Решение ФАС РФ от 18.12.2018 N 18/44/105/2056

"О признании жалобы обоснованной: действия уполномоченного органа, заказчика нарушают п. 1 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ"
Редакция от 18.12.2018 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 18 декабря 2018 г. N 18/44/105/2056

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "С" (далее - Заявитель) на действия Департамента государственных закупок Свердловской области (далее - Уполномоченный орган), Государственного казенного учреждения Свердловской области "У" (далее - Заказчик) при проведении Уполномоченным органом, Заказчиком, ООО "Р" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта по оказанию услуг финансовой аренды (лизинга) 15 автоматических пунктов весового и габаритного контроля на автомобильных дорогах регионального значения Свердловской области (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0162200011818002895) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),

установила:

В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Уполномоченного органа, Заказчика при проведении Уполномоченным органом, Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Уполномоченного органа, Заказчика:

1. Уполномоченным органом, Заказчиком неправомерно объединено в один объект закупки выполнение работ по проектированию, инженерным изысканиям и строительно-монтажные работы;

2. Положениями проекта государственного контракта документации об Аукционе не определены предмет, стороны и существенные условия договора лизинга, являющихся объектом закупки;

3. Уполномоченным органом, Заказчиком неправомерно установлено требование о том, что участник закупки должен состоять на учете в территориальном органе Федеральной службы по финансовому мониторингу.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС - 30.11.2018;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;

3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 260 000 000 рублей;

4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 17.12.2018.

1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Уполномоченным органом, Заказчиком неправомерно объединено в один объект закупки выполнение работ по проектированию, инженерным изысканиям и строительно-монтажные работы.

Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено статьей 52 ГрК РФ.

Согласно статье 55.3 ГрК РФ допускается приобретение некоммерческими организациями статуса саморегулируемых организаций следующих видов:

1) саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания;

2) саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации;

3) саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих строительство.

Таким образом, саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, выполняющих инженерные изыскания и саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих строительство, являются самостоятельными видами саморегулируемых организаций.

На заседании Комиссии установлено, что в рамках исполнения государственного контракта документации об Аукционе необходимо выполнить следующие работы:

- разработать проектную документацию на имущество;

- получить положительное заключение государственной экспертизы на разработанную проектную документацию и результаты инженерных изысканий;

- получить положительное заключение государственной экспертизы по проверке достоверности определения сметной стоимости имущества;

- выполнить работы по доставке имущества, монтажу, установке, сборке, настройке, регулировке, наладке, введению в эксплуатацию.

При этом, техническим заданием документации об Аукционе установлены требования к осуществлению строительных работ, а именно: необходимо предусмотреть плавный переход дорожной одежды существующего участка дороги к дорожной одежде измерительного участка АПВГК, детекторы должны устанавливаться в дорожное полотно зоны весогабаритного контроля на постоянной основе и перекрывать всю полосу движения, детекторы должны быть вмонтированы на всю ширину проезжей части с перекрытием полосы движения от разделительной полосы до барьерного ограждения, детекторы разместить в зоне "светового пятна" системы искусственного освещения автомобильной дороги.

Таким образом, вышеуказанные действия Уполномоченного органа, Заказчика, неправомерно объединившего в один объект закупки выполнение работ по проектированию, инженерным изысканиям и строительно-монтажных работ, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Согласно доводу жалобы Заявителя, положениями проекта государственного контракта документации об Аукционе не определены предмет, стороны и существенные условия договора лизинга, являющегося объектом закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Согласно извещению о проведении аукциона, документацией об Аукционе объектом закупки является оказание услуг финансовой аренды (лизинга) 15 АПВГК на автомобильных дорогах регионального значения Свердловской области.

Вместе с тем, документацией об Аукционе установлено, что содержанием государственного контракта документации об Аукционе является разработка, монтаж, настройка, введение в эксплуатацию с доведением до готовности и пуском в эксплуатацию имущества.

Частью 3 статьи 15 Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" (далее - Закон о лизинге) установлено, что в договоре лизинга должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче лизингополучателю в качестве предмета лизинга. При отсутствии этих данных в договоре лизинга условие о предмете, подлежащем передаче в лизинг, считается не согласованным сторонами, а договор лизинга не считается заключенным.

По мнению Комиссии, учитывая, что АПВГК к настоящему моменту не созданы, а подлежат созданию в рамках исполнения технического задания документации об Аукционе, участнику закупки не представляется возможным определить имущество, подлежащее передаче лизингополучателю в качестве предмета лизинга, и как следствие, однозначно определить предмет лизинга по контракту.

Кроме того, в соответствии с Законом о лизинге, лизингодатель - физическое или юридическое лицо, которое за счет привлеченных и (или) собственных средств приобретает в ходе реализации договора лизинга в собственность имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование с переходом или без перехода к лизингополучателю права собственности на предмет лизинга.

Вместе с тем, исходя из положений проекта государственного контракта и технического задания документации об Аукционе разработка проектной документации на имущество, доставка имущества, монтаж, установка, введение в эксплуатацию, передача АПВГК осуществляется одним лицом, что не соответствует требованиям Закона о лизинге, согласно которым имущество, являющееся предметом договора лизинга, приобретается лизингодателем у продавца посредством договора купли-продажи.

