. Заказчиком, Уполномоченным органом в ЕИС неправомерно не размещена проектная документация.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.
При этом согласно части 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемой работы установленным заказчиком требованиям.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что объектом закупки, согласно извещению и документации об Аукционе, является оказание услуг по комплектованию мебелью комплекса строящихся зданий, в связи с чем у Заказчика, Уполномоченного органа отсутствует обязанность размещать проектную документацию в ЕИС.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, Уполномоченного органа не противоречат Закону о контрактной системе.
При этом, Заявитель на заседании Комиссии не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу Заявителя, Аукционной комиссией неправомерно принято решение о допуске к участию в Аукционе участников с порядковыми номерами 207 и 172.
Представитель Заявителя на заседании Комиссии отозвал указанный довод, в связи с чем Комиссией не производилось рассмотрение указанного довода.
3. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом предоставлен ответ на запрос разъяснений документации об Аукционе.
В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Согласно пункту 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В письменных возражениях Уполномоченный орган пояснил, что ответы на запросы о даче разъяснений положений документации об Аукционе предоставлялись Заказчиком в полном объеме и в соответствие с положениями Закона о контрактной системе.
Кроме того, в соответствии с информацией, размещенной в ЕИС, Заказчиком 12.01.2019 предоставлен ответ на запрос разъяснений положений документации N РД2.
При этом, Заявителем на заседании Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
При проведении внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
4. Статьей 83.2 Закона о контрактной системе установлен порядок заключения государственного контракта по результатам проведения электронной процедуры.
Пунктом 11.1 документации об Аукционе установлено, в том числе следующее: "По результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем аукциона, а в случаях, предусмотренных ст. 70 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с иным участником аукциона, заявка которого на участие в аукционе в соответствии со ст. 69 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" признана соответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе".
На заседании Комиссии установлено, что в документации об Аукционе Заказчиком, Уполномоченным органом установлен порядок заключения государственного контракта по результатам проведения электронного аукциона в соответствии со статьей 70 Закона о контрактной системе.
При этом, в соответствии с пунктом 50 статьи 1 Федерального закона от 31.12.2017 N 504-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" статья 70 Закона о контрактной системе утратила силу с 01.07.2018.
Вместе с тем, извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС - 28.12.2018.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших в документации об Аукционе ненадлежащий порядок заключения государственного контракта по результатам проведения электронного аукциона, нарушают статью 83.2 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. Согласно части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с пунктом 13.6 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено, что денежные средства возвращаются поставщику, с которым заключен контракт при условии надлежащего исполнения им всех своих обязательств по настоящему контракту и оформленного акта сверки в течение десяти банковских дней со дня получения заказчиком соответствующего письменного требования поставщика.
Вместе с тем, понятие "банковский день" не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа ненадлежащим образом установивших условие о сроке возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения государственного контракта, нарушают часть 27 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия проходит к выводу, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на определение поставщика (подрядчика, исполнителя).
6. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе);
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная подпунктом б пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Согласно извещению об Аукционе, в отношении объекта закупки установлен запрет на допуск отдельных видов товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N 1072 от 05.09.2017 "Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1072).
При этом, в разделе 7 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе, и инструкция по ее заполнению" документации об Аукционе установлены, в том числе следующие требования к составу первой части заявки на участие в Аукционе: "Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать информацию:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе".
Таким образом, Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе неправомерно не установлено требование о представлении в составе первой части заявки на участие в Аукционе наименования страны происхождения товара.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2 Постановления N 1072, подтверждением производства товаров на территории Российской Федерации, является представление следующих документов:
копия специального инвестиционного контракта, заверенная руководителем организации (индивидуальным предпринимателем), являющейся стороной указанного контракта;
акт экспертизы, выдаваемый Торгово-промышленной палатой Российской Федерации в порядке, определенном ею по согласованию с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации;
заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выданное Министерством промышленности и торговли Российской Федерации;
сертификат о происхождении товара (продукции), выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства - участника Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г. по форме СТ-1, приведенной в приложении 2 к Правилам определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств, являющемся неотъемлемой частью Соглашения.
