Решение ФАС РФ от 28.12.2018 по делу N 1-10-44/00-03-18

"О признании жалобы необоснованной: в рассматриваемых действиях (бездействии) общества не установлено нарушения п. 8 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции""
Редакция от 28.12.2018 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 28 декабря 2018 г. по делу N 1-10-44/00-03-18

Резолютивная часть решения оглашена 24 декабря 2018 г.

В полном объеме решение изготовлено 28 декабря 2018 г.

Комиссия ФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия), рассмотрев дело N 1-10-44/00-03-18 по признакам нарушения акционерным обществом "М" (<...>) (далее - АО "М") и обществом с ограниченной ответственностью "Ш" (<...>) (далее - ООО "Ш") пункта 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в создании дискриминационных условий при доступе легковых такси на территорию привокзальной площади аэропорта Шереметьево, в присутствии на заседании <...> (доверенность "ПА" от 08.05.2018 N 4-47/793/8; доверенность "Д" от 21.05.2018 N 17-17-241/8), <...> (доверенность "ПБ" от 17.03.2017 N Исх-4234/03-05), <...> (доверенность "Д" от 11.10.2018 N 17-17-523/8), <...> (доверенность "М" от 12.01.2018 N 9-18/"М"), <...> (доверенность "М" от 16.04.2018 N 44-18/"М"), <...> (доверенность АО "М" от 07.11.2018 N 414) и <...> (доверенность "К" от 29.12.2017 N 27-09-01/211)

установила:

1. В ФАС России поступило совместное письмо "ПА" и "ПБ" (вх. N 172577/17 от 13.11.2017) по вопросу доступа легальных легковых такси на территории, прилегающие к аэропортам Шереметьево, Домодедово, Внуково.

По имеющейся в "ПА" и "ПБ" информации для определенных групп компаний на территориях аэропортов Московского авиационного узла (далее - МАУ) созданы преференции в части допуска на "первую линию", а в непосредственной близости организованы стоянки для длительного ожидания пассажиров. Пользуясь таким положением, данные компании завышают цены на услуги перевозок пассажиров легковым такси в 2 - 2,5 раза, а также получают необоснованные конкурентные преимущества по сравнению с другими участниками рынка.

2. Согласно представленной в ФАС России информации установлено, что ООО "Ш" (официальный оператор парковочного пространства аэропорта Шереметьево, 100% долей которого принадлежит АО "М") заключен договор с обществом с ограниченной ответственностью "Я" (<...>), на основании которого указанный агрегатор обеспечивает автоматизацию допуска такси в зону Терминала D аэропорта Шереметьево, автоматизацию живой очереди такси, быстрый проезд на территорию до парковки и на "первую линию". В непосредственной близости к зоне прилета имеется специально выделенная парковка для такси, у которых заключен договор с ООО "Я" с функцией электронной очереди. Льготный проезд через пункты пропуска осуществляется при предъявлении пропуска (карточки) либо посредством установки в переднюю часть транспортного средства по заявке таксомоторной организации электронного чипа (RFID-метки для машин), выдаваемых ООО "Я" при согласовании с ООО "Ш". Подобные пропуски (чипы) могут получить только таксомоторные предприятия, заключившие договор с ООО "Я".

Зона прилета и вылета Терминала D расположены в 30-метровой зоне транспортной безопасности.

Въездные и выездные шлагбаумы на территорию аэропорта расположены на значительном удалении от аэропортового комплекса.

Зона вылета расположена на эстакаде. Специально выделенные полосы для таксомоторных автотранспортных средств в зоне вылета отсутствуют.

Зона прилета имеет четыре технологически разделенных линии:

- 1-я линия проезда предназначена только для такси, у которых заключен договор с "Я". В настоящее время аэропортом заключен договор на 8 месяцев с агрегатором такси "Я", на основании которого указанный агрегатор обеспечивает автоматизацию допуска такси в зону аэропорта, автоматизацию живой очереди такси, быстрый проезд на территорию до парковки и на "первую линию". В непосредственной близости к зоне прилета имеется специально выделенная парковка для такси "Я" с функцией электронной очереди. Основными требованиями договора является специальные требования по оказанию качества услуг, а также гарантировано наличие необходимого количества машин для перевозки пассажиров. Также у оператора аэропорта и агрегатора по договору имеются взаимные финансовые и инвестиционные обязательства по программному обеспечению, диспетчеризации.

Согласно данному договору агрегатор отвечает за транспортную безопасность перед оператором аэропорта.

По заявке такси оснащаются электронными чипами (RFID-метки для машин) для льготного бесконтактного проезда через пункты пропуска.

Кроме того, согласно договору между агрегатором такси "Я" и оператором аэропорта согласована тарификация услуг легкового такси по доставке пассажиров из аэропорта Шереметьево в Москву с делением на зоны по административным округам, что привело к снижению стоимости поездки.

- 2-я линия предназначена для проезда общественного транспорта.

- 3 - 4 линии предназначены для личных авто, маршрутных такси и прочих легковых такси. Для маршрутных такси предусмотрена отдельная стоянка.

