Решение ФАС РФ от 18.12.2018 N 223ФЗ-983/18

"О признании жалобы обоснованной: действия оператора нарушают требования ч. 12 ст. 3.3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц""
Редакция от 18.12.2018 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 18 декабря 2018 г. N 223ФЗ-983/18

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБЫ АО "ГБ" НА ДЕЙСТВИЯ (БЕЗДЕЙСТВИЕ) ЗАКАЗЧИКА ПРИ ЗАКУПКЕ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 18.07.2011 N 223-ФЗ "О ЗАКУПКАХ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ"

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:

<....>

при участии представителей:

<...>

рассмотрев жалобу АО "ГБ" от 04.12.2018 N 328 на действия (бездействие) заказчика ФГАОУ ВО "Н", оператора электронной площадки ЗАО "С" при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (ЭА80-11-18-СМП/ТО лифтов и ЛДСС (Область)) на право заключения договора на выполнение работ (оказание услуг) по комплексному техническому обслуживанию лифтов и систем лифтовой диспетчерской сигнализации и связи в зданиях Н (извещение N 31807175363), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),

установила:

В ФАС России поступила жалоба АО "ГБ" (далее - Заявитель) от 04.12.2018 N 328 на действия (бездействие) заказчика ФГАОУ ВО "Н" (далее - Заказчик) оператора электронной площадки ЗАО "С" (далее - Оператор, ЭТП) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (ЭА80-11-18-СМП/ТО лифтов и ЛДСС (Область)) на право заключения договора на выполнение работ (оказание услуг) по комплексному техническому обслуживанию лифтов и систем лифтовой диспетчерской сигнализации и связи в зданиях Н (извещение N 31807175363)) (далее - Аукциона, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

Кроме того, в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд Национального исследовательского университета "В", утвержденным Приложением N 3 к протоколу заседания наблюдательного совета Н от 04.12.2018 N 12 (далее - Положение о закупках).

Согласно Документации, заявки подаются через автоматизированную систему Оператора ЭТП по адресу в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": http://utp.sberbank-ast.ru.

Вопросы, связанные с информационно-техническим обеспечением проведения Оператором закупок товаров, работ, услуг и торгов с использованием электронной площадки, имеющей адрес в сети "Интернет": http://utp.sberbank-ast.ru, регулируются Регламентом торговой секции "Закупки по 223-ФЗ" Универсальной торговой платформы от 01.02.2017, утвержденным генеральным директором ЗАО "С" А. (далее - Регламент).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе (далее - ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

- Извещение о проведении Аукциона, аукционная документация (далее - Извещение, Документация) размещены в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 20.11.2018;

- Начальная (максимальная) цена договора - 7 050 000 рублей;

- Дата окончания подачи заявок - 05.12.2018;

- Дата проведения Аукциона - 07.12.2018;

- На участие в Аукциона подано 8 заявки,

- До участия в Аукционе допущено - 4 заявки.

Из Жалобы следует, что при проведении Аукциона нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку Оператором не обеспечена надежность функционирования программных и технических средств, используемых при проведении Аукциона, в результате чего у Заявителя отсутствовала возможность отозвать заявку, поданную на участие в Аукционе.

На заседании Комиссии ФАС России, представители Оператора, Заказчика с доводом Жалобы согласились и пояснили, что 28.11.2018 в работе программно-аппаратного комплекса ЭТП произошел сбой, вследствие чего у Заявителя отсутствовала возможность отозвать заявку, поданную на участие в Аукционе.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав представителей Оператора, Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках установлено, что Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с частью 12 статьи 3.3 Закона о закупках оператор электронной площадки обязан обеспечить непрерывность осуществления конкурентной закупки в электронной форме, неизменность подписанных электронной подписью электронных документов, надежность функционирования программных и технических средств, используемых для осуществления конкурентной закупки в электронной форме, равный доступ участников конкурентной закупки в электронной форме к участию в ней. За нарушение указанных требований оператор электронной площадки несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя представил материалы и пояснил, что 28.11.2018 в Документацию были внесены количественные и качественные изменения, в целях корректировки данных, указанных в заявке Заявителя, поданной на участие в Аукционе, Заявителем 28.11.2018 сделана попытка отозвать заявку, но функционал ЭТП не позволил этого сделать.

Представитель Оператора на заседание Комиссии ФАС России сообщил, что 28.11.2018 в работе программно-аппаратного комплекса ЭТП произошел технических сбой, в следствие чего у Заявителя отсутствовала возможность отозвать заявку, поданную на участие в Аукционе.

Таким образом, вышеуказанные действия Оператора нарушают требования части 12 статьи 3.3 Закона о закупках.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России.

решила:

- Признать жалобу АО "ГБ" (ИНН: <...>; ОГРН: <...>) от 04.12.2018 N 328 на действия (бездействие) заказчика ФГАОУ ВО "Н" (ИНН: <...>; ОГРН: <...>), оператора электронной площадки ЗАО "С" (ИНН: <...>; ОГРН: <...>) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (ЭА80-11-18-СМП/ТО лифтов и ЛДСС (Область)) на право заключения договора на выполнение работ (оказание услуг) по комплексному техническому обслуживанию лифтов и систем лифтовой диспетчерской сигнализации и связи в зданиях Н (извещение N 31807175363) обоснованной.

- Признать в действиях ЗАО "С нарушения части 12 статьи 3.3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

- Выдать обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением от 18.12.2018 N 223ФЗ-983/18.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.