При этом, в разделе 7 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе, и инструкция по ее заполнению" документации об Аукционе не установлен исчерпывающий перечень документов, которые необходимо представить участникам закупки в составе заявок на участие в Аукционе для подтверждения производства товаров на территории Российской Федерации в соответствии с Постановлением N 1072.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших в документации об Аукционе ненадлежащие требования к составу заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, учитывая, что все заявки участников, поданные на участие в Аукционе, содержат сведения о стране происхождения товара, а также документы, подтверждающие страну происхождения товара, а именно сертификаты по форме СТ-1, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
7. Согласно извещению об Аукционе в отношении объекта закупки установлен запрет на допуск отдельных видов товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности в соответствии с Постановлением N 1072.
На заседании Комиссии установлено, что объектом закупки является оказание услуг по комплектованию мебелью комплекса строящихся зданий, код ОКПД2 31.01.12.190 "Мебель офисная деревянная прочая".
Согласно пункту 1 Постановления N 1072 в целях защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики и поддержки российских товаропроизводителей при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд установить с 1 декабря 2017 г. до 1 декабря 2019 г. запрет на допуск отдельных видов товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности, происходящих из иностранных государств, по перечню согласно приложению (далее - Перечень).
При этом, указанный Перечень содержит код ОКПД2 31.01.12.190 "Мебель офисная деревянная прочая".
Вместе с тем, согласно информации, представленной в пункте 3.5. "Условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами" документации об Аукционе установлен запрет на допуск отдельных видов товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности в соответствии с Постановлением N 1072 не установлен.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, учитывая, что все заявки участников, поданные на участие в Аукционе, содержат сведения о стране происхождения товара, а также документы, подтверждающие страну его происхождения, а именно сертификаты по форме СТ-1, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
8. В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 11.08.2014 N 791 "Об установлении запрета на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств, и (или) услуг по прокату таких товаров в целях осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 791) осуществление заказчиками закупки товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), и (или) услуг по прокату таких товаров для обеспечения федеральных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, по перечню согласно приложению N 1 не допускается, за исключением случаев, если производство товаров на территориях государств - членов Евразийского экономического союза отсутствует.
Согласно пункту 3.5 информационной карты документации об Аукционе установлен запрет на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств, и (или) услуг по прокату таких товаров в целях осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд" в соответствии с Постановлением N 791.
На заседании Комиссии установлено, что объектом закупки является оказание услуг по комплектованию мебелью комплекса строящихся зданий, код ОКПД2 31.01.12.190 "Мебель офисная деревянная прочая".
При этом, в Приложении N 1 товар с указанным кодом ОКПД 2 отсутствует.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, неправомерно установивших в документации об Аукционе запрет на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств, и (или) услуг по прокату таких товаров в целях осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд в соответствии с Постановлением N 791 нарушают часть 3 статьи 14 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного нарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия проходит к выводу, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на определение поставщика (подрядчика, исполнителя).
9. Согласно пункту 9.1 информационной карты документации об Аукционе размер обеспечения исполнения контракта составляет 5% от начальной максимальной цены контракта, а именно - 1 165 178,47 рублей.
При, этом, согласно пункту 13.1 проекта государственного контракта документации об Аукционе "Контракт заключается только после предоставления Участником аукциона, с которым заключается Контракт, обеспечения исполнения Контракта одним из способов:
- безотзывной банковской гарантии в размере 5% от начальной (максимальной) Цены Контракта, что составляет 316 394 рублей 87 копеек, сумма обеспечения исполнения Контракта устанавливается без налога (НДС)".
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
решила:
1. Признать жалобу ООО "СА" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения части 3 статьи 14, части 27 статьи 34, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64, статьи 83.2 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе
4. Передать материалы от 28.01.2019 по делу N 19/44/105/217 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.