Решение ФАС РФ от 13.12.2018 N КГОЗ-599/18

"О признании жалобы обоснованной: действия заказчика нарушают ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ"
Редакция от 13.12.2018 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 13 декабря 2018 г. N КГОЗ-599/18

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБЫ О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере государственного оборонного заказа (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "СА" (далее - Заявитель) на действия Центральной базовой таможни (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ЗАО "СБ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на выполнение работ по реконструкции Центрального клинического госпиталя ФТС России (4 очередь) в <...> (номер извещения 0373100023318000074) (далее - Аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика:

1) установившего в документации об Аукционе запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, а также требования к заявке на участие в Аукционе с нарушением Закона о контрактной системе;

2) установившего в документации об Аукционе описание объекта закупки с нарушением требований Закона о контрактной системе.

Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) извещение о проведении Аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru - 09.10.2018;

2) начальная (максимальная) цена контракта - 1 350 428 355,67 руб.;

3) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 06.12.2018;

4) дата окончания рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе - 07.12.2018;

5) дата проведения Аукциона - 10.12.2018;

6) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;

7) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 2 участника Аукциона;

8) к участию в Аукционе допущено 2 участника закупки;

9) победителем Аукциона признано АО "М" с минимальным предложением о цене контракта - 1 330 171 930,33 руб.

1.1. Пунктом 10 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.

Частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.

Согласно жалобе Заявителя Заказчиком в пунктах 161 - 214 приложения 2 к разделу III документации об Аукционе (далее - Приложение N 2) указан товар иностранного производства, при этом пунктом 15 раздела I "Информационная карта" документации об Аукционе установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, выполняемых иностранными лицами.

Пунктом 15 раздела I "Информационная карта" документации об Аукционе установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, выполняемых иностранными лицами (за исключением лиц государств - членов Евразийского экономического союза) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.01.2017 г. N 9 "Об установлении запрета на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление N 9).

На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что предметом Аукциона является выполнение работ и запрет на основании Постановления N 9 установлен Заказчиком только в части запрета на допуск работ, выполняемых иностранными лицами (за исключением лиц государств - членов Евразийского экономического союза).

Комиссия, изучив извещение и документацию об Аукционе установила, что Заказчиком установлен запрет, в том числе, на допуск товаров, происходящих из иностранных государств.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что указанные действия Заказчика нарушают часть 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

1.2. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.

Подпунктом "а" пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар должна содержать наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе).

Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком в пункте 20 раздела I "Информационная карта" документации об Аукционе установлены требования к содержанию и составу заявки на участие в Аукционе с нарушением требований части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, а именно не установлено требование, предусмотренное подпунктом "а" пункта 2 части 1 статьи 66 Закона о контрактной системе.

На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что предметом Аукциона является выполнение работ в связи с чем требование о предоставлении в первой части заявки на участие в Аукционе наименования страны происхождения товара в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 1 статьи 66 Закона о контрактной системе, в данном случае не может применяться.

Учитывая изложенное, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

2.1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком для товара "Блоки дверные внутренние глухие (с заполнением панелями или другими непрозрачными материалами) ГОСТ 30970-2002" Приложения N 2 установлено наименование показателя, не позволяющее определить требование Заказчика к товару.

В соответствии с инструкцией по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе документации об Аукционе для показателей, которые могут изменяться указание в требованиях допустимых значений показателя через союз "или" означает, что участник закупки должен указать только одно из указанных допустимых значений.

На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что блоки дверные внутренние глухие (с заполнением панелями или другими непрозрачными материалами) является наименованием показателя и не подлежит изменению. При этом указанное наименование установлено в соответствии с пунктом 3.1.2 ГОСТ 30970-2002 "Блоки дверные из поливинилхлоридных профилей", согласно которому по виду заполнения дверных полотен дверные блоки могут быть глухими (с заполнением панелями или другими непрозрачными материалами).

При этом представители Заявителя на заседание Комиссии не явились и не представили документы и сведения, подтверждающие обратное.

Учитывая изложенное, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

2.2. Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком в Приложении N 2 указано недостаточное количество характеристик товара, что не позволяет определить параметры эквивалентности.

Согласно пояснениям представителей Заказчика в Приложении N 2 установлены наиболее важные для Заказчика показатели, значения которых могут изменяться, либо значения которых не могут изменяться. При этом указаны максимальные и (или) минимальные значения таких показателей.

При этом представители Заявителя на заседание Комиссии не явились и не представили документы и сведения, согласно которым указанных показателей недостаточно для определения эквивалентности товаров.

Учитывая изложенное, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

2.3. Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком в документации об Аукционе установлено требование об указании на товарный знак (при наличии) предлагаемого к поставке товара, что не позволяет должным образом заполнить заявку на участие в Аукционе, в связи с тем, что у товара может отсутствовать товарный знак.

В соответствии с пунктом 20 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в Аукционе и инструкция по ее заполнению" документации об Аукционе первая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать конкретные показатели товара, которые используются для выполнения работ (Приложение N 2), соответствующие значениям, установленным в документации об Аукционе, и указание на товарный знак (при наличии).

Согласно пояснениям представителей Заявителя указанное положение не обязывает участников закупки указывать товарный знак в случае его отсутствия, а также прикладывать к заявке на участие в Аукционе объяснение о том, что участник закупки не знает о наличии товарного знака.

Учитывая изложенное, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

2.4. Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком в пункте 6 инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе Приложения N 2 установлены требования, вводящие участников Закупки в заблуждение и не позволяющие надлежащим образом заполнить заявку на участие в Аукционе, а именно Заявителю не понятно, что необходимо предоставить участнику закупки - согласие или конкретные показатели для товаров, сопровождающихся товарным знаком.

Пунктом 6 инструкции по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе Приложения N 2 установлено, что в случае, если участник закупки согласен на использование товара, при выполнении работ, указание на товарный знак которого содержится в перечне товаров, по указанным позициям достаточно представить согласие.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия

решила:

1. Признать жалобу ООО "СА" обоснованной в части действий Заказчика, установившего в документации об Аукционе запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств с нарушением Закона о контрактной системе.

2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

3. В связи с тем, что указанное нарушение не повлияло на результаты Аукциона, предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не выдавать.

4. В связи с тем, что материалы по выявленному нарушению переданы на основании решения по делу от 11.12.2018 N КГОЗ-585/18 соответствующему должностному лицу Управления контроля государственного оборонного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.