ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
РЕШЕНИЕ
от 18 декабря 2018 г. по делу N 18/44/105/2055
О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ФГУП "С" (далее - Заявитель) на действия аукционной комиссии ФКУ "У" (далее - Аукционная комиссия), ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог "С" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией ООО "Р" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по оснащению категорированных объектов кольцевой автомобильной дороги вокруг г. Санкт-Петербург (А-118) средствами обеспечения транспортной безопасности в рамках расходов на оснащение объектов дорожного хозяйства инженерно-техническими средствами (системами) обеспечения транспортной безопасности лот N 1 этап 3, лот N 2 (номер извещения 0372100009918000171) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
установила:
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии, Заказчика при проведении Аукционной комиссией, Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Аукционной комиссии:
1. Аукционная комиссия приняла необоснованное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе;
2. Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно не установлены требование о том, что участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, требования о наличии у участников закупки действующей лицензии МЧС России, а также Заказчиком неправомерно разделен объект закупки на два электронных аукциона.
Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Аукционная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 19.11.2018;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 829 309 000 рублей;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
4) дата и время окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 06.12.2018;
5) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
6) к участию в Аукционе допущен 1 участник закупки;
7) в соответствии с частью 8 статьи 67 Аукцион признан не состоявшимся.
1. Согласно доводу жалобу Заявителя, Аукционная комиссия приняла необоснованное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В силу подпункта "б" пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в Аукционе от 07.12.2018 N 0372100009918000171-0 Заявителю отказано в допуске к участию в Аукционе по следующему основанию: "6.2.1. В первой части заявки участник закупки не указал конкретные значения показателей для товара "Кабель сигнализации" (п. 35 Приложения N 1 к документации об аукционе).
6.2.2. По товару "Кабели тип 12 должен соответствовать ГОСТ 31996-2012, ГОСТ 22483-2012" (п. 48 Приложения N 1 к документации об аукционе) участник закупки в первой части заявки указал конкретные значения показателей, не соответствующие требованиям документации об аукционе:
Требование документации об аукционе: номинальное напряжение кабеля более 0,66 кВ, номинальное сечение жилы не должно быть < 120 мм2; предложение участника закупки: номинальное напряжение кабеля 0,66 кВ, номинальное сечение жилы 16 мм2".
Пунктом 1.3.1 документации об Аукционе установлены, в том числе следующие требования к составу первой части заявки на участие в Аукционе: "Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в следующих подпунктах информацию:
1) согласие участника электронного аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе".
В соответствии с инструкцией по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе установлено, что конкретные показатели, характеристики товаров, которые необходимо предоставить в составе первой части заявки на участие в закупке, установлены в Приложении N 1 к документации об Аукционе.
Пунктом 35 приложения N 1 "Требования к показателям товара используемого при выполнении работ" к документации об Аукционе установлены, в том числе, следующие требования к товару "Кабель сигнализации" а именно: "Номинальное сечение жилы кабеля менее 1 мм2; электрическая емкость пары необходима не более 85 нФ/км; экран должен быть выполнен из алюмолавсановой ленты; максимальное рабочее напряжение не более 300 В; диаметр жилы кабеля не должен быть более 1 мм; температура эксплуатации от -40 °C... до +75 °C".
Представители Заказчика на заседании Комиссии представили заявку Заявителя, а также пояснили, что в заявке Заявителя на участие в Аукционе в отношении товара "Кабель сигнализации" не представлены конкретные показатели, характеристики товара, что не соответствует требованиям документации об Аукционе.
Пунктом 48 приложения N 1 "Требования к показателям товара используемого при выполнении работ" к документации об Аукционе установлены, в том числе, следующие требования к товару "Кабели тип 12 должен соответствовать ГОСТ 31996-2012, ГОСТ 22483-2012" а именно: "номинальное напряжение кабеля более 0,66 кВ, номинальное сечение жилы не должно быть < 120 мм2".
Согласно инструкции по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе конкретное значение показателя, превышающее значение, установленного документацией об Аукционе, для которого установлено минимальное значение (использованы слова и символы, в том числе "более"), а также конкретное значение показателя, меньшее значения, установленного документацией об Аукционе, для которого установлено максимальное значение (использованы слова и символы, в том числе "<").
В заявке Заявителя на участие в Аукционе представлено следующее предложение в отношении товара "Кабели тип 12 должен соответствовать ГОСТ 31996-2012, ГОСТ 22483-2012", а именно: "номинальное напряжение кабеля 0,66 кВ, номинальное сечение жилы 16 мм2".
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что по товару "Кабели тип 12 должен соответствовать ГОСТ 31996-2012, ГОСТ 22483-2012" Заявителем в составе первой части заявки на участие в Аукционе указаны конкретные показатели значений "номинальное напряжение кабеля, номинальное сечение жилы" не соответствующие требованиям документации об Аукционе.
Вместе с тем, представители Заявителя на заседании Комиссии не представили документов и сведений, подтверждающих, что в составе заявки Заявителя представлены конкретные показатели значений в отношении "Кабель сигнализации", а также что указанные в составе заявки Заявителя значения "номинальное напряжение кабеля, номинальное сечение жилы" в отношении товара "Кабели тип 12" соответствуют положениям документации об Аукционе, в связи с чем, Комиссии не представляется возможным прийти к однозначному выводу об обоснованности довода Заявителя в отношении неправомерного отказа Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно не установлены требование о том, что участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, требования о наличии у участников закупки действующей лицензии МЧС России, а также Заказчиком неправомерно разделен объект закупки на два электронных аукциона.
В соответствии с частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации и (или) извещения о проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таких процедурах.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона датой и временем окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе является 06.12.2018 в 09:00.
Вместе с тем, жалоба Заявителя (вх. от 12.12.2018 N 206344/18) поступила в ФАС России 12.12.2018.
Таким образом, Заявитель подал жалобу на положение документации об Аукционе по истечении срока, установленного частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе в сфере закупок, на основании чего доводы Заявителя на положения документации об Аукционе рассмотрению Комиссией не подлежит.
3. Решением комиссии ФАС России по контролю сфере закупок от 12.12.2018 по делу N 18/44/99/528 в действиях Заказчика выявлены следующие нарушения:
- пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, выразившееся в не установлении в документации об Аукционе положения о том, что участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (наличие у саморегулируемой организации, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств);
- часть 4 статьи 31 Закона о контрактной системе, выразившееся в не установлении в документации об Аукционе дополнительных требований к участникам закупки в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям";
- пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении в документации об Аукционе ненадлежащих требований к товарам, используемых при оказании услуг.
На основании решения от 12.12.2018 по делу N 18/44/99/528 Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки выдано предписание о внесении изменений в документацию об Аукционе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
решила:
1. Признать жалобу ФГУП "С" необоснованной.
2. В соответствии с частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе доводы Заявителя в отношении положений документации об Аукционе оставить без рассмотрения.
3. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 1 части 1, части 4 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
4. В связи с тем, что предписание по выявленным нарушениям выдано на основании решения от 12.12.2018 по делу N 18/44/99/528, предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
5. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения от 12.12.2018 по делу N 18/44/99/528 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.