Решение ФАС РФ от 18.12.2018 по делу N 18/44/105/2054

"О признании жалобы обоснованной: действия заказчика нарушают п. 2 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ"
Редакция от 18.12.2018 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 18 декабря 2018 г. по делу N 18/44/105/2054

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ФГУП "С" (далее - Заявитель) на действия аукционной комиссии ФКУ "У" (далее - Аукционная комиссия), ФКУ "У" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией ООО "Р" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по оснащению категорированных объектов кольцевой автомобильной дороги вокруг г. Санкт-Петербург (А-118) средствами обеспечения транспортной безопасности в рамках расходов на оснащение объектов дорожного хозяйства инженерно-техническими средствами (системами) обеспечения транспортной безопасности лот N 1 этап 2 (номер извещения 0372100009918000170) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),

установила:

В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии, Заказчика при проведении Аукционной комиссией, Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Аукционной комиссии:

1. Аукционная комиссия приняла необоснованное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе;

2. Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно не установлены требование о том, что участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, требования о наличии у участников закупки действующей лицензии МЧС России, а также Заказчиком неправомерно разделен объект закупки на два электронных аукциона.

Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Аукционная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 19.11.2018;

2) начальная (максимальная) цена контракта - 896 291 000 рублей;

3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;

4) дата и время окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 06.12.2018;

5) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;

6) к участию в Аукционе допущен 1 участник закупки;

7) в соответствии с частью 8 статьи 67 Аукцион признан не состоявшимся.

1. Согласно доводу жалобу Заявителя, Аукционная комиссия приняла необоснованное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.

В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:

1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;

2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.

В силу подпункта "б" пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в Аукционе от 07.12.2018 N 0372100009918000170-0 Заявителю отказано в допуске к участию в Аукционе по следующему основанию: "В п. 33 "Гофрированная труба" первой части заявки участник закупки указал конкретное значение показателя, не соответствующее требованиям документации об аукционе:

Заказчиком установлены требования: Серия труб может быть легкая, тяжелая;

Прочность (сопротивление сжатию при 20 °C) на 5 см (легкая серия) необходима свыше 350 H; Прочность (сопротивление сжатию при 20 °C) на 5 см (тяжелая серия) необходима свыше 750 Н; Ударная прочность при -25 °C (легкая серия) необходима не менее 0,5 Дж; Ударная прочность при -25 °C (тяжелая серия) необходима не менее 1 Дж.

В заявке участника указано: Серия труб легкая, при этом участник предоставляет сведения по показателям Прочность (сопротивление сжатию при 20 °C) на 5 см (легкая серия) и Прочность (сопротивление сжатию при 20 °C) на 5 см (тяжелая серия), Ударная прочность при -25 °C (легкая серия) и Ударная прочность при -25 °C (тяжелая серия).

В инструкции по заполнению первой части заявки указано: В случае отсутствия в нормативной документации значений по требуемым показателям каких-либо из закупаемых товаров или применяемых при производстве работ, оказании услуг, поставки товаров, то по данным показателям в заявке участника допускается предоставлять конкретные значения, либо ставить прочерк "-", либо указывать "не нормируется", либо указать "отсутствует". Наименования показателей изменению не подлежат.

Таким образом, участник должен был указать значение показателей Прочность (сопротивление сжатию при 20 °C) на 5 см и Ударная прочность при -25 °C только для легкой серии, а Участник предоставил сведения как для легкой, так и для тяжелой серии, при этом выбрав серию труб легкую.

В п. 38 "Вентилятор" первой части заявки участник закупки указал конкретное значение показателя, не соответствующее требованиям документации об аукционе:

Заказчиком установлены требования: Глубина вентилятора без учета крышки более 80 мм но менее 88 мм; Глубина более 86 мм; Толщина крышки более 5 мм.

В заявке участника указано: Глубина вентилятора без учета крышки 85 мм; Глубина 90 мм; Толщина крышки 5,5 мм.

Таким образом, глубина вентилятора с учетом крышки должна составлять 90,5 мм (Глубина вентилятора без учета крышки 85 мм + Толщина крышка 5,5 мм), а не 90 мм, как указано в заявке участника".

Пунктом 33 приложения N 1 "Требования к показателям товара используемого при выполнении работ" к документации об Аукционе установлены, в том числе, следующие требования к товару "Гофрированная труба": "Серия труб может быть легкая, тяжелая. Прочность (сопротивление сжатию при 20 °C) на 5 см (легкая серия) необходима свыше 350 H; Прочность (сопротивление сжатию при 20 °C) на 5 см (тяжелая серия) необходима свыше 750 Н; Ударная прочность при -25 °C (легкая серия) необходима не менее 0,5 Дж; Ударная прочность при -25 °C (тяжелая серия) необходима не менее 1 Дж".

