Решение ФАС РФ от 11.12.2018 N 18/44/105/1935

"О признании жалобы необоснованной: довод заявителя не нашел своего подтверждения"
Редакция от 11.12.2018 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 11 декабря 2018 г. N 18/44/105/1935

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "УА" (далее - Заявитель) на действия Администрации Полевского городского округа (далее - Уполномоченный орган), МБУ "УБ" Полевского городского округа (далее - Заказчик) при проведении Уполномоченным органом, Заказчиком, аукционной комиссией Администрации Полевского городского округа (далее - Аукционная комиссия) электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по строительству объекта капитального строительства "г. Полевской. Северная часть. Футбольное поле с беговыми дорожками" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0162300001118000095) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),

установила:

В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Уполномоченного органа, Заказчика при проведении Уполномоченным органом, Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Уполномоченного органа, Заказчика:

1. В документации об Аукционе ненадлежащим образом установлено описание объекта закупки в части отсутствия чертежа ограждений, сведения о которых содержаться в проектной документации, что не позволяет заполнить заявку на участие в закупке надлежащим образом;

2. Уполномоченным органом, Заказчиком ненадлежащим образом установлено описание характеристик спортивных покрытий и беговых дорожек;

3. Уполномоченным органом, Заказчиком установлены противоречивые сведения в отношении характеристик товара "Искусственная трава с засыпкой кварцевым песком и резиновым гранулятом" и товара "Герметик".

4. Размещенные в ЕИС разъяснения положений документации об Аукционе изменяют суть документации об Аукционе.

Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Уполномоченный орган, Заказчик, Аукционная комиссия действовали в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа 10.12.2018 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв, в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, заседание продолжилось 11.12.2018.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в ЕИС - 21.11.2018;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;

3) начальная (максимальная) цена контракта - 79 458 920 рублей;

4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 07.12.2018;

5) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;

6) к участию в Аукционе допущена 1 заявка от участников закупки;

7) на основании части 8 статьи 67 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся.

1. Согласно доводу Заявителя, в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлено описание объекта закупки в части отсутствия чертежа ограждений, сведения о которых содержаться в проектной документации, что не позволяет заполнить заявку на участие в закупке надлежащим образом.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Пунктом 10.1 документации об Аукционе установлено, что заявка на участие в Аукционе должна содержать "конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе (Приложение N 3 к Техническому заданию - "Сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией об аукционе в электронной форме (форма 2)"), и указание на товарный знак (при наличии)".

При этом, приложение N 3 к техническому заданию документации об Аукционе содержит сведения о функциональных, технических и качественных характеристиках товаров, используемых при выполнении работ.

На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что раздел 6 проектной документацией "Проект организации строительства" содержит сведения о необходимости устройства временного деревянного ограждения высотой 2 м для обеспечения доступа к автомобильной дороге и переносного металлического ограждения высотой 1,5 м для выполнения работ по прокладке коммуникаций, при этом, эскиз данных ограждений исполнитель работ определяет самостоятельно.

Вместе с тем, Заявитель явку представителей на заседание Комиссии не обеспечил, в составе жалобы не представил доказательств, позволяющих Комиссии прийти к выводу о том, что не установление в документации об Аукционе чертежа временных ограждений, используемых при выполнении работ, противоречат положениям Закона о контрактной системе, в связи с чем, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Уполномоченным органом, Заказчиком ненадлежащим образом установлено описание характеристик спортивных покрытий и беговых дорожек, поскольку объем описания иных товаров, используемых при выполнении работ, значительно превышает объем описания характеристик спортивных покрытий и беговых дорожек.

Приложением N 3 технического задания документации об Аукционе к содержит сведения о функциональных, технических и качественных характеристиках товаров N 140 "Искусственная трава с засыпкой кварцевым песком и резиновым гранулятом" и N 141 "Резино-каучуковое покрытие".

Представители Заказчика на заседании Комиссии также пояснили, что требования к товарам, используемым при выполнении работ, установлены в соответствии с потребностью Заказчика и не противоречат положениям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

Вместе с тем, Заявитель явку представителей на заседание Комиссии не обеспечил, в составе жалобы не представил доказательств, свидетельствующих об обоснованности довода, в связи с чем, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

3. Согласно доводу жалобы Заявителя, Уполномоченным органом, Заказчиком установлены противоречивые сведения в отношении характеристик товара "Искусственная трава с засыпкой кварцевым песком и резиновым гранулятом" и товара "Герметик".

Приложение N 3 технического задания документации об Аукционе N 140 к товару N 140 "Искусственная трава с засыпкой кварцевым песком и резиновым гранулятом": установлено требование: "Высота ворса должна быть больше 20 менее 50 мм. Высота покрытия должна быть больше 35 менее 46 мм".