Привокзальная площадь терминалов E и F находятся в стадии реконструкции, по окончании которой предполагается аналогичная схема проезда, с выделением отдельной линии для агрегатора такси, с которым будет заключен договор.

3. По результатам сбора и анализа запрошенных материалов, ФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции выдано предупреждение группе лиц акционерного общества "М" в составе: акционерного общества "М" (<...>) (далее - АО "М") и общества с ограниченной ответственностью "Ш" (<...>) о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного пунктом 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившихся в создании дискриминационных условий при доступе легковых такси на территорию привокзальной площади аэропорта Шереметьево (исх. от 26.12.2017 N ИА/91394-ПР/17) (далее - Предупреждение) путем:

1) определения правил (условий) доступа на недискриминационных условиях всем юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги по перевозке пассажиров и багажа легковым такси и имеющим разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, на всю территорию привокзальной площади аэропорта Шереметьево, предназначенную для посадки/высадки пассажиров в течение 10 рабочих дней со дня получения Предупреждения;

2) доведения правил (условий), указанных в пункте 1, до неопределенного круга лиц (потребителей), в том числе путем размещения (опубликования) на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение 10 рабочих дней со дня получения Предупреждения;

3) предоставления доступа на недискриминационных условиях всем юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги по перевозке пассажиров и багажа легковым такси и имеющим разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, на всю территорию привокзальной площади аэропорта Шереметьево, предназначенную для посадки/высадки пассажиров, в соответствии с правилами (условиями), указанными в пункте 1, в течение 10 рабочих дней со дня получения Предупреждения.

АО "М" направлено ходатайство с просьбой продлить срок исполнения предупреждения по 01.03.2018.

Письмами от 01.03.2018 N 281-10 (вх. N 36939/18 от 14.03.2018) и от 14.03.2018 N 351-10 (вх. N 39033-ЭП/18 от 16.03.2018) АО "М" во исполнение Предупреждения сообщило о разработке Правил пользования привокзальными территориями пассажирских терминалов международного аэропорта Шереметьево (далее - Правила).

Правила размещены на сайте АО "М" по адресу: http://www.svo.aero./parking/, на сайте ООО "Ш" по адресу: http://parkingsvo.ru.

По результатам анализа Правил и дополнительно представленной информации стоит отметить следующее:

А. Оператор - юридическое лицо, на законном основании осуществляющее деятельность по организации движения и размещению автотранспорта на привокзальных площадях международного аэропорта Шереметьево (пункт 3 Правил).

Б. Агрегатор - юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), осуществляющее прием и/или передачу заказов на перевозку пассажиров и багажа легковыми такси на основании договоров с таксомоторными парками или иными лицами, оказывающими услуги по перевозке пассажиров и багажа транспортными средствами такси (пункт 3 Правил).

В. В целях обеспечения комфортабельного и безопасного доступа авиапассажиров и иных лиц к услугам легкового такси на привокзальных территориях международного аэропорта Шереметьево, устранения продолжительных очередей, заторов и содействия формированию экономически обоснованных тарифов Оператор(ы) и/или АО "М" заключают договоры на оказание услуг с Агрегатором (пункт 11.3 Правил).

Г. Выбор Агрегатора и заключение договора осуществляется путем проведения запроса предложений на право заключения договора (пункт 11.4 Правил).

В ФАС России поступило письмо "Д", согласно которому администрации аэропортов МАУ при установлении порядков организации работы легковых такси продолжают подменять собой государственные органы в части контроля и допуска транспортных средств, тем самым не давая открытого доступа всем легальным таксомоторным предприятиям.

Таким образом, действия АО "М" и ООО "Ш", направленные на исполнение Предупреждения не привели к созданию недискриминационных условий доступа всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги по перевозке пассажиров и багажа легковым такси и имеющих разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, на всю территорию привокзальной площади аэропорта Шереметьево, следовательно, Предупреждение считается не исполненным.

4. На основании изложенного и в связи с невыполнением АО "М" и ООО "Ш" Предупреждения, на основании части 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, приказом ФАС России от 22.03.2018 N 358/18 было возбуждено дело N 1-10-44/00-03-18 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - дело N 1-10-44/00-03-18) и создана Комиссия.

Определением от 18.05.2018 N 03/35797/18 "Д" и "М" привлечены к рассмотрению дела N 1-10-44/00-03-18 в качестве заинтересованных лиц.

Определением от 18.05.2018 N 03/35811/18 Комитет по конкурентной политике Московской области, ООО "Я" привлечены к рассмотрению дела N 1-10-44/00-03-18 в качестве лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах.

Позднее определением от 20.07.2018 N 03/56233/18 ИП С.Д., ИП К.Е., ИП К.С. и ИП Р.Д. привлечены к рассмотрению дела N 1-10-44/00-03-18 в качестве лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах.

5. В рамках рассмотрения дела "ПА", "ПБ", "Д" (далее - "Д") и "М" (далее - "М") представлена следующая позиция.

