Постановление Правительства РФ от 01.06.2000 N 426

"Об утверждении Положения о социально-гигиеническом мониторинге"
Редакция от 01.06.2000 — Документ утратил силу, см. «Постановление Правительства РФ от 02.02.2006 N 60»
Показать изменения

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 июня 2000 г. N 426

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКОМ МОНИТОРИНГЕ

В соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о социально-гигиеническом мониторинге.

2. В подпункте 30 пункта 7 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 1997 г. N 659 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 23, ст. 2691; 1999, N 47, ст. 5706), слова: "формирует базы данных о состоянии охраны здоровья населения и среды обитания человека" заменить словами: "осуществляет формирование базы данных о состоянии здоровья населения и среды обитания человека - федерального информационного фонда данных социально-гигиенического мониторинга, координирует деятельность по ведению социально-гигиенического мониторинга, осуществляемую органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации и соответствующими федеральными органами исполнительной власти".

3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления разработать с участием органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации мероприятия по социально-гигиеническому мониторингу, предусмотрев осуществление их финансирования за счет бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и других источников.

4. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 6 октября 1994 г. N 1146 "Об утверждении Положения о социально-гигиеническом мониторинге" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 25, ст. 2711);

пункт 4 изменений, которые вносятся в некоторые решения Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 1999 г. N 374 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации по вопросам, касающимся Министерства здравоохранения Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 15, ст. 1824).

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.КАСЬЯНОВ

Утверждено
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 1 июня 2000 г. N 426

ПОЛОЖЕНИЕ
О СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКОМ МОНИТОРИНГЕ

I. Общие положения

1. Настоящее Положение устанавливает цели, задачи, порядок проведения социально-гигиенического мониторинга и формирования федерального информационного фонда данных социально-гигиенического мониторинга.

2. Социально-гигиенический мониторинг - государственная система наблюдения, анализа, оценки и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания человека, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека (далее именуется - мониторинг).

3. Мониторинг осуществляется в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

4. Мониторинг проводится на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации, уровне муниципальных образований на основе разработанных и утвержденных в установленном порядке нормативных правовых актов, в том числе санитарных правил, а также методических материалов.

5. Федеральный информационный фонд данных социально-гигиенического мониторинга (далее именуется - федеральный информационный фонд) представляет собой базу данных о состоянии здоровья населения и среды обитания человека, сформированную на основе многолетних наблюдений, а также совокупность нормативных правовых актов и справочных материалов в области анализа, прогноза и определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека.

6. При ведении мониторинга решаются следующие задачи:

а) формирование федерального информационного фонда;

б) выявление причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека на основе системного анализа и оценки риска для здоровья населения;

в) обеспечение межведомственной координации деятельности по ведению мониторинга в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выработки предложений для принятия решений федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

7. В рамках мониторинга используются данные наблюдения:

а) за состоянием здоровья населения и факторами среды обитания человека, в том числе биологическими (вирусные, бактериальные, паразитарные), химическими, физическими (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловое, ионизирующее, неионизирующее и иные излучения), социальными (питание, водоснабжение, условия быта, труда и отдыха) и иными факторами (ведется органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации);

б) за природно-климатическими факторами, источниками антропогенного воздействия на окружающую природную среду, в том числе на атмосферный воздух, поверхностные и подземные воды, почву (ведется Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, Министерством природных ресурсов Российской Федерации, Государственным комитетом Российской Федерации по статистике и подведомственными им организациями);

в) за радиационной обстановкой (ведется федеральными органами исполнительной власти, организациями, осуществляющими радиационный контроль, в том числе и аккредитованными лабораториями радиационного контроля);

г) за факторами социальной среды человека (ведется Государственным комитетом Российской Федерации по статистике, другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и подведомственными им организациями);

д) за состоянием охраны и условиями труда работающих (ведется Министерством труда и социального развития Российской Федерации, Государственным комитетом Российской Федерации по статистике, Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и подведомственными им организациями в рамках всероссийского мониторинга социально-трудовой сферы);

е) за структурой и качеством питания, безопасностью пищевых продуктов для здоровья населения (ведется органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, государственной ветеринарной службы Российской Федерации, Государственной инспекцией по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, а также органами, осуществляющими государственный надзор в области стандартизации и сертификации).

8. Проведение мониторинга осуществляется путем:

а) наблюдения за показателями здоровья населения и состоянием среды обитания человека;

б) сбора, хранения, обработки и систематизации данных наблюдения за состоянием здоровья населения и среды обитания человека;

в) использования всех информационных баз данных о состоянии здоровья граждан и среды обитания человека, которые ведутся структурными подразделениями, учреждениями федеральных органов исполнительной власти по вопросам железнодорожного транспорта, обороны, внутренних дел, безопасности, пограничной службы, юстиции, налоговой полиции, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор соответственно на железнодорожном транспорте, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, на объектах обороны и оборонного производства и иного специального назначения.

9. Проведение мониторинга обеспечивает:

а) установление факторов, оказывающих вредное воздействие на человека, и их оценку;

б) прогнозирование состояния здоровья населения и среды обитания человека;

в) определение неотложных и долгосрочных мероприятий по предупреждению и устранению воздействия вредных факторов среды обитания человека на здоровье населения;

г) подготовку решений по реализации мер, направленных на охрану здоровья населения и среды обитания человека;

д) информирование государственных органов, органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационно-правовой формы, а также граждан о результатах, полученных в ходе мониторинга.

Порядок проведения мониторинга

10. Проведение мониторинга на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации, уровне муниципальных образований осуществляется органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации совместно с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

11. Учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации совместно с органами местного самоуправления и организациями осуществляют:

а) сбор, хранение, первичную обработку, оценку информации, полученной в ходе мониторинга, и передачу ее в центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации;

б) подготовку предложений для органов местного самоуправления по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в городских и сельских поселениях.

12. Учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации в субъектах Российской Федерации и на транспорте (водном, воздушном) совместно с уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациями осуществляют:

а) ведение баз данных мониторинга на уровне субъектов Российской Федерации и на транспорте;

б) проведение анализа полученных данных, выявление причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и факторами среды обитания человека, прогнозирование динамики наблюдаемых явлений на уровне субъектов Российской Федерации и на транспорте;

в) подготовку предложений для органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, установления факторов, оказывающих вредное воздействие на человека, и их устранения;

г) передачу информации в федеральный информационный фонд.

13. Министерство здравоохранения Российской Федерации осуществляет:

а) формирование федерального информационного фонда;

б) единое методическое обеспечение мониторинга в Российской Федерации;

в) подготовку предложений для федеральных органов исполнительной власти по реализации мер, направленных на охрану здоровья населения и среды обитания человека;

г) совершенствование единых технологий приема и передачи данных по информационным каналам связи для формирования федерального информационного фонда.

14. Структура, объем и периодичность представления данных, полученных в ходе мониторинга, в федеральный информационный фонд определяются Министерством здравоохранения Российской Федерации.

15. Представление в федеральный информационный фонд данных, полученных в ходе мониторинга, обмен ими между органами исполнительной власти, учреждениями и организациями, участвующими в его проведении, осуществляются на безвозмездной основе.