Решение ФАС РФ от 13.12.2018 N 18/44/105/1998

"О признании жалобы необоснованной: довод заявителя не нашел своего подтверждения"
Редакция от 13.12.2018 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 13 декабря 2018 г. N 18/44/105/1998

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "П" (далее - Заявитель) на действия ФГБОУ ВО "Государственный университет морского и речного флота им. Адмирала С.О. Макарова" (далее - Уполномоченный орган), Федерального агентства морского и речного транспорта (далее - Заказчик) при проведении Уполномоченным органом, Заказчиком, ООО "Р" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по реконструкции объекта "Реконструкция студенческого общежития (<...>)" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0372100022318000104) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),

установила:

В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Уполномоченного органа, Заказчика при проведении Уполномоченным органом, Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Уполномоченного органа, Заказчика:

1. Уполномоченным органом, Заказчиком в проекте государственного контракта не установлен срок действия государственного контракта, в связи с чем участникам закупки не представляется возможным определить срок действия банковской гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения государственного контракта;

2. Уполномоченным органом, Заказчиком неправомерно установлен объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории Российской Федерации, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории Российской Федерации, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление N 570) в размере 15% процентов цены государственного контракта;

3. Уполномоченным органом, Заказчиком в проекте государственного контракта документации об Аукционе неправомерно не установлен идентификационный код закупки;

4. В проекте государственного контракта документации об Аукционе ненадлежащим образом установлена ответственность заказчика, поставщика (подрядчика, исполнителя) за каждый день просрочки исполнения обязательств, предусмотренных государственным контрактом.

Представители Уполномоченного органа, Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Уполномоченный орган, Заказчик действовали в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в ЕИС - 04.10.2018;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;

3) начальная (максимальная) цена контракта - 202 490 604,30 рубля;

4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 04.10.2018;

5) на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки;

6) к участию в Аукционе допущено 2 заявки от участников закупки;

7) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 2 участника Аукциона;

8) победителем Аукциона признано ООО ГК "С" с предложением о цене контракта 187 303 808,85 рублей.

1. Согласно доводу Заявителя, Уполномоченным органом, Заказчиком в проекте государственного контракта не установлен срок действия государственного контракта, в связи с чем участникам закупки не представляется возможным определить срок действия банковской гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения государственного контракта.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Закона о контрактной системе заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

Пунктом 22.1 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено, что "Контракт вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента размещения в единой информационной системе подписанного усиленными электронными подписями Застройщика Контракта, и действует до полного исполнения Сторонами своих обязательств по Контракту".

Также в соответствии с пунктом 4.3 проекта государственного контракта документации об Аукционе "Дата окончания выполнения работ по Контракту - 20.12.2019 установлена Календарным планом выполнения работ (Приложение N 2 к Контракту)", при этом, пунктом 11.2 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено, что срок действия обеспечения исполнения государственного контракта должен превышать срок действия государственного контракта не менее чем на один месяц.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что проект государственного контракта документации об Аукционе содержит сведения о сроке выполнения работ, сроке действия государственного контракта, что, по мнению Комиссии, позволяет определить срок действия банковской гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения государственного контракта.

Вместе с тем, на заседание Комиссии Заявитель явку представителей не обеспечил, в составе жалобы не представил доказательств, подтверждающих невозможность определения срока действия банковской гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения государственного контракта, в связи с чем довод Заявителя не нашел подтверждения.

2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Уполномоченным органом, Заказчиком неправомерно установлен объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории Российской Федерации, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту в соответствии с Постановлением N 570 в размере 15% процентов цены государственного контракта.

В соответствии с частью 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.

Пунктом 2 Постановления N 570 установлено, что:

а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории Российской Федерации из числа видов работ, утвержденных Постановлением N 570, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке;

б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" пункта 2 Постановления N 570, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять:

не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.;

не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - с 1 июля 2018 г.

Извещения о проведении Аукциона размещено 04.10.2018.

Пунктом 8.1.28 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлены возможные виды работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории Российской Федерации из числа видов работ, утвержденных Постановлением N 570, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту, при этом, "Конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, указанных выше включаются в государственный контракт путем заключения дополнительного соглашения и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять не менее 25 процентов от предложения Участника закупки о цене Контракта".

