ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
РЕШЕНИЕ
от 18 декабря 2018 г. по делу N 18/44/105/2058
О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "К" (далее - Заявитель) на действия Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, АО "Е" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по обслуживанию и эксплуатации зданий в 2019 году (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0173100005518000015) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика:
1. Заказчиком неправомерно установлено требование к описанию участниками закупки в составе заявок на участие в Аукционе конкретных показателей результатов испытаний товаров, а также сведений химического и компонентного состава товаров;
2. Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлено описание объекта закупки;
3. Заказчиком в техническом задании документации об Аукционе не указаны единицы измерения к следующим товарам: "Диспенсер для жидкого мыла"; "Сифоны умывальника", "Сальниковая набивка";
4. Заказчиком в техническом задании установлены требования к характеристикам товара не соответствующие ни одному производителю.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Заказчика Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 27.11.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 30 000 000 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 13.12.2018;
5) на участие в Аукционе подано 4 заявки от участников закупки;
6) к участию в Аукционе допущено 4 заявки от участников закупки;
7) дата проведения Аукциона - 17.12.2018;
8) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 3 участника Аукциона;
9) по итогам рассмотрения вторых частей заявок на участие в Аукционе 2 заявки участников закупки признаны соответствующими требованиям документации об Аукционе;
10) победителем Аукциона признано ФГБУ "У" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации с ценой контракта 28 950 000 рублей.
1. Заказчиком неправомерно установлено требование к описанию участниками закупки в составе заявок на участие в Аукционе конкретных показателей результатов испытаний товаров, а также сведений химического и компонентного состава товаров, а именно: "Туалетная бумага многослойная, перфорированная Разрушающее усилие в среднем по двум направлениям, Н, в сухом состоянии должно не менее 2,5 - рНх.з водной вытяжки от 4,5 до 9,1".
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
По ряду пунктов технического задания документации об Аукционе установлены, в том числе, следующие требования к товарам, используемым при выполнении работ установлено в том числе следующее: "Кислотное средство для уборки в санузлах и для поддержания чистоты. Должно быть применимым на всех кислотоустойчивых материалах в туалетных и ванных комнатах. Содержание неионогенных ПАВ менее 5%"; "Концентрированное чистящее средство для мытья полов с содержанием анионных и неионогенных ПАВ, мыло - менее 5%. Уровень pH от 8,0 до 8,2" Комиссия приходит к выводу, что документация об Аукционе устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, сведения о результатах испытаний таких товаров, не предусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели веществ, материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров.
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, материалах, применяемых при изготовлении такого товара (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе ненадлежащие требования к товарам, используемым при выполнении работ в рамках исполнения контракта, конкретные показатели характеристик, которых в соответствии с инструкцией по заполнению заявок на участие в Аукционе необходимо представить в составе первых частей заявок, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, учитывая, что по вышеуказанным основаниям заявки на участие в Аукционе не отклонялись, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлено описание объекта закупки.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с техническим заданием к товару "Мыло кусковое" установлена характеристика "Массовая доля содопродуктов в пересчете на Na > О, %, не более 0,20" не регламентируемая ГОСТ 28546-2002 "Мыло туалетное твердое. Общие технические условия" (далее - ГОСТ 28546-2002).
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что Na > О, %, является наименованием показателя, а не характеристикой и при составлении заявки остается в неизменном виде, о чем Заказчиком размещены разъяснение положений документации об электронном аукционе от 10.12.2018 N РД2 в ЕИС.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что в ГОСТ 28546-2002 отсутствует данный показатель, а из положений документации об Аукционе не представляется возможным прийти к однозначному выводу, как участникам закупки необходимо указать конкретные характеристики товара "Мыло кусковое".
Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что согласно таблице 2 технического задания, к товару "Доводчик дверной" установлено следующее требование "Должен быть предназначен для дверей весом до не менее 80 кг" Вместе с тем положениями Инструкции установлено следующее: "При наличии в документации предлогов "от", "до", "более", "св." (свыше), "менее", выражений "не более", "не менее", со знаком "-" или "+/-" (например - "до 5", "5-12") Участнику закупки в заявке необходимо указывать конкретные характеристики предлагаемого товара. Выражения "от 5" и "до 5" означают, что конкретный показатель может быть "5". Выражения "более 5" или "св." (свыше) и "менее 5" означают, что конкретный показатель не может быть "5", должен превышать "5" (например - "6") и быть меньше "5" (например - "4") соответственно. Выражения "не более 5", "не менее 5", "5-7" означают, что конкретный показатель может быть "5".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что к выше указанному показателю товара "доводчик дверной", также даны разъяснения положений документации об электронном аукционе от 10.12.2018 N РД3, которые содержат следующее: "в данном случае участнику необходимо указать, например, "до 80 кг".
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что согласно таблице 3 технического задания, к товару "Лампы энергосберегающие 11, 13, 15 Вт" установлено следующее требование "условия эксплуатации от-25 град. до +50 град".
Кроме того, согласно пояснениям представителей Заказчика, к выше указанному показателю товара "Лампы энергосберегающие" также даны разъяснения положений документации об электронном аукционе от 10.12.2018 N РД3, которые содержат следующее: "в данном случае, Заказчиком указан диапазон, поэтому необходимо указать диапазонное значение, например, "условия эксплуатации от -25град. до +50 град.".
