ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
РЕШЕНИЕ
от 20 декабря 2018 г. N КГОЗ-592/18
ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБЫ О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере государственного оборонного заказа (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "А" (далее - Заявитель) на действия ФКУ "Г" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ООО "Р" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту легковых автомобилей, микроавтобусов, мототехники, автомашин и прицепов для перевозки лошадей (номер извещения 0873100004418000413) (далее - Аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика:
1) обосновавшего начальную (максимальную) цену контракта с нарушением требований Закона о контрактной системе;
2) установившего в нарушение требований Закона о контрактной системе положение, предусмотренное пунктом 2.11 проекта государственного контракта;
3) установившего в документации об Аукционе описание товаров, используемых при выполнении работ, с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 30.11.2018;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 252 000 000 руб.;
3) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 17.12.2018;
4) на участие в Аукционе подано 6 заявок от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущено 4 участника закупки;
6) дата проведения Аукциона - 21.12.2018.
1. В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных Законом о контрактной системе случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения, в том числе, метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).
Частью 3 статьи 22 Закона о контрактной системе установлено, что при применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) информация о ценах товаров, работ, услуг должна быть получена с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Согласно части 5 статьи 22 Закона о контрактной системе в целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) могут использоваться общедоступная информация о рыночных ценах товаров, работ, услуг в соответствии с частью 18 статьи 22 Закона о контрактной системе, информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг, а также информация, полученная в результате размещения запросов цен товаров, работ, услуг в единой информационной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно жалобе Заявителя Заказчик при обосновании начальной (максимальной) цены контракта не учел сведения о повышении цен на автомобильные запчасти у официальных производителей, повышение налога на добавочную стоимость и иные факторы, что привело к сильному снижению начальной (максимальной) цены контракта.
В приложении N 1 к документации об Аукционе содержится расчет начальной (максимальной) цены контракта.
На заседании Комиссии представитель Заказчика представил документы и сведения, а также пояснения в соответствии с которыми начальная (максимальная) цена контракта рассчитана методом сопоставимых рыночных цен (анализ рынка).
Комиссия, изучив документы и сведения, представленные представителями сторон в ходе заседания Комиссии, приходит к выводу, что Заказчик определил начальную (максимальную) цену контракта в соответствии с Законом о контрактной системе.
Вместе с тем на заседание Комиссии Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих, что Заказчик обосновал начальную (максимальную) цену с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случае если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта.
Согласно пункту 2.11 проекта контракта документации об Аукционе цена контракта может быть снижена без изменения предусмотренных контрактом объема оказываемых услуг, качества оказываемых услуг и иных условий контракта.
Согласно жалобе Заявителя Заказчиком не указан объем работ (услуг), вследствие чего указанное в пункте 2.11 проекта контракта положение применить не представляется возможным.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что в абзаце 2 пункта 6.2 приложения N 2 "Типовой контракт на оказание услуг по диагностике, техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств для обеспечения государственных и муниципальных нужд" к приказу Минпромторга России от 12.03.2018 N 716 установлено, что "цена настоящего Контракта (Договора) может быть снижена по соглашению Сторон без изменения предусмотренных Контрактом (Договором) объема и качества оказываемых услуг и иных условий Контракта (Договора)", в связи с чем Заказчиком в проекте контракта документации об Аукционе установлено указанное условие.
Комиссия, изучив пояснения сторон, положения документации об Аукционе, приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего положение, предусмотренное пунктом 2.11 проекта государственного контракта документации об Аукционе, не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
3. Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен, в том числе, в описании объекта закупки указывать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Согласно доводу Заявителя часть каталожных номеров автомобильных запасных частей, указанных в приложении N 1 к документации об Аукционе указаны с нарушением требований Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что каталожные номера, предусмотренные приложением N 1 к документации об Аукционе, указаны в соответствии с потребностью Заказчика, при этом запасные части с указанными каталожными номерами используются на служебных транспортных средствах Заказчика.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1.3 раздела 1 "Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе" документации об Аукционе первая часть заявки на участие в электронном аукционе согласно части 3 статьи 66 Закона должна содержать "конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Данная информация включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе".
Таким образом, Заказчиком установлено требование об указании в первой части заявки на участие в Аукционе конкретных показателей товара, используемых при выполнении работ, кроме того, предусмотрена возможность поставки эквивалента товару, указанному в приложении N 1 к документации об Аукционе.
Вместе с тем из положений документации об Аукционе не представляется возможным определить конкретные показатели товара, которые участникам закупки необходимо указать в первой части заявки на участие в Аукционе. При этом в приложении N 1 к документации об Аукционе отсутствуют показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров требованиям, установленным Заказчиком в документации об Аукционе, и информацию о которых необходимо указать в первых частях заявок на участие в Аукционе.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего описание объекта закупки без указания конкретных показателей, позволяющих определить соответствие закупаемых товаров требованиям, установленным Заказчиком в документации об Аукционе, и информацию о которых необходимо указать в первых частях заявок на участие в Аукционе, не соответствуют частям 1, 2 статьи 33 Закона о контрактной системе и нарушают положения пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Кроме того, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлена инструкция по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе, не позволяющая определить порядок заполнения первой части заявки на участие в Аукционе.
Указанные нарушения содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Согласно части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Пункт 1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе устанавливает, что участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации.
Согласно части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе от 18.12.2018 N 0873100004418000413 (далее - Протокол) участникам закупки с порядковыми номерами заявок N 104259315 и N 104264893 отказано в допуске к участию в Аукционе в связи с неуказанием части перечня товаров, используемых при выполнении работ, и их конкретных показателей.
Вместе с тем, учитывая информацию, указанную в пункте 3 настоящего решения, Комиссия приходит к выводу, что действия аукционной комиссии Заказчика, необоснованно отклонившей заявки на участие в Аукционе N 104259315 и N 104264893 в связи с неуказанием части перечня товаров, используемых при выполнении работ, и их конкретных показателей, нарушают положения части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
1. Признать жалобу ООО "А" обоснованной в части действий Заказчика, установившего описание товаров, используемых при выполнении работ, с нарушением требований Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях аукционной комиссии Заказчика нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, аукционной комиссии Заказчика, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
5. Передать сведения о выявленных нарушениях Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления контроля государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.