Доступ на "первую линию" привокзальной площади аэропорта Шереметьево имеют лишь те перевозчики такси, которые заключили договор с диспетчерской компанией аэропорта, что создает неравные условия для перевозчиков и, в конечном итоге, сказывается на качестве и стоимости предоставляемых пассажирам услуг.

Фактически управлением доступом на "первую линию" привокзальной площади аэропорта Шереметьево, а также оказанием услуг такси на территории воздушной гавани, осуществляется определенными лицами, что не позволяет говорить о добросовестности конкуренции.

О дискриминационных действиях со стороны АО "М" по отношению к перевозчикам сообщается в обращениях Ассоциации таксистов Подмосковья от 02.11.2017 N 12-ло в адрес "М", Союза "Т" от 17.11.2017 N 15 в адрес руководителя ФАС России, заместителя Мэра Москвы в "ПА" Л. от 13.12.2017 N 17-35-11906/7 в адрес ФАС России, "М" от 13.04.2018 N 21Исх-4503 в адрес ФАС России, в совместном обращении Мэра Москвы Собянина С.С. и Губернатора Московской области Воробьева А.Ю. от 31.10.2017 N 4-14-1902/7.

В соответствии с Федеральным законом от 21.04.2011 N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Законом города Москвы от 11.06.2008 N 22 "О такси в городе Москве" и в целях совершенствования организации транспортного обслуживания населения города Москвы издано постановление "ПА" от 28.06.2011 N 278-ПП "О мерах реализации Федерального закона от 21.04.2011 N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которому деятельность такси осуществляется на основании выданных органом исполнительной власти разрешений.

На территории Москвы и Московской области, в т.ч. на привокзальных площадях, лицам, осуществляющим таксомоторные перевозки, предоставляются места для стоянки легкового такси без взимания платы.

Таким образом, по мнению "ПА", "ПБ", "Д" и "М", заключение таксомоторными компаниями специальных договоров на оказание услуг с организациями, осуществляющими функции диспетчеров на соответствующей территории аэропорта, нарушает конкуренцию на данном рынке услуг.

"ПА", "Д" считают, что своими действиями АО "М" при установлении порядков организации работы легковых такси подменяет собой государственные органы в части контроля и допуска транспортных средств, а также ограничивают конкуренцию на рынках организации таксомоторных услуг.

Кроме того, как отмечено заявителями, водители такси и таксомоторные компании, не являющиеся партнерами сервиса Яндекс.Такси, могут получить доступ на "первую линию" привокзальной площади аэропорта Шереметьево на условиях 1500 рублей/час.

Сервисом Яндекс.Такси так же не допускаются автомашины партнеров без рекламы сервиса.

6. ИП С.Д., ИП К.Е., ИП К.С. и ИП Р.Д. в рамках рассмотрения дела представлена следующая информация.

Указанные индивидуальные предприниматели осуществляют таксомоторную деятельность.

Согласно представленным письменным пояснениям для получения доступа на "первую линию" привокзальных площадей Терминалов B, D, E, F международного аэропорта Шереметьево ООО "Я" требует оклейки транспортных средств логотипом "Я" в строго указанных техцентрах и за собственные средства.

Нахождение на привокзальных площадях Терминалов B, D, E, F международного аэропорта Шереметьево ограничено 15 минутами, за нарушения взимается пени в размере 1 000 рублей/час.

При этом на "первой линии" привокзальных площадей Терминалов B, D, E, F международного аэропорта Шереметьево можно находиться не более 5 минут. Сверх этого времени взимается плата в размере 1 500 рублей/час.

В то же время автомобили с рекламой "Я" находятся на "первой линии" неограниченное время, плата с них не взимается.

Кроме того на территории аэропорта Шереметьево имеется оборудованная парковка для легковых такси. Доступ на эту парковку имеют только автомобили с рекламой "Я". Заезд на эту парковку осуществляется при помощи электронного устройства, того же, что и на "первую линию".

7. ООО "Я" отмечено следующее.

Яндекс предоставляет информационный сервис Яндекс.Такси (далее - "Сервис") на условиях, изложенных в документе "Условия использования сервиса Яндекс.Такси", размещенном в открытом доступе.

Партнерами сервиса являются Служба Такси - юридические лица или индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги по перевозке пассажиров и багажа в соответствии с законодательством Российской Федерации, заключившие в Яндексом договор на оказание Службе Такси услуг по предоставлению доступа к Сервису на условиях, предусмотренных документом "Оферта на оказание Услуг по предоставлению доступа к Сервису", размещенном в открытом доступе.

При предоставлении Сервиса Яндекс выступает в качестве лица, осуществляющего прием и передачу заказов на перевозку пассажиров и багажа легковым такси, т.е. предоставляет информационные услуги, при этом транспортные услуги по перевозке пассажиров и багажа легковым такси предоставляются Службами Такси.

8. АО "М" и ООО "Ш" в рамках рассмотрения дела представлена следующая информация.

