Решение ФАС РФ от 14.12.2018 по делу N 18/44/105/2013

"О признании жалобы частично обоснованной: положение документации о проведении запроса предложений, согласно которому, обеспечение заявки может предоставляться участником закупки в виде банковской гарантии, нарушают п. 7 ст. 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ"
Редакция от 14.12.2018 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 14 декабря 2018 г. по делу N 18/44/105/2013

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "С" (далее - Заявитель) на действия ГБУ "Д" (далее - Заказчик), при проведении АО "Е" (далее - Оператор электронной площадки), Заказчиком запроса предложений в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Многопрофильный лечебно-диагностический корпус онкологического диспансера, г. Севастополь" (номер извещения - 0874200000118000143) (далее - Запрос предложений), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент)

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком Аукциона.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:

1. В документации о проведении Запроса предложений неправомерно не установлено требование о том, что участник закупки должен иметь право на осуществление работ по строительству, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства в отношении объектов использования атомной энергии;

2. Заказчиком в ЕИС ненадлежащим образом размещена проектная документация, а именно в том 5.4.1 "Отопление и вентиляция" не внесены замечания органа, осуществлявшего государственную экспертизу проектной документации;

3. В проекте контракта документации о проведении Запроса предложений установлено неправомерное требование о том, что экономия денежных средств, полученная в рамках исполнения контракта, подрядчику не выплачивается;

4. В проекте контракта документации о проведении Запроса предложений неправомерно установлены штрафные санкции за несоблюдение требований законодательства Российской Федерации при проведении проектно-изыскательских работ, а также установлено неправомерное требование о передаче подрядчиком сертификатов, технических паспортов и результатов испытаний поставляемого оборудования Заказчику за 3 дня до начала производства работ;

5. В документации о проведении Запроса предложений установлено неправомерное положение о том, что обеспечение заявки на участие в Запросе предложений может предоставляться в виде денежных средств или банковской гарантии.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 01.12.2018;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Запрос предложений;

3) начальная (максимальная) цена контрактов - 2 396 123 460 рублей;

4) дата окончания подачи заявок на участие в Запросе предложений - 10.12.2018;

5) Запрос предложений признан несостоявшимся на основании части 27 статьи 83.1, в связи с тем, что на участие в закупке не подано ни одной заявки.

1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в документации о проведении Запроса предложений неправомерно не установлено требование о том, что участник закупки должен иметь право на осуществление работ по строительству, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства в отношении объектов использования атомной энергии.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.

Согласно части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.

В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей.

Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.

В соответствии с частью 4 статьи 55.17 ГрК РФ предоставление сведений, содержащихся в реестре членов саморегулируемых организаций, осуществляется по запросам заинтересованных лиц в виде выписок из реестра в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.

Пунктом 2 части 3 статьи 55.8 ГрК РФ установлено, что член саморегулируемой организации имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, при соблюдении в совокупности следующих условий:

- наличие у саморегулируемой организации, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 ГрК РФ;

- если совокупный размер обязательств по указанным в абзаце первом настоящей части договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 11 или 13 статьи 55.16 ГрК РФ. Количество договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, которые могут быть заключены членом саморегулируемой организации с использованием конкурентных способов заключения договоров, не ограничивается.

Пунктом 2 документации о проведении Запроса предложений установлено, что участник закупки должен быть действующим членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства (с правом осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства (кроме объектов использования атомной энергии) и иметь действующую выписку из реестра членов саморегулируемой организации.

В соответствии с проектной документации, в рамках выполнение работ по контракту осуществляется строительство 6 блоков многопрофильного лечебно-диагностического корпуса онкологического диспансера, в том числе, радиологического блока.

Статьей 3 Федерального закона Российской Федерации от 21.11.1995 N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" установлен исчерпывающий перечень объектов, относящихся к объектам использования атомной энергии, в том числе, определены понятия "радиационные источники" и "пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ".

Вместе с тем, в положениях проектной документации, документации о проведении Запроса предложений не содержится сведений о том, что в рамках исполнения контракта осуществляется поставка, монтаж или строительство объектов, относящихся к объектам использования атомной энергии в соответствии с законодательством Российской Федерации, при этом Заявителем в жалобе не представлено доказательств, подтверждающих иное, в связи с чем, Комиссия считает довод Заявителя не нашедшим своего подтверждения.