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Уполномоченного органа, Заказника, установивших вышеуказанные положения об объемах работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту, не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, на заседание Комиссии Заявитель явку не обеспечил, в составе жалобы не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

3. Согласно доводу Заявителя, Уполномоченным органом, Заказчиком в проекте государственного контракта документации об Аукционе неправомерно не установлен идентификационный код закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 23 Закона о контрактной системе идентификационный код закупки указывается в плане закупок, плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных Закона о контрактной системе.

На заседании Комиссии установлено, что пункт 1 информационной карты документации об Аукционе содержит сведения об идентификационном коде закупки, а именно: 181780502901278050100100230204399000.

На основании изложенного, и учитывая положение Закона о контрактной системе о необходимости указания идентификационного кода закупки в проекте контракте, а также учитывая, что Заявитель на заседание Комиссии не явился и в составе жалобы не представил доказательств, подтверждающих неправомерность не установления идентификационного кода закупки в проекте государственного контракта документации об Аукционе, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

4. Согласно доводу жалобы Заявителя, в проекте государственного контракта документации об Аукционе ненадлежащим образом установлена ответственность заказчика, поставщика (подрядчика, исполнителя) за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренных государственным контрактом.

В соответствии с часть 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы.

Частью 7 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2015 N 1340 "О применении с 01.01.2016 ключевой ставки Банка России" установлено, что к отношениям, регулируемым актами Правительства Российской Федерации, в которых используется ставка рефинансирования Банка России, с 01.01.2016 вместо указанной ставки применяется ключевая ставка Банка России, если иное не предусмотрено федеральным законом.

При этом, согласно Указанию Банка России от 11.12.2015 N 3894-У "О ставке рефинансирования Банка России и ключевой ставке Банка России" с 1 января 2016 года значение ставки рефинансирования Банка России приравнивается к значению ключевой ставки Банка России, определенному на соответствующую дату.

Пунктом 12.3 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено, что "Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Застройщиком обязательства, предусмотренного Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства. При этом размер пени устанавливается в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы".

Пунктом 13.9 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено, что "Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Генподрядчиком обязательства, предусмотренного Контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены Контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных Контрактом и фактически исполненных Генподрядчиком".

На основании изложенного, а также учитывая Указание Банка России от 11.12.2015 N 3894-У "О ставке рефинансирования Банка России и ключевой ставке Банка России", Комиссия приходит к выводу, что действия Уполномоченного органа, Заказчика, установивших вышеуказанные условия об ответственности заказчика, поставщика (подрядчика, исполнителя) за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного государственным контрактом не противоречит требованиям Закона о контрактной системе, в связи с чем, Комиссия считает довод Заявителя не нашедшим своего подтверждения.

5. Решением Комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок от 12.12.2018 по делу N 18/44/105/1948 в действиях Уполномоченного органа, Заказчика выявлены нарушения:

- пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в неправомерном установлении условия о соответствии товаров, используемых при выполнении работ, техническим условиям, сведения о которых отсутствуют в открытом доступе, в ненадлежащем установлении описания ряда товаров в части наличия требования к описанию товаров в соответствии с проектной документацией при отсутствии конкретных характеристик товаров, в отношении которых необходимо представить сведения в составе первой части заявки на участие в Аукционе, в не установлении характеристик показателей товаров, являющихся эквивалентными показателям установленных товарных знаков, в установлении противоречивых сведений об объеме финансирования выполненных работ в 2018 году, а также в не размещении в ЕИС проектной документации в полном объеме;

- пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в установлении ненадлежащей инструкции по заполнению заявок на участие в Аукционе, а также в установлении требования к описанию участниками закупки в составе заявок на участие в Аукционе конкретных показателей результатов испытаний товаров, а также сведений химического и компонентного состава товаров.

В связи с чем, Уполномоченному органу, Заказчику выдано предписание от 12.12.2018 по делу N 18/44/105/1948 об устранении выявленных нарушений путем внесения изменений в документацию об Аукционе в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения от 12.12.2018 по делу N 18/44/105/1948.

Срок исполнения предписания по делу от 12.12.2018 по делу N 18/44/105/1948 установлен до 26.12.2018.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия

решила:

1. Признать жалобу ООО "П" необоснованной.

2. Признать в действиях Уполномоченного органа, Заказчика нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

3. В связи с тем, что по выявленным нарушениям выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 12.12.2018 по делу N 18/44/105/1948, по настоящему делу предписание не выдавать.

4. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения от 12.12.2018 по делу N 18/44/105/1948 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.