8.1. На территории международного аэропорта Шереметьево каждый Терминал имеет привокзальную площадь. Привокзальная площадь Терминала D в зоне "Прилет" состоит из 4-х полос движения:

первая линия (ближайшая к терминалу D полоса) может использоваться любым клиентом аэропорта Шереметьево, в том числе организациями, оказывающими услуги по перевозке пассажиров и багажа автомобилями такси. Для въезда на первую линию любому разовому клиенту необходимо вставить парковочный билет в стойку, далее на равных условиях все клиенты аэропорта могут воспользоваться услугами для посадки/высадки пассажиров на первой линии, с оплатой услуг по тарифу 1 500 рублей в час;

вторая линия выделена для проезда общественного транспорта.

третья/четвертая линии не оборудованы шлагбаумом, открыты для проезда всех физических и юридических лиц.

В соответствии с пунктом 27 Федеральных авиационных правил "Требования авиационной безопасности к аэропортам", утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28.11.2005 N 142 на привокзальных площадях создаются зоны безопасности шириной не менее 30 метров от зданий аэровокзальных комплексов и других объектов аэропортов. Кратковременная остановка автотранспортных средств в зонах безопасности допускается только для посадки (высадки) пассажиров. Стоянка автотранспортных средств в зонах безопасности запрещена, за исключением стоянки транспортных средств, участвующих в проведении работ по обслуживанию, эксплуатации, содержанию и ремонту объектов аэровокзального комплекса и иных объектов инфраструктуры аэропорта, а также инженерно-технических коммуникаций.

С учетом требований авиационной безопасности и в целях исключения возможности стоянки транспортных средств в зоне авиационной безопасности, посетителям Международного аэропорта Шереметьево предоставляется возможность воспользоваться правом въезда, остановки для осуществления посадки/высадки пассажиров и выезда с привокзальной территории аэропорта. Правила авиационной безопасности действуют в отношении всех транспортных средств без исключения. Доступ на привокзальную площадь разрешен для любых транспортных средств, как для частных автомобилей, так и для транспортных средств юридических лиц, оказывающих услуги такси.

Таким образом, в целях соблюдения требований транспортной безопасности на всех четырех линиях Терминала D парковка запрещена.

Кроме того, на официальном сайте http://www.svo.aero/ размещены "Правила пользования привокзальными территориями пассажирских терминалов международного аэропорта Шереметьево" (далее - Правила).

В соответствии с указанными Правилами обеспечивается доступ всех потребителей на привокзальные площади аэропорта Шереметьево на недискриминационных условиях, предполагающий въезд, остановку для осуществления посадки/высадки пассажиров (погрузки/выгрузки багажа) и выезд с определенной привокзальной территории, также с учетом требований транспортной безопасности.

При этом, Правила устанавливают не только порядок пользования привокзальными площадями аэропорта, но и порядок доступа легковых такси, оказывающих услуги по перевозке пассажиров и багажа.

8.2. До проведения запроса предложений на право заключения Договора на организацию сервиса приема заказов на перевозку пассажиров и багажа транспортными средствами такси на привокзальных площадях Терминалов B, D, E, F международного аэропорта Шереметьево, с предоставлением мест размещения стоек регистрации в терминалах (услуг Агрегатора) и Договора на организацию движения и услуг паркирования в Международном аэропорту Шереметьево не было единого оператора по оказанию услуг такси. При этом, АО "М", как хозяйствующий субъект, не заключало с третьими лицами договоры на организацию или оказание услуг такси.

В настоящее время договорные отношения с организациями, арендующими помещения в терминалах аэропорта Шереметьево под размещение диспетчерских прекращены в виду нарушения ими обязательств по внесению арендных платежей или в связи с истечением срока действия договоров.

При этом АО "М" отмечено, что прямых договоров с организациями, оказывающими услуги по перевозке пассажиров автомобилями такси, в том числе, с таксомоторными парками АО "М" не имело.

8.3. ООО "Ш" осуществляет деятельность по организации услуг паркирования на территории Международного аэропорта Шереметьево.

В феврале 2017 г. в ООО "Ш" (ранее именуемое как ООО "А"), обратилось ООО "Я" с просьбой о заключении договора на оказание услуг паркирования транспортных средств.

06 марта 2017 г. с ООО "Я" был заключен договор N 10125867 оказания услуг, в соответствии с условиями которого Общество (ООО "А") приняло на себя обязательство оказать Оператору (ООО "Я") услуги паркирования (предоставление мест для размещения транспортных средств на местах парковок привокзальной площади Терминала D международного аэропорта Шереметьево), а Оператор принял на себя обязательство принимать и оплачивать услуги.

ООО "Ш" отмечено, что любое заинтересованное лицо, заинтересованное в размещении автотранспортных средств на территориях Международного аэропорта Шереметьево вправе обратиться в ООО Шереметьево Паркинг" для заключения соответствующего договора.

ООО "Ш" заключены договоры, в соответствии с условиями которых более 200 (двухсот) контрагентов - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей пользуются услугами ООО "Ш" по паркированию транспортных средств на платных парковках Международного аэропорта Шереметьево.

8.4. 19 апреля 2018 г. АО "М" совместно с ООО "Ш" разместило на официальном сайте аэропорта http://www.svo.aero/ Запрос предложений на право заключения Договора на организацию сервиса приема заказов на перевозку пассажиров и багажа транспортными средствами такси на привокзальной площади Терминалов B, D, E, F, международного аэропорта Шереметьево, с предоставлением мест для размещения стоек регистрации в Терминалах B, D, E, F, (услуги Агрегатора) и Договора на организацию движения и услуг паркирования (далее - Запрос предложений).

