ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
РЕШЕНИЕ
от 11 декабря 2018 г. N КГОЗ-586/18
ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБЫ О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере государственного оборонного заказа (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "К" (далее - Заявитель) на действия Центральной базовой таможни (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ЗАО "С" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на выполнение работ по реконструкции Центрального клинического госпиталя ФТС России (4 очередь) в <...> (номер извещения 0373100023318000074) (далее - Аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, установившего в документации об Аукционе описание объекта закупки с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru - 23.10.2018;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 1 350 428 355,67 руб.;
3) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 06.12.2018;
4) дата окончания рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе - 07.12.2018;
5) дата проведения Аукциона - 10.12.2018;
6) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
7) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 2 участника Аукциона;
8) победителем Аукциона признано АО "М" с минимальным предложением о цене контракта - 1 330 171 930,33 руб.
1.1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком в пункте 10 "Бетон тяжелый ГОСТ 7473-2010" приложения 2 к разделу III документации об Аукционе (далее - Приложение N 2) установлено требование к марке по морозостойкости бетона, что обязывает участника закупки при подаче заявки на участие в Аукционе иметь в наличии товар для представления подробных сведений, которые становятся известны только при испытании определенной партии товара.
Согласно пояснениям представителей Заказчика по показателям качества в соответствии с пунктом 4.1 ГОСТ 7473-2010 "Смеси бетонные. Технические условия" по типу бетона бетонные смеси подразделяют на: бетонные смеси тяжелого бетона (БСТ); бетонные смеси мелкозернистого бетона (БСМ); бетонные смеси легкого бетона (БСЛ). Пунктом 4.3 ГОСТ 7473-2010 "Смеси бетонные. Технические условия" установлено, что условное обозначение бетонной смеси заданного качества при заказе должно состоять из сокращенного обозначения бетонной смеси в соответствии с пунктом 4.1 ГОСТ 7473-2010, класса бетона по прочности, марки бетонной смеси по удобоукладываемости, марки по морозостойкости, марки по водонепроницаемости, средней плотности бетона. При этом указанные показатели находятся в свободном доступе в сети "Интернет". Таким образом, требование установлено Заказчиком в соответствии с ГОСТ 7473-2010.
Вместе с тем Заявитель на заседание Комиссии не явился и не представил документов и сведений, свидетельствующих об обратном.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что указанные действия Заказчика не противоречат Закону о контрактной системе.
1.2. Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком в пункте 32 "Дверь противопожарная металлическая двупольная" Приложения N 2 установил требование к пределу огнестойкости, которое обязывает участника закупки при подаче заявки на участие в Аукционе иметь в наличии товар для представления подробных сведений, которые становятся известны только при испытании определенной партии товара.
Пунктом 32 "Дверь противопожарная металлическая двупольная" Приложения N 2 для показателя "Предел огнестойкости, мин" установлено значение "EI 60".
Согласно пояснениям представителей Заказчика требование к пределу огнестойкости противопожарной двери установлено в значении показателя, которые не могут изменяться и участнику закупки необходимо подтвердить указанный показатель. Информация по указанной характеристике находится в свободном доступе на сайтах производителей в сети "Интернет". При этом испытаний товара не требуется.
Учитывая изложенное, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
1.3. Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком в пункте 39 "Блоки дверные внутренние глухие (с заполнением панелями или другими непрозрачными материалами) ГОСТ 30970-2002" приложения 2 к разделу III документации об Аукционе (далее - Приложение N 2) установлено требование к безотказности цикла закрывания "не менее 500 000", которое обязывает участника закупки при подаче заявки на участие в Аукционе иметь в наличии товар для представления подробных сведений, которые становятся известны только при испытании определенной партии товара.
Согласно пояснениям представителей Заказчика требование к безотказности цикла закрывания установлено в соответствии с ГОСТ 30970-2002 "Блоки дверные из поливинилхлоридных профилей. Технические условия", в соответствии с которыми безотказность циклов открывания-закрывания составляет не менее 500 000. При этом указанный показатель является общедоступным, данные характеристики имеются в общем доступе на сайте производителей в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Учитывая изложенное, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
1.4. Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком в пунктах 180 - 194 Приложения N 2 установлены различные требования к вытяжному вентилятору AQX1 "CLIVET", что не позволяет участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку на участие в Аукционе.
