Решение ФАС РФ от 12.12.2018 по делу N 18/44/99/528

"О признании жалобы обоснованной: действия заказчика нарушают п. 1 ч. 1, ч. 4 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ"
Редакция от 12.12.2018 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 12 декабря 2018 г. по делу N 18/44/99/528

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 15.08.2018 N 1146/18 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев обращение АО "О" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях ФКУ "У" имени Н.В. Смирнова Федерального дорожного агентства" (далее - Заказчик) при проведении ООО "Р" (далее - Оператор электронной площадки), Заказчиком, аукционной комиссией ФКУ "У" имени Н.В. Смирнова Федерального дорожного агентства" (далее - Аукционная комиссия) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по оснащению категорированных объектов кольцевой автомобильной дороги вокруг г. Санкт-Петербург (А-118) средствами обеспечения транспортной безопасности в рамках расходов на оснащение объектов дорожного хозяйства инженерно-техническими средствами (системами) обеспечения транспортной безопасности лот N 1 этап 3, лот N 2 (номер извещения 0372100009918000171) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 15.08.2018 N 1146/18,

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:

1. Заказчиком м в документации об Аукционе ненадлежащим образом осуществлено описание объекта закупки;

2. Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно не установлены требования о наличии у участников закупки действующих лицензий по технической защите конфиденциальной информации, на деятельность по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации, а также лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

Представитель Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Аукционная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В результате рассмотрения обращения и осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 19.11.2018;

2) начальная (максимальная) цена контракта - 829 309 000 рублей;

3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;

4) дата и время окончания подачи заявок на участие в Аукционе -06.12.2018;

5) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;

6) к участию в Аукционе допущен 1 участник закупки;

7) в соответствии с частью 8 статьи 67 Аукцион признан не состоявшимся.

1. Согласно доводу обращения Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом осуществлено описание объекта закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Представитель Заявителя на заседании Комиссии пояснил, что Приложение N 1 "Требования к показателям товара используемого при выполнении работ" к документации об Аукционе содержит не полный перечень товаров, оборудования, которые отражены в проектной документации, а также в проектной документации к ряду товаров не установлены конкретные показатели.

Кроме того, представитель Заявителя на заседании Комиссии также пояснил, что в документации об Аукционе, проектной документации содержатся указания на товарные знаки без возможности предоставления эквивалентного товара, в связи с чем, потенциальный участник закупки не имеет возможности предоставить эквивалентный товар который по своей стоимости ниже, чем товар, установленный в документации об Аукционе, проектной документации.

Согласно пункт 3.1. документации об Аукционе установлено, в том числе следующее: "Согласно статьям 33, 64 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" описание объекта закупки и условий контракта представлено в Техническом задании (Приложение N 1 к проекту государственного контракта), в Проекте государственного контракта (Приложение N 2 к документации об электронном аукционе), в Приложении N 4 к документации об аукционе (Проектная и Рабочая документация)".

Также, пунктом 1.3.1. документации об Аукционе установлено, что первая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать следующую информацию, в том числе конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что требования к товарам, которые необходимо указать в составе первой части заявки на участи в Аукционе установлены исключительно в Приложении N 1 "Требования к показателям товара используемого при выполнении работ" к документации об Аукционе. При этом в указанном приложении отсутствует указание на конкретные товарные знаки, а также предоставление товаров, в том числе конкретных показателей этих товаров из проектной документации не требуется.

Кроме того, представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что установленные в Приложении N 1 "Требования к показателям товара используемого при выполнении работ" к документации об Аукционе товары являются потребностью Заказчика.

Вместе с тем, представитель Заявителя на заседание Комиссии не представил доказательств, подтверждающих, что Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом осуществлено описание объекта закупки.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

2. Согласно доводу обращения Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно не установлены требования о наличии у участников закупки действующих лицензий по технической защите конфиденциальной информации, на деятельность по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации, а также лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что в рамках исполнения государственного контракта необходимо выполнить работы по оснащению категорированных объектов кольцевой автомобильной дороги вокруг г. Санкт-Петербург (А-118) средствами обеспечения транспортной безопасности. При этом в документации об Аукционе, проектной документации отсутствуют виды работ, для выполнения которых необходимо иметь лицензии по технической защите конфиденциальной информации, на деятельность по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации, а также лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

Вместе с тем, представитель Заявителя на заседание Комиссии не представил доказательств, подтверждающих, что Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно не установлены требования о наличии у участников закупки действующих лицензий по технической защите конфиденциальной информации, на деятельность по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации, а также лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

При проведении внеплановой проверки Комиссией выявлены следующие нарушения Закона о контрактной системе.

3. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В приложении N 1 "Требования к показателям товара используемого при выполнении работ" к документации об Аукционе установлены, в том числе, следующие требования к товарам: "Прочность (сопротивление сжатию при 20 °С) на 5 см (легкая серия) необходима свыше 350 H; Прочность (сопротивление сжатию при 20 °С) на 5 см (тяжелая серия) необходима свыше 750 Н; Ударная прочность при -25 °С (легкая серия) необходима не менее 0,5 Дж; Ударная прочность при -25 °С (тяжелая серия) необходима не менее 1 Дж" и другие.

Комиссия приходит к выводу, что документация об Аукционе устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, сведения о результатах испытаний таких товаров, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).

Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый при выполнении работ, для представления сведений о результатах испытаний, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.

Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе указанные требования к составу заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

4. Согласно части 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (далее - ГрК РФ) индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено Градостроительным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

Согласно части 4 статьи 55.17 ГрК РФ предоставление сведений, содержащихся в реестре членов саморегулируемых организаций, осуществляется по запросам заинтересованных лиц в виде выписок из реестра в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.

В соответствии с частями 2, 3 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, а также перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, установленным в части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Указанные дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99).

Согласно пункту 2 Приложения N 1 к Постановлению N 99 при выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей к участникам закупки установлено дополнительное требование, а именно: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных (требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных: работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства; работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки) за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

В подтверждение соответствия данному требованию участником закупки предоставляются следующие документы:

- копия исполненного контракта (договора);

- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;

- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

В соответствии с пунктами 10 статьи 1 ГрК РФ объектом капитального строительства является здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

Согласно пункту 10.1 статьи 1 ГрК РФ линейными объектами являются линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

В соответствии с пунктом 23 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" под сооружением понимается результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.

Таким образом, с учетом норм законодательства Российской Федерации к объектам капитального строительства относятся, в том числе линейные объекты.

Между тем, из положений документации об Аукционе, проектной документацией, а также пояснений Заказчика следует, что в рамках исполнения государственного контракта необходимо выполнить строительно-монтажные работы по оснащению кольцевой федеральной автомобильной дороги вокруг г. Санкт-Петербург (А-118) инженерными системами транспортной безопасности.

С учетом вышеизложенного, выполнение строительно-монтажных работ по оснащению кольцевой федеральной автомобильной дороги вокруг г. Санкт-Петербург (А-118) инженерными системами транспортной безопасности относится к строительно-монтажным работам объекта капитального строительства, в связи с чем, Комиссия приходит к выводу, что документация об Аукционе неправомерно не содержит положения о том, что участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (наличие у саморегулируемой организации, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств), а также в документации об Аукционе неправомерно не установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с Постановлением N 99.

Таким образом, действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1, часть 4 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 15.08.2018 N 1146/18, Комиссия

решила:

1. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 1 части 1, части 4 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

2. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.

3. Передать материалы от 12.12.2018 по делу N 18/44/99/528 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.