В целях привлечения наибольшего числа потенциальных участников Запроса предложений, создания конкурентной среды одновременно указанная документация была размещена на электронной площадке http://etpgpb.ru/.

АО "М" отмечено, что при проведении запроса предложений на право заключения Договора на организацию сервиса приема заказов на перевозку пассажиров и багажа транспортными средствами такси на привокзальных площадях Терминалов B, D, E, F, международного аэропорта Шереметьево, с предоставлением мест размещения стоек регистрации в терминалах (услуг Агрегатора) и Договора на организацию движения и услуг паркирования (далее - Запрос предложений), АО "М" не устанавливало требования к цвету транспортного средства и наличие на нем обязательного логотипа/бренда. Такие обязательства отсутствуют и в заключенной с победителем сделке.

Кроме того, в соответствии с пунктом 3.4 Документации на Запрос предложений было определено только два минимальных критерия (требования), а именно:

- транспортные средства не должны быть старше 5 (пяти) лет;

- транспортные средства должны быть технически исправны, иметь ТО, без повреждений кузова, фар, лакокрасочного покрытия автомобиля, с наличием детских автокресел.

Установление вышеуказанных требований было обусловлено прежде всего необходимостью качественного обслуживания пассажиров, пользующихся услугами такси.

В соответствии с протоколом заседания комиссии от 4 мая 2018 г. ООО "Я" признано победителем организованного АО "М" Запроса предложений: на право заключения Договора на организацию сервиса приема заказов на перевозку пассажиров и багажа транспортными средствами такси на привокзальной площади терминалов B, D, E, F международного аэропорта Шереметьево, с предоставлением мест размещения стоек регистрации в терминалах (услуги Агрегатора) и Договора на организацию движения и услуг паркирования (N 32947464).

АО "М" указано, что привлечение единого агрегатора сервиса такси имеет ряд преимуществ и позволяет обеспечить:

- подачу легковых такси по "конвейерному типу" (непрерывная подача легковых такси к специально выделенным местам ожидания пассажиров);

- привлечение таксопарков и автомобилей такси, соответствующих требованиям, установленным регламентами федерального и регионального уровня;

- наличие достаточного количества автомобилей такси для обеспечения качественного сервиса пассажиров, с учетом пассажиропотока в аэропорту, включая пиковое время прилета/вылета и, как следствие, исключение заторов, пробок на привокзальных площадях аэропорта;

- предоставление автомобилей (услуг сервиса) разного класса;

- контроль за деятельностью по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси на соответствие требованиям действующего законодательства, в том числе Федерального закона от 21.04.2011 N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а именно, наличия соответствующих разрешений на перевозку, страхования ответственности, прохождения водителями медицинских осмотров, что обеспечивает безопасность предоставления пассажирам услуг такси;

- формирование отношений между агрегатором такси и таксомоторными парками и иными лицами, оказывающими услуги такси на принципе свободы договора, взаимных обязательств и ответственности;

- снижение затрат аэропорта, одним из акционеров которого является государство, на реализацию сервиса;

- установление требований к уровню сервиса и состоянию транспортных средств в целях обеспечения безопасности;

- наличие и доступность информации по каждому автомобилю в любой момент: ФИО водителя, его номер телефона, паспортные данные; данные по ТС, цвет, марка, состояние; данные по маршрутам движения автомобилей;

- единую политику, направленную на ограждение пассажиров аэропорта от нелегальных и непроверенных перевозчиков;

- полное и всесторонне информирование пассажиров об услугах;

- осуществление наблюдения и замеров, необходимых для оценки эффективности выработанных мер по увеличению интенсивности использования такси на территории аэропорта Шереметьево, сокращению времени ожидания транспорта на заезд на территорию международного аэропорта Шереметьево и увеличению количества пассажиров, пользующихся услугами легкового такси, в том числе с "первой линии".

АО "М" дополнительно отмечено, что в конкурсной документации, а также в действующем договоре, заключенном между АО "М" и ООО "Я", не установлено никаких дополнительных требований к цвету транспортного средства, наличия на нем обязательного логотипа/бренда.

В настоящее время в международном аэропорту Шереметьево при выполнении приема-заказов на перевозку пассажиров и багажа транспортными средствами такси осуществляется и обеспечивается:

1) организация очереди из машин для посадки пассажиров на "первой линии" привокзальных площадей терминалов международного аэропорта Шереметьево;

2) подключение к системе распределения заказов агрегатора в аэропорту без взимания платы;

3) единый порядок и публичный доступ к правилам пользования сервисом агрегатора.

Наряду с уже существующим порядком оказания услуг сервиса такси АО "М" совместно с ООО "Я" планирует обеспечить внедрение:

А. С 01.01.2019 возможности доступа на "первую линию" терминалов аэропорта транспортных средств, подключенных к системе агрегатора, без взимания дополнительной платы.