При этом, в соответствии с проектом государственного контракта документации об Аукционе применяемый в государственном контракте термин "Лизингодатель" применяется в значении "Поставщик (подрядчик, исполнитель)", установленном Законом о контрактной системе.

Также согласно статье 702 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

При этом, пунктом 2.2 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено, что Лизингодатель обязуется передать Лизингополучателю в полном объеме имущество в лизинг в срок до 18.10.2019 года (включительно), при этом, при передаче имущества Лизингодатель передает акт об окончании пусконаладочных работ, акт ввода в эксплуатацию технических средств, подписанный представителями ГИБДД, свидетельства о поверке, акт ввода имущества в эксплуатацию.

Исходя из вышеизложенного, по мнению Комиссии, правовой механизм договора, предусмотренный документацией об Аукционе, не соответствует существенным условиям договора лизинга в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Таким образом, по мнению Комиссии исходя из положений документации об Аукционе и проекта контракта документации об Аукционе не представляется возможным определить предмет договора лизинга, стороны и существенные условия соответствующего договора, что, по мнению Комиссии, является ненадлежащим описанием объектом закупки, нарушает пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. Согласно доводу жалобы Заявителя, Уполномоченным органом, Заказчиком неправомерно установлено требование о том, что участник закупки должен состоять на учете в территориальном органе Федеральной службы по финансовому мониторингу.

Частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки.

Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень документов, представляемых участниками закупки в составе второй части заявки на участие в Аукционе.

Согласно части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.

На заседании Комиссии установлено, что пункт 12 информационной карты документации об Аукционе содержит требование о том, что "Участник закупки должен состоять на учете в территориальном органе Федеральной службы по финансовому мониторингу, в соответствии со статьей 5, пунктом 9 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", Постановлением Правительства РФ от 27 января 2014 г. N 58 "Об утверждении Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы".

Также в соответствии с пунктом 13 информационной карты документации об Аукционе вторая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать "копия уведомления о принятии решения о постановке на учет в территориальном органе Федеральной службы по финансовому мониторингу в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", Постановлением Правительства РФ от 27 января 2014 г. N 58 "Об утверждении Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы".

Вместе с тем, на заседании Комиссии представителем Заказчика не представлено доказательств, подтверждающих правомерность установления указанных требований к участникам закупки и составу второй части заявок на участие в Аукционе в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Уполномоченного органа, Заказчика, неправомерно установившего вышеуказанное требование к участникам закупки и ненадлежащим образом установившего требования к составу второй части заявки на участие в Аукционе, нарушают часть 6 статьи 31, часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частями 4.1, 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

4. Решением Комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок от 12.12.2018 по делу N 18/44/105/1944 в действиях Уполномоченного органа, Заказчика выявлены следующие нарушения:

- пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в не установлении в документации об Аукционе сведений об имеющемся у Заказчика оборудовании, системах защиты каналов связи для обеспечения совместимости с применяемыми аппаратно-программными средствами криптографической защиты информации в поставляемых АПВГК, в не указании перечня сведений, составляющих государственную тайну для использования криптографической защиты информации, в не установлении порядка согласования задания на разработку проектной документации с Заказчиком до начала производства проектных работ, порядка согласования размещения имущества с владельцем автомобильных дорог, в неправомерном объединении в один объекта закупки осуществление проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ

- пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, выразившееся в не установлении в положениях проекта государственного контракта документации об Аукционе предмета, сторон и существенных условий договора лизинга, являющихся объектом закупки;

- части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, выразившееся в неправомерном установлении требований о том, что участник закупки должен состоять на учете в территориальном органе Федеральной службы по финансовому мониторингу;

- части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, выразившееся в неправомерном установлении требования о предоставлении в составе второй части заявок на участие в Аукционе копии уведомления о принятии решения о постановке участник закупки на учет в территориальном органе Федеральной службы по финансовому мониторингу.

В связи с чем, Уполномоченному органу, Заказчику выдано предписание аннулировать определение поставщика (подрядчика, исполнителя) на право заключения государственного контракта по оказанию услуг финансовой аренды (лизинга) 15 автоматических пунктов весового и габаритного контроля на автомобильных дорогах регионального значения Свердловской области (номер извещения 0162200011818002895).

Срок исполнения предписания по делу от 12.12.2018 N 18/44/105/1944 установлен до 26.12.2018.

На заседании Комиссии установлено, что согласно сведениям ЕИС, Уполномоченным органом, Заказчиком опубликовано извещение об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 14.12.2018 N ИО1.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия

решила:

1. Признать жалобу ООО "С" обоснованной.

2. Признать в действиях Уполномоченного органа, Заказчика нарушения части 6 статьи 31, пункта 1 части 1 статьи 33, части 6 статьи 66, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

3. В связи с тем, что предписание по выявленным нарушениям выдано на основании решения от 12.12.2018 по делу N 18/44/105/1944, предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.

4. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения от 12.12.2018 по делу N 18/44/105/1944 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.