Таким образом, действия Заказчика, ненадлежащим образом установившего описание объекта закупки нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, учитывая, что по вышеуказанным основаниям заявки на участие в Аукционе не отклонялись, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Учитывая изложенное Комиссия приходит к выводу, что разъяснения положений документации об Аукционе изменяют суть документации об Аукционе, что нарушает часть 5 статьи 65 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Заказчиком в техническом задании документации об Аукционе не указаны единицы измерения к следующим товарам: "Диспенсер для жидкого мыла"; "Сифоны умывальника", "Сальниковая набивка" В техническом задании документации об Аукционе в описании товаров содержатся следующие требования: "Диспенсер для жидкого мыла, ШхГхВ: не более 150 x не более 130 x не более 250"; "Сифоны умывальника, Размер должен быть 11/2 х 40х50", "Сальниковая набивка, рабочая температура в диапазоне от не более -200 С до не менее + 260 С" не установлены требования к единицам измерения.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что в описании вышеуказанного товара допущена техническая ошибка, при этом, при составлении первой части заявки по данной характеристикам товаров "Диспенсер для жидкого мыла", "Сифоны умывальника" необходимо указать размер в миллиметрах, по товару "Сальниковая набивка" необходимо указать диапазон значений используя единицу измерения "° C".
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, не установившего единиц измерения по выше указанным товарам, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, учитывая, что по вышеуказанным основаниям заявки на участие в Аукционе не отклонялись, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
4. Согласно доводу Заявителя, в документации об Аукционе Заказчиком установлены требования к характеристикам товара не соответствующие ни одному производителю данного товара.
А именно, согласно доводу Заявителя, Техническим заданием документации об Аукционе установлены требования к следующим товарам: "Средство для всех видов стекла, керамики"; "Кислотное средство для уборки в санузлах и для поддержания чистоты"; "Средство для уничтожения запаха", "Слабощелочное средство"; "Средство по очистке и уходу за деревянной мебелью"; "Дисперсия для защиты пола"; "Средство, удаляющее стойкие загрязнения с каменных и текстильных покрытиях"; "Очиститель-порошок для сантехники" не позволяющие указать характеристики товара, соответствующий в совокупности установленным требованиям.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что требования, установленные к конкретным показателям товара, обусловлены потребностью Заказчика при достижении конечной цели при оказании услуг, предусмотренных в рамках выполнения государственного контракта. Вместе с тем, представители Заказчика представили графические изображения в отношении выше указанных товаров, согласно, которым у участников закупки имеется возможность в составе заявки указать показатели товара, отвечающие требованиям установленных техническим заданием.
При этом, на участие в Аукционе подано 4 заявки, признанные соответствующими требованиям установленным требованиям.
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседание Комиссии не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Кроме того, в результате проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
5. В соответствии с пунктом 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт включаются обязательные условия об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.
Пунктом 2.6. проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено, что "В случае если настоящий Контракт заключен с физическим лицом, сумма, подлежащая уплате такому физическому лицу, уменьшается на размер налоговых платежей, связанных с оплатой Контракта".
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в проекте государственного контракта документации об Аукционе условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, нарушают пункт 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
6. Согласно пункту 13.2.2. Общей части документации об Аукционе первая часть заявки должна содержать следующее: "Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника электронного аукциона на оказание Услуг на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки)".
Вместе с тем, Инструкцией установлено следующие требования к составу первой части заявки на участие в Аукционе: "конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе (пункты 9.14. и 10.21 Технического задания), и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего противоречивые требования к составу первой части заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Вместе с тем, учитывая, что по вышеуказанным основаниям заявки на участие в Аукционе не отклонялись, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
7. Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Пунктом 12.2 информационной карты документации об Аукционе установлена дата начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации, а именно: "с 27.11.2018 г. по 08.12.2018".
При этом, пунктом 13.4.1 информационной карты документации об Аукционе установлена следующая дата окончания подачи заявок: "13.12.2018".
Таким образом, действия Заказчика, не установившего надлежащим образом срок предоставления разъяснений положений документации об Аукционе, нарушают часть 4 статьи 65 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Вместе с тем, Комиссия проходит к выводу, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на определение поставщика (подрядчика, исполнителя).
8. В соответствии с пунктом 5 части 11 статьи 66 Закона о контрактной системе в течение одного часа с момента получения заявки на участие в электронном аукционе Оператор электронной площадки возвращает эту заявку подавшему ее участнику такого аукциона в случае наличия в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица, при условии установления заказчиком требования, предусмотренного частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии установлено, что пункт 7.3 Информационной карты документации об Аукционе содержится требование для участников закупки об отсутствии в предусмотренном Законом о контрактной системе Реестре информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.
Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что на основании Решения Калужского УФАС России N РНП.124908-18 сведения в отношении участника закупки с порядковым номером "3" включены в Реестр 01.06.2018.
Таким образом, действия Оператор электронной площадки не вернувшего в течение одного часа с момента получения заявки заявку с порядковым номером "3" нарушают пункт 5 части 11 статьи 66 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 7.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия проходит к выводу, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на определение поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку заявка с порядковым номером "3" признана Аукционной комиссией не соответствующей требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в Аукционе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
решила:
1. Признать жалобу ООО "К" обоснованной в части предоставления в составе первой части заявки показателей результатов испытаний товаров, не надлежащего описания объекта закупки, отсутствия единиц измерения товара.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 2 части 13 статьи 34, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64, частей 4, 5 статьи 65 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Оператора электронной площадки нарушение пункта 5 части 11 статьи 66 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы от 19.12.2018 по делу N 18/44/105/2058 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.