Б. С 01.02.2019 единой электронной очереди автомобилей такси, размещаемых на отдельной специализированной парковке, с возможностью их подъезда по заказу на любые линии терминалов международного аэропорта Шереметьево.

В. АО "М" совместно с ООО "Я" с 01.03.2019 планирует обеспечить внедрение единых тарифов на перевозку пассажиров автомобилями с любой линии привокзальных площадей терминалов международного аэропорта Шереметьево вне зависимости от способа размещения заказа или оплаты услуг (наличными либо банковской картой).

Г. АО "М" совместно с ООО "Я" в срок до 01.05.2019 реализует возможность подключения к системе заказов Шереметьево на специально отведенной парковке любых транспортных средств такси, в т.ч. подключенных в другим системам агрегаторов и обладающих разрешениями в соответствии с требованиями законодательства российской Федерации.

Д. С 01.07.2019 дополнительного сервиса для пассажиров аэропорта, который предполагает, что каждый пассажир, оформивший заказ на стойке оформления, через онлайн-приложение или иным способом, вправе воспользоваться любым автомобилем такси на первой линии привокзальной площади терминалов (по коду на чеке или в приложении).

9. По результатам рассмотрения дела Комиссия пришла к следующим выводам:

9.1. В рамках рассмотрения дела N 1-10-44/00-03-18 о нарушении антимонопольного законодательства с целью выявления случаев недопущения, ограничения, устранения конкуренции и (или) ущемления интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности в связи с наличием в действиях АО "М" признаков нарушения пункта 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции проведен анализ рынка оказания аэропортовых услуг - предоставление привокзальной площади аэропорта Шереметьево в целях оказания услуг легкового такси.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях) услуги, оказываемые в аэропортах относятся к сферам деятельности субъектов естественных монополий.

В соответствии с Решением Правления МАП РФ от 25.05.1998 N 18/2 ОАО "М" включено в реестр субъектов естественных монополий.

Приказом ФАС России от 08.09.2017 N 1189/17 АО "М" включено в перечень субъектов естественных монополий в сфере услуг, оказываемых в аэропортах, государственное регулирование которых осуществляется ФАС России.

Учитывая изложенное, анализ рынка проводится в соответствии с пунктом 1.3 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220 (далее - Порядок), согласно которому по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 10 Федерального закона о защите конкуренции от 26.07.2006 субъектом естественной монополии на рынке, функционирующем в условиях естественной монополии составляется обзор состояния конкурентной среды на товарном рынке, в котором должны быть включены следующие этапы:

а) определение временного интервала исследования товарного рынка;

б) определение продуктовых границ товарного рынка, которое производится согласно сферам деятельности субъектов естественных монополий, указанных в пункте 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях;

в) определение географических границ товарного рынка.

Временной интервал исследования товарного рынка определен 01.01.2016 г. - 31.12.2017 г.

Согласно подпункту "б" пункта 1.3 Порядка определение продуктовых границ товарного рынка, производится согласно сферам деятельности субъектов естественных монополий, указанных в пункте 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2008 N 293 утвержден перечень услуг субъектов естественных монополий в аэропортах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством (далее - Перечень).

В соответствии с Перечнем услуга по предоставлению аэровокзального комплекса относится к естественно-монопольной услуге.

Приказом Минтранса России от 17.07.2012 N 241 утверждены перечень и правила формирования тарифов и сборов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации (далее - Правила). Согласно пункту 3.4.1 Правил предоставление привокзальной площади входит в услугу по предоставлению аэровокзального комплекса.

АО "М", являясь субъектом естественной монополии, осуществляет услуги по предоставлению аэровокзального комплекса (предоставление привокзальной площади), в целях оказания услуг легкового такси пользователям аэропорта Шереметьево, включающую в себя: оказание услуги по организации доступа таксомоторных организаций к объектам транспортной инфраструктуры аэропорта Шереметьево в целях оказания услуг легкового такси пользователям аэропорта; услуги по представлению и организации выделенных мест, в том числе на "первой линии" привокзальной площади.

Таким образом, в качестве продуктовых границ определены аэропортовые услуги - предоставление АО "М" привокзальной площади аэропорта Шереметьево в целях оказания услуг легкового такси.

Согласно приказу ФАС России от 28.04.2010 N 220 географическими границами товарного рынка являются границы территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар.

Предварительное определение географических границ основано на информации о территории, в границах которой действует хозяйствующий субъект, являющийся объектом антимонопольного контроля, и (или) в границах которой выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства. Учитывая изложенное, географические границы предварительно определены, как территория привокзальной площади аэропорта Шереметьево.

Согласно пункту 4.7 Порядка в сфере услуг субъектов естественных монополий географические границы товарных рынков определяются с учетом особенностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предоставления этих услуг на соответствующих товарных рынках, в том числе на основании одного или нескольких критериев:

- административно-территориального критерия (территория Российской Федерации, территория федерального округа Российской Федерации, территория экономических районов Российской Федерации, территория субъекта Российской Федерации, территория (района, города, пгт, иное) субъекта Российской Федерации);

- организационного критерия (территория деятельности хозяйствующего субъекта, территория деятельности филиала хозяйствующего субъекта);

- технологического критерия (наличие и расположение технологической инфраструктуры (сетей), включая доступ к инфраструктуре и ее использованию (подключение к сетям).