2. По мнению Заявителя, Заказчиком в ЕИС ненадлежащим образом размещена проектная документация, а именно в том 5.4.1 "Отопление и вентиляция" не внесены замечания органа, осуществлявшего государственную экспертизу проектной документации.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Частью 6 статьи 83.1 Закона о контрактной системе установлено, что одновременно с размещением извещения о проведении запроса предложений в электронной форме заказчик размещает в единой информационной системе утвержденную заказчиком документацию о проведении такого запроса, которая должна содержать информацию, предусмотренную частью 6 статьи 83.1 Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.

В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.

При этом согласно части 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.

Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемой работы установленным заказчиком требованиям.

Согласно письменным пояснениям представителя Заказчика, проектная документация размещена в ЕИС в полном объеме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, при этом в отношении проектной документации получено положительное заключение ФАУ "Г" от 27.07.2018 N 00-1-1-3-1807-18, в соответствии с которым проектная документация, в том числе, ее состав и разделы, соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

На основании изложенного и учитывая, что Заявитель на заседание Комиссии не явился и не представил в жалобе доказательств, подтверждающих обоснованность довода, Комиссия считает довод Заявителя не нашедшим своего подтверждения.

3. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в проекте контракта документации о проведении Запроса предложений установлено неправомерное требование о том, что экономия денежных средств, полученная в рамках исполнения контракта, подрядчику не выплачивается.

Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

Статьей 710 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, когда фактические расходы подрядчика оказались меньше тех, которые учитывались при определении цены работы, подрядчик сохраняет право на оплату работ по цене, предусмотренной договором подряда, если заказчик не докажет, что полученная подрядчиком экономия повлияла на качество выполненных работ, при этом в договоре подряда может быть предусмотрено распределение полученной подрядчиком экономии между сторонами Пунктом 7.10 проекта контракта документации о проведении Запроса предложений установлено, что в случае, когда при выполнении работ подрядчиком получена экономия, то есть фактические расходы подрядчика оказались меньше тех, которые учитывались при определении цены контракта, соответствующие работы оплачиваются Подрядчику по фактическим затратам в соответствии с положениями настоящего контракта, а полученная подрядчиком экономия последнему не выплачивается, при этом при этом между сторонами заключается соглашение о завершении работ по контракту с указанием сумм фактически выполненных подрядчиком и принятых, и оплаченных государственным заказчиком работ, подтвержденных соответствующими актами сверки взаиморасчетов.

При этом, пунктом 2.2 проекта контракта документации о проведении Запроса предложений установлено, что в случаях, когда при выполнении работ подрядчиком получена экономия, то есть фактические расходы (затраты) подрядчика оказались меньше тех, которые учитывались при определении цены контракта, соответствующие работы оплачиваются подрядчику по фактическим расходам (затратам) в соответствии с условиями настоящего контракта.

Представители Заказчика в письменных пояснениях сообщили, что вышеуказанные положения проекта документации о проведении Запроса предложений не противоречат законодательству Российской Федерации, в том числе, требованиям Закона о контрактной системе, при этом Заявителем в жалобе не представлено доказательств, подтверждающих иное, в связи с чем, Комиссия считает довод Заявителя не нашедшим своего подтверждения.

4. Согласно доводу Заявителя, в проекте контракта документации о проведении Запроса предложений неправомерно установлены штрафные санкции за несоблюдение требований законодательства Российской Федерации при проведении проектно-изыскательских работ, а также установлено неправомерное требование о передаче подрядчиком сертификатов, технических паспортов и результатов испытаний поставляемого оборудования Заказчику за 3 дня до начала производства работ.

Пунктом 2.4 проекта контракта документации о проведении Запроса предложений установлено, что цена настоящего контракта включает в себя стоимость всех затрат подрядчика, необходимых для полного сооружения объекта и его нормальной эксплуатации, в том числе, штрафные санкции контролирующих органов за несоблюдение требований законодательства Российской Федерации при проведении проектно-изыскательских, строительно-монтажных работ.

Представители Заказчика в письменных пояснениях сообщили, что вышеуказанное положение проекта контракта документации о проведении Запроса предложений не влечет наложение на подрядчика штрафных санкций, не предусмотренных законодательством Российской Федерации, при этом вышеуказанное положение проекта контракта документации о проведении Запроса предложений установлено в соответствии с регламентами и стандартами, на основании которых осуществляется контролирующая деятельность соответствующих органов.