На заседании Комиссии установлено, что раздел 2 "Схема планировочной организации земельного участка" проектной документации содержит сведения о характеристиках искусственного покрытия.

Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что документация об Аукционе содержит требования к высоте искусственной травы с засыпкой больше 20 мм и менее 50 мм, при этом, высота покрытия должна быть больше 35 мм и менее 46 мм, что не противоречит требованиям проектной документации.

Кроме того, приложением N 3 к техническому заданию документации об Аукционе к товару N 141 "Резино-каучуковое покрытие" установлены следующие требования: "Должно иметь высокую прочность, износостойкость, влагоустойчивость и долговечность. В состав покрытия должны входить специальные резиновые гранулы и полиуретановое связующее вещество и должно быть добавлено не более 15% цветного гранулята. Толщина должна быть не менее 12 мм. Звукоизоляция должна быть больше 14 дБ. Габаритные размеры рулона (Д*Ш) должны быть более 6*1,25 м. Коэффициент скольжения должен быть менее 1,12. Плотность должна быть от 985 до 1124 кг/м3. вес рулона должен быть легче 134 кг. Площадь покрытия в рулоне должна быть <15,8>4,1 м2. Цвет покрытия должен быть черный с серыми вкраплениями/черный с оранжевыми вкраплениями".

При этом, в локальной смете N 02-01-02 установлено следующее наименование искусственного покрытия: "покрытие Epufloor BSС 13 мм /материалы, устройство, разметка/(Транспортные расходы МАТ=0,3% к расх.;Заготовительно-складские расходы МАТ=2% к расх.)".

Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что локальная смета N 02-01-02 содержит сведения о типе покрытия "Epufloor", характеристики которого соответствуют требованиям к резино-каучуковому покрытию, содержащемуся в приложении N 3 к техническому заданию документации об Аукционе. Кроме того, представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что вышеуказанные характеристики товаров установлены в соответствии с потребностью Заказчика, а также представили документы, согласно которым сведения о вышеуказанной характеристике товаров доступны для ознакомления в открытых источниках на различных сайтах производителей в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Вместе с тем, Заявитель явку представителей на заседание Комиссии не обеспечил, в составе жалобы не представил доказательств, свидетельствующих об обоснованности довода, в связи с чем, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

4. Согласно доводу жалобы Заявителя, размещенные в ЕИС разъяснения положений документации об аукционе изменяют суть документации об Аукционе.

В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.

Согласно части 4 статьи 65 закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

В соответствии с частью 5 статьи 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.

Согласно приложением N 3 технического задания документации об Аукционе и инструкции по заполнению заявок на участие в Аукционе к товару N 89 "Доски тип 1" установлены следующее требование: "Должны быть выполнены из древесины хвойных; лиственных пород. ГОСТ 18288-87 и ГОСТ 8486-86".

В соответствии с инструкцией по заполнению заявок на участие в Аукционе "указанные с использованием знака: - ";" (точка с запятой), разделяющего свойства товара (материала) означают, что необходимо выбрать одно из указанных свойств товара (материала)".

На заседании Комиссии установлено, что ГОСТ 8486-86 "Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия" (далее - ГОСТ 8486-86) распространяется на пиломатериалы хвойных пород.

Таким образом, действия Уполномоченного органа, Заказчика неправомерно установивших требование к товару 89 "Доски тип 1" о соответствии ГОСТ 8486-86 нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При этом, в ответ на запрос разъяснений положений документации об Аукционе от 03.12.2018 в ЕИС размещены разъяснения положений документации об Аукционе N РД3, согласно которым при рассмотрении первых частей заявок на участие в Аукционе не будет учитываться требование о соответствии товара N 89 "Доски тип 1" ГОСТ 8486-86.

На основании изложенного и учитывая, что Заявитель явку представителей на заседание Комиссии не обеспечил, в составе жалобы не представил доказательств, однозначно свидетельствующих о том, что разъяснения документации об Аукционе изменяют ее суть, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

В результате проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.

5. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.

Приложение N 3 к техническому заданию документации об Аукционе содержит следующие требования к товарам, используемым при выполнении работ:

- N 13 "Щебень тип 3" "Содержание пылевидных и глинистых частиц должна быть >=1% по массе. Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы необходима <30% по массе";

- N 15 "Содержание пылевидных и глинистых частиц должна быть >=1% по массе. Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы необходима <30% по массе.": "Массовая доля пленкообразующего вещества должна быть >=20%. Массовая доля летучего вещества должна быть <=20%. Степень перетира должна быть <=90 мкм. Условная светостойкость пленки должна быть >=2 ч. Толщина покрытия после высыхания должна быть {25-30 мкм}*; {50-60 мкм}*";

- N 18 "Проволока горячекатаная в мотка": "Относительное сужение поперечного сечения после разрыва <70 >59%".