Учитывая изложенное, при определении географических границ товарного рынка ФАС России выбран метод установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей) хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке с учетом особенностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, на основании совокупности организационного и технологического критериев в границах территории привокзальной площади аэропорта Шереметьево.

Выбор данного метода обоснован спецификой естественно-монопольного вида деятельности, оказываемого АО "М", а также технологической и организационной связью предоставления АО "М" привокзальной площади аэропорта Шереметьево в целях оказания услуг легкового такси.

Учитывая изложенное, географические границы определены, как территория привокзальной площади аэропорта Шереметьево.

Согласно части 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях услуги в аэропортах относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Ввиду того, что АО "М" является субъектом естественной монополии и функционирует в условиях естественной монополии в соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции АО "М" занимает доминирующее положение на рынке оказания аэропортовых услуг - предоставление АО "М" привокзальной площади аэропорта Шереметьево в целях оказания услуг легкового такси.

9.2. АО "М" и ООО "Ш" во исполнение Предупреждения разработаны и опубликованы Правила пользования лицами, оказывающими услуги по перевозке пассажиров и багажа легковым такси и имеющими разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, территорией первой линии привокзальной площади аэропорта Шереметьево, предназначенной для посадки/высадки пассажиров.

9.3. ООО "А" (правопредшественник ООО "Ш") с ООО "Я" был заключен договор возмездного оказания услуг от 06.03.2017 N 10125867.

Срок действия договора истек 31.12.2017 г.

Согласно предмету указанного договора Общество (ООО "Ш") оказывает Оператору (ООО "Я"):

- услуги по обеспечению Автотранспортных средств на открытую парковку вместимостью 74 (семьдесят четыре) парковочных места, расположенную на привокзальной площади терминала D Международного аэропорта Шереметьево;

- услуги по обеспечению доступа Автотранспортных средств на "первую линию" привокзальной площади терминала D Международного аэропорта Шереметьево.

В соответствии с пунктом 1.8 указанного договора под Автотранспортным средством понимаются автотранспортные средства, принадлежащие на праве собственности или ином праве юридическим лицам, оказывающим услуги по перевозке пассажиров и багажа в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществляющие прием заказов с помощью сервиса "Я" и оснащенные пропусками.

9.4. Аэропортом (АО "М") выбран Оператор (ООО "Я") на основе открытого конкурса (Запроса предложений): АО "М" проведен запрос предложений (конкурс) на право заключения Договора на организацию сервиса приема заказов на перевозку пассажиров легковым такси на привокзальных площадях Терминалов B, D, E, F международного аэропорта Шереметьево. Единственной организацией подавшей заявку является ООО "Я". В настоящее время АО "М" заключило договор с ООО "Я" как с единым оператором Терминалов B, D, E, F международного аэропорта Шереметьево на предоставление вышеуказанных услуг.

9.5. В соответствии с пунктом 3.4 документации на Запрос предложений АО "М" было установлено два минимальных критерия (требования) к транспортным средствам:

- транспортные средства не должны быть старше 5 (пяти) лет;

- транспортные средства должны быть технически исправлены, иметь ТО, без повреждений кузова, фар, лакокрасочного покрытия автомобиля, с наличием детских автокресел.

Согласно договору от 18.07.2018 N 2018/148КД, заключенному АО "М" с ООО "Я" по результатам открытого конкурса (Запроса предложений), на организацию сервиса приема заказов на перевозку пассажиров и багажа транспортными средствами такси на привокзальной площади Терминалов B, D, E, F Международного аэропорта Шереметьево, с предоставлением мест размещения стоек регистрации в Терминалах B, D, E, F (услуги Агрегатора) осуществляют ООО "Я".

В соответствии с указанным договором термин Перевозчики имеет следующее значение - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги по перевозке пассажиров и багажа легковыми автомобилями такси в международный аэропорт Шереметьево и из него в порядке, установленным законодательством Российской Федерации, законодательством г. Москвы и Московской области, и обеспечивающие соответствие оказываемых услуг установленным требованиям.

Согласно указанному договору Агрегатор обязан:

обеспечить привлечение Перевозчиков, гарантирующих их соответствие требованиям, установленным к перевозке пассажиров и багажа легковым такси действующим законодательством Российской Федерации, в т.ч., но не ограничиваясь требованиями Федерального закона от 21.04.2011 N 69-ФЗ (пункт 2.1.1);

обеспечить количество автомобилей такси для качественного сервиса пассажиров, с учетом пассажиропотока в аэропорту Шереметьево, включая пиковое время прилета/вылета, выполняющих заказа, переданные Агрегатором, зарегистрированных в системе учета и распределения заказов Агрегатора, не менее чем 83 000 (восемьдесят три тысячи) (пункт 2.1.4);

обеспечить количество автопарков или иных лиц для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа транспортными средствами такси, зарегистрированных в системе учета и распределения заказов Агрегатора, не менее 6 500 (шесть тысяч пятьсот) (пункт 2.1.5);

обеспечить осуществление контроля за деятельностью по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси на соответствие требованиям действующего законодательства Российской Федерации, в т.ч., но не ограничиваясь (пункт 2.1.6):

- за наличием соответствующих разрешений на перевозку пассажиров и багажа легковым такси;

- за внешним видом автотранспортных средств, в т.ч. на предмет повреждений;

обеспечить передачу Перевозчикам заказов на перевозку пассажиров и багажа для выполнения транспортными средствами не старше 5 (пяти) лет, в технически исправном состоянии, прошедших ТО, соответствующим требованиям действующего законодательства Российской Федерации (пункт 2.1.11).