Согласно пояснениям представителей Заказчика различные значения показателей установлены в соответствии с потребностью Заказчика, а также с учетом характеристик вытяжных систем объекта закупки в зависимости от нормы воздухообмена в конкретном помещении, указанном в проектно-сметной документации. При этом информация о характеристиках, указанных в пунктах 180 - 194 Приложения N 2 находится в свободном доступе на сайтах производителей в сети "Интернет".
Вместе с тем Заявитель на заседание Комиссии не явился и не представил документов и сведений, свидетельствующих об обратном.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
1.5. Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком в пункте 367 "Провод с медной многопроволочной жилой с изоляцией из ПВХ-пластика ГОСТ 6323-79 (СТ СЭВ 587-87)" Приложения N 2 для показателя сечение жилы установлено значение, противоречащее ГОСТ 6323-79.
В пункте 367 "Провод с медной многопроволочной жилой с изоляцией из ПВХ-пластика ГОСТ 6323-79 (СТ СЭВ 587-87)" Приложения N 2 для показателя "Сечение жилы, мм2" установлено значение "120".
Согласно пояснениям представителей Заказчика пунктом 2.1. ГОСТ 6323-79 (СТ СЭВ 587-87) "Провода с поливинилхлоридной изоляцией для электрических установок. Технические условия" провода должны удовлетворять требованиям ГОСТ 26445 и требованиям ГОСТ 6323-79.
В соответствии с пунктом 1.5 ГОСТ 26445-85 "Провода силовые изолированные" номинальные сечения токопроводящих жил проводов должны соответствовать ГОСТ 22483-77 и одному из значений следующего ряда: 0,08; 0,12; 0,20; 0,35; 0,50; 0,75; 1,0; 1,2; 1,5; 2,0; 2,5; 3,0; 4,0; 5,0; 6,0; 8,0; 10; 16; 25; 35; 50; 70; 95; 120; 150; 185; 240; 300; 400 мм.
Вместе с тем Заявитель на заседание Комиссии не явился и не представил документов и сведений, свидетельствующих об обратном.
Учитывая изложенное, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
1.6. Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком в пункте 5 "Трубы стальные сварные ГОСТ 10704-91" Приложения N 2 для показателя толщина стенок установлено значение, противоречащее ГОСТ 10704-91.
В пункте 5 "Трубы стальные сварные ГОСТ 10704-91" Приложения N 2 для показателя "Толщина стенок, мм" установлено значение "6,5".
Согласно пункту 2 ГОСТ 10704-91 "Трубы стальные электросварные прямошовные" по согласованию изготовителя с заказчиком изготовляются трубы с различной толщиной стенок, в том числе 6,5 мм.
Учитывая изложенное, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
1.7. Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком в документации об Аукционе установлено слишком подробное требование к характеристикам товаров, необходимых при выполнении работ.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок, документация об электронном аукционе должна содержать информацию, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
При этом Законом о контрактной системе в сфере закупок заказчику предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, используемого для выполнения работ, которые в наибольшей степени удовлетворяют потребности заказчика.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что в ходе формирования аукционной документации и описания объекта закупки Заказчик не преследовал цели ограничения количества участников закупки и установил требования к используемому товару с такими характеристиками, которые необходимы для выполнения работ по предмету Аукциона.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что положения Аукционной документации не противоречат требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок и не ограничивают доступ к участию в закупке.
Учитывая изложенное, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Пунктом 10 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
Частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
Пунктом 15 раздела I "Информационная карта" документации об Аукционе установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, выполняемых иностранными лицами (за исключением лиц государств - членов Евразийского экономического союза) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.01.2017 г. N 9 "Об установлении запрета на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление N 9).
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что предметом Аукциона является выполнение работ и запрет на основании Постановления N 9 установлен Заказчиком только в части запрета на допуск работ, выполняемых иностранными лицами (за исключением лиц государств - членов Евразийского экономического союза).
Комиссия, изучив извещение и документацию об Аукционе установила, что Заказчиком установлен запрет, в том числе, на допуск товаров, происходящих из иностранных государств.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что указанные действия Заказчика нарушают часть 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 15, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
1. Признать жалобу ООО "К" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что указанное нарушение не повлияло на результаты Аукциона, предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы по выявленному нарушению переданы на основании решения по делу от 11.12.2018 N КГОЗ-585/18 соответствующему должностному лицу Управления контроля государственного оборонного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.