Кроме того, пунктом 4.2 проекта контракта документации о проведении Запроса предложений установлено, все поставляемые для строительства и монтажных работ материалы, конструкции и оборудование должны иметь соответствующие сертификаты, технические паспорта, результаты испытаний, удостоверяющие их качество, пройти входной лабораторный контроль. Копии этих сертификатов, технических паспортов и результатов испытаний должны быть предоставлены государственному заказчику за 3 (три) дня до начала производства работ, выполняемых с использованием этих материалов, конструкций и оборудования.

Представители Заказчика в письменных пояснениях сообщили, что установление вышеуказанного положения проекта контракта документации о проведении Запроса предложений обусловлена потребностью Заказчика по использованию при выполнении работ материалов, конструкций и оборудования, прошедшего обязательную сертификацию в соответствии с требованиями стандартов и нормативов, действующих на территории Российской Федерации.

На основании изложенного и учитывая, что Заявитель на заседание Комиссии не явился и не представил в жалобе доказательств, подтверждающих обоснованность довода, Комиссия считает довод Заявителя не нашедшим своего подтверждения.

5. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в документации о проведении Запроса предложений установлено неправомерное положение о том, что обеспечение заявки на участие в Запросе предложений может предоставляться в виде денежных средств или банковской гарантии.

Частью 4 статьи 83.1 Закона о контрактной системе установлено, в том числе, что извещение и документация о проведении Запроса предложений должна содержать, в том числе, размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии, если такой способ применим в соответствии с Законом о контрактной системе.

В соответствии с частью 3 статьи 24.1 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации утверждает перечень операторов электронных площадок, которые соответствуют требованиям, установленным пунктами 1 и 2 части 2 статьи 24.1 Закона о контрактной системе, а также перечень операторов специализированных электронных площадок, которые соответствуют требованиям, установленным пунктам 1 и 3 части 2 статьи 24.1 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 9 единых требований к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок, электронным площадкам, специализированным электронным площадкам и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.06.2018 N 656 (далее - Постановление N 656), датой начала функционирования электронной площадки, является дата заключения соглашения о функционировании электронной площадки подписываемого Министерством финансов Российской Федерации и ФАС России.

При этом согласно пункту 4 Постановления N 656 Министерству финансов Российской Федерации и ФАС России поручено обеспечить заключение указанных соглашений до 1 октября 2018 года.

В соответствии с частью 10.1 статьи 112 Закона о контрактной системе до даты начала функционирования операторов электронных площадок, определенных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 24.1 Закона о контрактной системе, закупки товаров, работ, услуг путем проведения электронных процедур осуществляются на ранее прошедших отбор электронных площадках.

Согласно части 9 статьи 44 Закона о контрактной системе в редакции от 29.06.2018 N 43 для учета проведения операций по обеспечению участия в электронных процедурах на счете оператора электронной площадки открываются лицевые счета участников таких аукционов.

Частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию, предусмотренную частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 7 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, информация о размере и порядке внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с Законом о контрактной системе).

Пунктом 20 документации о проведении Запроса предложений установлено, что обеспечение заявки на участие в закупке может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или банковской гарантии.

Вместе с тем, Законом о контрактной системе установлено, что до 30 июня 2019 года включительно обеспечение заявок на участие в электронных процедурах может предоставляться участником закупки только путем внесения денежных средств.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанное положение документации о проведении Запроса предложений, согласно которому, обеспечение заявки может предоставляться участником закупки в виде банковской гарантии, с учетом положений части 10.1 статьи 112 Закона о контрактной системе, не соответствуют части 9 статьи 44 Закона о контрактной системе в редакции от 29.06.2018 N 43 и нарушают пункт 7 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что вышеуказанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в связи с тем, что закупка признана несостоявшейся, поскольку на участие в закупке не подано ни одной заявки.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия

решила:

1. Признать жалобу ООО "С" обоснованной в части установления в документации о проведении Запроса предложений ненадлежащих положений в отношении порядка предоставления обеспечения заявки на участие в закупке.

2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 7 статьи 42 Закона о контрактной системе.

3. В связи с тем, что выявленное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание не выдавать.

4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 14.12.2018 N 18/44/105/2013 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.