Согласно инструкции по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе (далее - Инструкция) указано, что в случае отсутствия в нормативной документации значений по требуемым показателям каких-либо из закупаемых товаров или применяемых при производстве работ, оказании услуг, поставки товаров, то по данным показателям в заявке участника допускается предоставлять конкретные значения, либо ставить прочерк "-", либо указывать "не нормируется", либо указать "отсутствует". Наименования показателей изменению не подлежат.

В заявке Заявителя на участие в Аукционе представлено следующее предложение в отношении товара "Гофрированная труба", а именно: "Серия труб легкая. Прочность (сопротивление сжатию при 20 °C) на 5 см (легкая серия) свыше 350 H; Прочность (сопротивление сжатию при 20 °C) на 5 см (тяжелая серия) свыше 750 Н; Ударная прочность при -25 °C (легкая серия) не менее 0,5 Дж; Ударная прочность при -25 °C (тяжелая серия) не менее 1 Дж".

Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что по товару "Гофрированная труба" необходимо выбрать серию труб легкая или тяжелая, а также указать показатели "прочность (сопротивление сжатию при 20 °C), ударная прочность при -25 °C" для соответствующей выбранной серии трубы. При этом в отношении показателей второй серии трубы необходимо указать прочерк "-", либо "не нормируется", либо "отсутствует" в соответствии с Инструкцией.

Также, пунктом 39 приложения N 1 "Требования к показателям товара используемого при выполнении работ" к документации об Аукционе установлены, в том числе, следующие требования к товару "Вентилятор": "Глубина вентилятора без учета крышки 85 мм; Глубина 90 мм; Толщина крышки 5,5 мм".

В заявке Заявителя на участие в Аукционе представлено следующее предложение в отношении товара "Вентилятор", а именно: "Глубина вентилятора без учета крышки 85 мм; Глубина 90 мм; Толщина крышки 5,5 мм".

Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что если сложить глубину вентилятора без учета крышки 85 мм и толщину крышка 5,5 получается глубина 90,5 мм, а не 90 мм, как указано в заявке участника закупки с порядковым номеров заявки "2".

На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что предоставленные Заявителем характеристики товаров "Гофрированная труба, вентилятор" не противоречат положениями документации об Аукционе, а также Заказчик установил требования к вышеуказанным товарам таким образом, что потенциальным участникам закупки невозможно однозначным образом определить потребности Заказчика в отношении показателей указанных товаров, что повлекло ограничение количества участников закупки.

Кроме того, Комиссия приходит к выводу, что документация об Аукционе устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, сведения о результатах испытаний таких товаров, например: "Прочность (сопротивление сжатию при 20 °C) на 5 см (легкая серия) необходима свыше 350 H; Прочность (сопротивление сжатию при 20 °C) на 5 см (тяжелая серия) необходима свыше 750 Н; Ударная прочность при -25 °C (легкая серия) необходима не менее 0,5 Дж; Ударная прочность при -25 °C (тяжелая серия) необходима не менее 1 Дж", непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).

Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый при выполнении работ, для представления сведений о результатах испытаний, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.

Таким образом, действия Аукционной комиссии, принявшей решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе, нарушают часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Также, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе указанные требования к составу заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно не установлены требование о том, что участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, требования о наличии у участников закупки действующей лицензии МЧС России, а также Заказчиком неправомерно разделен объект закупки на два электронных аукциона.

В соответствии с частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации и (или) извещения о проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таких процедурах.

В соответствии с извещением о проведении Аукциона датой и временем окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе является 06.12.2018 в 09:00.

Вместе с тем, жалоба Заявителя (вх. от 12.12.2018 N 206347/18) поступила в ФАС России 12.12.2018.

Таким образом, Заявитель подал жалобу на положение документации об Аукционе по истечении срока, установленного частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе в сфере закупок, на основании чего доводы Заявителя на положения документации об Аукционе рассмотрению Комиссией не подлежит.

3. Решением комиссии ФАС России по контролю сфере закупок от 12.12.2018 по делу N 18/44/99/527 в действиях Заказчика выявлены следующие нарушения:

- пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, выразившееся в не установлении в документации об Аукционе положения о том, что участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (наличие у саморегулируемой организации, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств);

- часть 4 статьи 31 Закона о контрактной системе, выразившееся в не установлении в документации об Аукционе дополнительных требований к участникам закупки в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям".

На основании решения от 12.12.2018 по делу N 18/44/99/527 Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки выдано предписание о внесении изменений в документацию об Аукционе.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия

решила:

1. Признать жалобу ФГУП "С" обоснованной.

2. В соответствии с частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе доводы Заявителя в отношении положений документации об Аукционе оставить без рассмотрения.

3. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 1 части 1, части 4 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

4. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.

5. В связи с тем, что предписание по выявленным нарушениям выдано на основании решения от 12.12.2018 по делу N 18/44/99/527, предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.

6. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения от 12.12.2018 по делу N 18/44/99/527 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.