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что Уполномоченным органом, Заказчиком неправомерно установлены требования к описанию участниками закупки в составе первых частей заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при оказании услуг, не предусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретных показателей химического состава, показатели результатов испытаний, показателей технологических процессов изготовления товаров (перечень примеров, указанных в настоящем решении не является исчерпывающим).

Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предполагаемый для использования при оказании услуг, для представления подробных сведений о показателях химического состава, показателях результатов испытаний и показателях технологических процессов изготовления товаров.

Таким образом, вышеуказанные действия Уполномоченного органа, Заказчика нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку по указанному основанию заявки участников Аукциона не отклонялись.

6. В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.

Согласно части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.

Частью 1 статьи 55.8 ГрК РФ установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.

В соответствии с частью 4 статьи 55.17 ГрК РФ предоставление сведений, содержащихся в реестре членов саморегулируемых организаций, осуществляется по запросам заинтересованных лиц в виде выписок из реестра в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.

Пунктом 10.2 Аукционе документации об Аукционе установлено, в том числе, следующее, требование к составу второй части заявки участника закупки: "действующая выписка из реестра членов саморегулируемой организации, выданная по форме, установленной Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 16.02.2017 N 58 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации". Выписка должна быть выдана не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе".

Вместе с тем, законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не предусмотрено условие о том, что выписка из реестра членов саморегулируемой организации должна быть выдана не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, следовательно, вышеуказанное требование к сроку действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации не соответствует положениям Закона о контрактной системе, в связи с чем действия Уполномоченного органа, Заказчика, установивших в документации об Аукционе вышеуказанное требование к участникам закупки, нарушают часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

7. В соответствии с инструкцией по заполнению заявок на участие в Аукционе к товару N 36 "Каркас арматурный для сетки" установлено требование о соответствии ГОСТ 23279-85.

На заседании Комиссии установлено, что ГОСТ 23279-85 "Сетки арматурные сварные для железобетонных конструкций и изделий. Общие технические условия" (далее - ГОСТ 23279-85) утратил силу с 1 июля 2013 года в связи с изданием Приказа Росстандарта от 29.11.2012 N 1306-ст.

Согласно приложению N 3 к техническому заданию документации об Аукционе к товару N 49 "Кирпич" установлены следующие требования: "ГОСТ 530-2012. Предельные отклонения по длине должно быть +/-10 мм. Предельные отклонения по ширине необходимо +/-5 мм. Предельные отклонения по толщине должно быть +/-4 мм".

В соответствии с ГОСТ 530-2012 "Межгосударственный стандарт. Кирпич и камень керамические. Общие технические условия" предельные отклонения от номинальных размеров не должны превышать на одном изделии по длине кирпича +/- 4; по ширине кирпича +/- 3; по толщине кирпича лицевого +/- 2; кирпича рядового +/- 3.

В соответствии с приложением N 3 к техническому заданию документации об Аукционе к товару N 33 "Бруски тип 2" установлено требование: "ГОСТ 18288-87 и ГОСТ 8486-86. Должен быть выполнен из древесины хвойных; лиственных пород: березы; сосны; ели; пихты. По качеству древесины и обработки сорт должен быть III; IV; II. Влажность должна быть до 35%".

Вместе с тем, ГОСТ 8486-86 распространяется на пиломатериалы хвойных пород, при этом, в соответствии с пунктом 2.3 ГОСТ 8486-86 пиломатериалы отборного, 1, 2, 3-го сорта изготовляют сухими (с влажностью не более 22%), сырыми (с влажностью более 22%) и сырыми антисептированными; влажность пиломатериалов 4-го сорта не нормируется.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе установлены ненадлежащие требования к товаров, используемым при выполнении работ, в том числе, не позволяющие указать в заявке на участие в Аукционе значения характеристик товаров, одновременно соответствующие требованиям технического задания документации об Аукционе и значениям, предусмотренным ГОСТ (в настоящем решении содержатся примеры, перечень которых не является исчерпывающим).

Таким образом, действия Уполномоченного органа, Заказчика ненадлежащим образом установивших требование к товарам, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку заявки участников закупки по указанным основаниям не отклонены.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия

решила:

1. Признать жалобу ООО "УА" необоснованной.

2. Признать в действиях Уполномоченного органа, Заказчика нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 64, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.

3. Выдать Уполномоченному органу, Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушения Закона о контрактной системе.

4. Передать материалы от 11.12.2018 по делу N 18/44/105/1935 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.