Какие-либо иные требования к транспортным средствам в договоре, заключенном АО "М" с ООО "Я", отсутствуют.

Стоит отметить, что в направленном ООО "Я" в адрес АО "М" предложении (оферте) на право заключения договора на организацию сервиса приема заказов на перевозку пассажиров и багажа транспортными средствами такси на привокзальных площадях Терминалов B, D, E, F международного аэропорта Шереметьево, с предоставлением мест размещения стоек регистрации в терминалах (услуг Агрегатора) и Договора на организацию движения и услуг паркирования в рамках Запроса предложений указано:

количество автопарков и иных лиц для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа транспортными средствами такси, зарегистрированных в системе учета и распределения заказов - 6 500 (шесть тысяч пятьсот);

количество автотранспортных средств, выполняющих заказы, переданные Агрегатором (ООО "Я"), зарегистрированных в системе учета и распределения заказов Агрегатора - 83 000 (восемьдесят три тысячи).

Таким образом все автотранспортные средства, выполняющие заказы, переданные Агрегатором (ООО "Я"), все юридические лица и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги по перевозке пассажиров и багажа транспортными средствами такси и зарегистрированные в системе учета и распределения заказов ООО "Я" имеют доступ на привокзальные площади Терминалов B, D, E, F международного аэропорта Шереметьево и, в частности, на "первую линию".

9.6. ФАС России запрошена информация об отказах АО "М" и ООО "Ш" в предоставлении доступа юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, на территорию "первой линии" привокзальных площадей Терминалов B, D, E, F международного аэропорта Шереметьево с указанием причин данных отказов.

Фактов отказа конкретным юридическим лицам/индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, на территорию "первой линии" привокзальных площадей Терминалов B, D, E, F международного аэропорта Шереметьево со стороны АО "М" и ООО "Ш" не установлено.

9.7. Кроме того, согласно представленным АО "М" данным установлено:

9.7.1. В международном аэропорту Шереметьево при выполнении приема-заказов на перевозку пассажиров и багажа транспортными средствами такси осуществляется и обеспечивается:

- организация очереди из машин для посадки пассажиров на "первой линии" привокзальных площадей терминалов международного аэропорта Шереметьево;

- подключение к системе распределения заказов агрегатора (ООО "Я") в аэропорту без взимания платы;

- агрегатор (ООО "Я") производит подключение транспортных средств без брендирования "Я" и их допуск на "первую линию" привокзальных площадей терминалов международного аэропорта Шереметьево;

- единый порядок и публичный доступ к правилам пользования сервисом агрегатора (ООО "Я").

- АО "М" совместно с ООО "Я" обеспечено подключение к системе агрегатора (ООО "Я") автомобилей такси вне зависимости от наличия или отсутствия логотипов (брендов) перевозчиков или агрегатора.

9.7.2. АО "М" приняты на себя обязательства совместно с ООО "Я" завершить организационно-технические мероприятия, обеспечив:

- единую электронную очередь автомобилей такси, размещаемых на отдельной специализированной парковке, с возможностью их подъезда по заказу на любые линии терминалов привокзальных площадей международного аэропорта Шереметьево, доступ машин любого класса, подключенных к агрегатору (ООО "Я"), на "первую линию" привокзальных площадей терминалов международного аэропорта Шереметьево для посадки пассажиров;

- единую стоимость поездки на перевозку пассажиров и багажа автомобилями одного и того же класса вне зависимости от способа размещения заказа или способа оплаты услуг (наличными или банковской картой) со всех линий привокзальных площадей терминалов международного аэропорта Шереметьево;

- единую очередь для пользователей услуг легкового такси на "первой линии" привокзальных площадей терминалов международного аэропорта Шереметьево вне зависимости от способа оформления заказа.

10. На основании изложенного, Комиссией ФАС России не установлено в рассматриваемых действиях (бездействии) АО "М" и ООО "Ш" нарушения пункта 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в создании дискриминационных условий при доступе легковых такси на "первую линию" привокзальной площади аэропорта Шереметьево.

Также Комиссией ФАС России приняты во внимание реализованные и принятые АО "М" обязательства.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48 и частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России

решила:

прекратить рассмотрение дела N 1-10-44/00-03-18 в отношении АО "М" и ООО "Ш" в связи с отсутствием в действиях АО "М" и ООО "Ш" нарушения пункта 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.