Решение ФАС РФ от 14.03.2018 N 223ФЗ-962/18

"О признании жалобы обоснованной: действия оператора нарушают ч. 12 ст. 3.3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц""
Редакция от 14.03.2018 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 14 декабря 2018 г. N 223ФЗ-962/18

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБЫ ООО "Э" НА ДЕЙСТВИЯ (БЕЗДЕЙСТВИЕ) ЗАКАЗЧИКА ПРИ ЗАКУПКЕ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 18.07.2011 N 223-ФЗ "О ЗАКУПКАХ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ"

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:

"<...>"

при участии представителей:

"<...>"

рассмотрев жалобу ООО "Э" от 03.12.2018 N 03/12/18-787, направленную письмом Московского УФАС России от 06.12.2018 N ИГ/59956/18 на действия (бездействие) заказчика ПАО "Т", оператора электронной площадки ЗАО "С" при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства 0001-208-К-26-01459-2019 на право заключения договора на поставку расходных материалов для орг. техники (извещение N 31807041252), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),

установила:

В ФАС России поступила жалоба ООО "Э" (далее - Заявитель) от 03.12.2018 N 03/12/18-787, направленную письмом Московского УФАС России от 06.12.2018 N ИГ/59956/18 на действия (бездействие) заказчика ПАО "Т" (далее - Заказчик), оператора электронной площадки ЗАО "С" (оператор - Оператор) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства 0001-208-К-26-01459-2019 на право заключения договора на поставку расходных материалов для орг. Техники (извещение N 31807041252) (далее - Конкурс, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

Кроме того, в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг ПАО "Т", утверждено решением Совета директоров ПАО "Т" от 21 июня 2018 года (далее - Положение о закупках).

Согласно извещению о проведении Конкурса, Документацией о проведении Конкурса (далее - Извещение, Документация) Конкурса осуществляется Заказчиком с использованием функционала единой информационной системы (далее - ЕИС) и сайта ЭТП ЗАО "С", расположенного по адресу: http://sberbank-ast.ru.

Вопросы, связанные с информационно-техническим обеспечением проведения Оператором закупок товаров, работ, услуг и торгов с использованием электронной площадки, имеющей адрес в сети "Интернет": http://sberbank-ast.ru, регулируются Регламентом электронной торговой площадки ЗАО "С" при организации проведения процедур закупки товаров, работ, услуг (утвержден приказом генерального директора ЗАО "С" А. от 29.11.2017 года) (далее - Регламент).

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

- Извещение, Документация размещены в ЕИС - 02.11.2018;

- Начальная (максимальная) цена договора - 6 402 317,90 рублей;

- Дата окончания подачи заявок - 12.11.2018;

- Дата рассмотрения заявок - 28.11.2018;

- Дата подведения итогов - 03.12.2018.

- На участие в Конкурсе подано 4 заявок.

Из Жалобы следует, что Оператором не обеспечена надежность функционирования программных и технических средств, используемых при проведения Конкурса, в результате чего у Заявителя отсутствовала возможность подачи заявки на участие в Конкурсе.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Оператора с доводом Жалобы не согласился и указал, что при подаче заявки на участии в Конкурсе Оператор действовал в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Документацией, Регламентом.

Рассмотрев представленные материалы, а также выслушав пояснения представителя Оператора, Комиссия ФАС России установила следующее.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Частью 12 статьи 3.3 Закона о закупках установлено, что Оператор электронной площадки обязан обеспечить непрерывность осуществления конкурентной закупки в электронной форме, неизменность подписанных электронной подписью электронных документов, надежность функционирования программных и технических средств, используемых для осуществления конкурентной закупки в электронной форме, равный доступ участников конкурентной закупки в электронной форме к участию в ней. За нарушение указанных требований оператор электронной площадки несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно части 12 статьи 3.4 Закона о закупках установлено, что при осуществлении конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства денежные средства, предназначенные для обеспечения заявки на участие в такой закупке, вносятся участником такой закупки на специальный счет. За нарушение указанных требований оператор электронной площадки несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Частью 13 статьи 3.4 Закона о закупках установлено, что при осуществлении конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства денежные средства, предназначенные для обеспечения заявки на участие в такой закупке, вносятся участником такой закупки на специальный счет.

Согласно части 15 статьи 3.4 Закона о закупках Оператор в течение одного часа с момента окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке с участием субъектов малого и среднего предпринимательства направляет в банк информацию об участнике закупки и размере денежных средств, необходимом для обеспечения заявки. Банк в течение одного часа с момента получения указанной информации осуществляет блокирование при наличии на специальном банковском счете участника закупки не заблокированных денежных средств в размере обеспечения указанной заявки и информирует оператора. Блокирование денежных средств не осуществляется в случае отсутствия на специальном банковском счете участника такой закупки денежных средств в размере для обеспечения указанной заявки либо в случае приостановления операций по такому счету в соответствии с законодательством Российской Федерации, о чем оператор электронной площадки информируется в течение одного часа. В случае, если блокирование денежных средств не может быть осуществлено по основаниям, предусмотренным настоящей частью, оператор электронной площадки обязан вернуть указанную заявку подавшему ее участнику в течение одного часа с момента окончания срока подачи заявок, указанного в извещении об осуществлении конкурентной закупки.

Из Жалобы следует, что Оператором не заблокированы денежные средства на специальном счете для обеспечения заявки на участие в Конкурсе.

Представитель Оператора на заседании Комиссии ФАС России сообщил, что Заявитель при подачи заявки на участие в Конкурсе прикрепил сведения об обеспечения заявки в виде платежного поручения в разделе "банковская гарантия", тем самым выбрал способ обеспечения заявки в виде банковской гарантии.

В связи с чем Оператором не направлена в банк информация об участнике закупки и размере денежных средств необходимой для обеспечения заявки.

Согласно банковской выписки ПАО "П" с лицевого счета Заявителя, представленной на заседании Комиссии ФАС России, по состоянию на дату окончания подачи заявок на участие в Конкурсе на специальном счету Заявителя имелся необходимый размер не заблокированных денежных средств для обеспечения заявки на участие в Конкурсе.

Таким образом, не заблокировав денежные средства на специальном счете Заявителя, Оператор не обеспечил надежность функционирования программных и технических средств, используемых при подачи заявки на участие в Конкурсе и тем самым нарушил часть 12 статьи 3.3. Закона о закупках.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России.

решила:

1. Признать жалобу ООО "Э" (ИНН: <...>; ОГРН: <...>) от 03.12.2018 N 03/12/18-787, направленную письмом Московского УФАС России от 06.12.2018 N ИГ/59956/18 на действия (бездействие) заказчика ПАО "Т" (ИНН: <...>; ОГРН: <...>), оператора электронной площадки ЗАО "С" (ИНН: <...>; ОГРН: <...>) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства 0001-208-К-26-01459-2019 на право заключения договора на поставку расходных материалов для орг. Техники (извещение N 31807041252) обоснованной.

2. Признать в действиях ЗАО "С" нарушение части 12 статьи 3.3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

3. Выдать обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением от 07.12.2018 N 223ФЗ-962/18.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.