Решение ФАС РФ от 16.03.2021 по делу N 21/44/105/247

"О признании жалобы обоснованной: действия заказчика нарушают п. 1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ"
Редакция от 16.03.2021 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 16 марта 2021 г. по делу N 21/44/105/247

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи жалобу ООО "И" (далее - Заявитель) на действия ГУП г. Москвы "М" (далее - Заказчик), "Д" (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, аукционной комиссией ГУП г. Москвы "М" (далее - Аукционная комиссия), Уполномоченным органом, АО "А" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на проведение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, предусматривающих проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности на право заключения государственного контракта на выполнение работ по замене 100 км кабеля 10 кВ/825В (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0173200001421000201) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),

установила:

В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:

1. Заказчиком, Уполномоченным органом размещена в ЕИС проектная документация не в полном объеме;

2. Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе установлены неисполнимые сроки выполнения работ.

Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Аукционная комиссия, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа 15.03.2021 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, заседание продолжилось 16.03.2021.

В результате рассмотрения обращения и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 26.02.2021;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;

3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 092 926 054,56 рубля;

4) источник финансирования - собственные средства за счет прочих источников;

5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 09.03.2021;

6) в соответствии с частью 16 статьи 66 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся, поскольку на участие в Аукционе подана 1 заявка, которая признана соответствующей требованиям документации об Аукционе и Закону о контрактной системе;

7) победителем Аукциона признано ООО "Э" (далее - Победитель).

1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом размещена в ЕИС проектная документация не в полном объеме.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе, следующим правилом: документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 Закона о контрактной системе, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.

Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемой работы установленным заказчиком требованиям.

В соответствии с извещением о проведении Аукциона объектом закупки является выполнение работ по замене 100 км кабеля 10 кВ/825 В.

На заседании Комиссии установлено, что проектная документация размещена в ЕИС не в полном объеме, в том числе отсутствует Раздел 3 "Технологические и конструктивные решения".

Кроме того, сводный сметный расчет, являющийся неотъемлемой частью проектной документации размещен в нечитаемом формате, например в графе "Наименование глав, объектов, работ и затрат" отсутствует информация, в связи с чем потенциальным участникам закупки не представляется возможным определить объем выполняемых работ в рамках исполнения контракта.

Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, разместивших в ЕИС проектную документацию не в полном объеме, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение, которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях.

2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе установлены неисполнимые сроки выполнения работ в части разработки проекта производства работ, разработки и согласования совместного приказа, а также получения пропусков для сотрудников подрядчика к месту выполнения работ.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.

Пунктом 2.3 технического задания документации об Аукционе установлено следующее: "Подрядчик обязан разработать и передать Заказчику в течение 10 (десяти) рабочих дней с даты заключения Контракта проект производства работ и график производства работ в соответствии с требованиями акта, указанного в пункте 7.25 настоящего Технического задания и с учетом требований, установленных в Приложении 7 "Инструкция о порядке производства работ сторонними организациями в эксплуатируемых сооружениях ГУП "М" к настоящему Техническому заданию. Заказчик согласовывает проект производства работ и график производства работ в течение 3 (трех) рабочих дней после предоставления Подрядчиком".

При этом пунктом 2.4 технического задания документации об Аукционе установлено, что "в течение 10 (десяти) рабочих дней с даты заключения Контракта Подрядчик совместно с Заказчиком оформляет, согласовывает и визирует совместный приказ для производства работ. Проект совместного приказа предоставляется Подрядчиком. Согласование совместного приказа осуществляется Подрядчиком и Заказчиком в соответствии с требованиями, установленными Приложением 5 "Инструкция о порядке подготовки совместных приказов для производства работ сторонними организациями в эксплуатируемых сооружениях, на объектах, в технических зонах ГУП "М", а также в зонах нового строительства" к настоящему Техническому заданию".

Пунктом 2.10 технического задания документации об Аукционе установлено следующее: "в случае наличия по месту выполнения работ пропускного и внутриобъектового режимов Подрядчик обязан в течение 1 (одного) рабочего дня с даты заключения Контракта предоставить Заказчику список работников для прохода на место выполнения работ. Проход на территорию Заказчика осуществляется работниками Подрядчика в соответствии с требованиями, установленными Приложением 6 "Инструкция о пропускном и внутриобъектовом режимах на объекте ГУП "М" к настоящему Техническому заданию".

Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что вышеуказанные сроки выполнения работ обусловлены потребностью Заказчика и не препятствуют подрядчику выполнить работы по разработке проекта производства работ, разработке и согласованию совместного приказа надлежащим образом.

Вместе с тем, представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что до оформления постоянных пропусков, Заказчиком оформляются разовые пропуска для прохода на место выполнения работ в соответствии с пунктом 2.6 инструкции о пропускном и внутриобъектовом режимах на объекте ГУП "М".

Кроме того, представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что в рамках каждого этапа установлены сроки выполнения по каждому из видов работ. Так, например, срок выполнения этапа I (Кольцевая линия) составляет 65 календарных дней.

Вместе с тем, представители Заявителя на заседании Комиссии не представили документов и сведений, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.

3. В соответствии с частью 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 69 Закона о контрактной системе. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.

В соответствии с частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:

1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;

2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе;

3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.

Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Указанные дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства N 99).

Согласно пункту 2.5 приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99 к участникам закупки на выполнение работ по капитальному ремонту линейного объекта устанавливается требование о наличии за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Законом о контрактной системе или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), на выполнение работ по капитальному ремонту линейного объекта.

При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

К документам, подтверждающим соответствие участников закупки дополнительным требованиям, относятся:

- копия исполненного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта либо копия контракта (договора), сведения о котором содержатся в реестре контрактов, заключенных заказчиками в соответствии с Законом о контрактной системе или в реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки в соответствии с Законом о закупках на выполнение работ по капитальному ремонту линейного объекта капитального строительства;

- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство).

Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;

- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке".

Пунктом 16.12.1 информационной карты документации об Аукционе установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с пунктом 2.5 приложения N 1 Постановления Правительства N 99, предъявляемые к участникам Аукциона.

Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 12.03.2021 N 0173200001421000201-1 участник закупки с идентификационным номером заявки "1549924" (Победитель) признан соответствующей требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе.

На заседании Комиссии установлено, что Победителем в качестве подтверждения наличия опыта выполнения работ представлена копия ранее исполненного контракта (договора) N 0209-1-13-03-СМ/18, заключенного между ПАО "Ф" и Победителем на выполнение незавершенного объема работ по корректировке РД, выполнение СМР, ПНР и поставку МТРиО по титулу "ПС 500 кВ Каскадная с заходами ВЛ 500 и 220 кВ" на сумму 456 648 880 рублей.

При этом ПАО "Ф" выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 03.11.2020 N 77-139000-009729-2020, согласно которому разрешен ввод и эксплуатация следующих объектов: здание КРУЭ 110 кВ, здание автотрансформаторов 250 МВА 220/110/10 кВ АТ 3, АТ 4, защитное сооружение ГО, которые, согласно вышеуказанному разрешению на ввод, являются объектами капитального строительства, входящего в состав линейного объекта.

Вместе с тем, предоставление участником закупки опыта выполнения работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства входящего в состав линейного объекта не является надлежащим подтверждением наличия опыта выполнения работ по строительству (реконструкции, капитальному ремонту) линейного объекта.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Победителем не представлены документы, подтверждающие соответствие участника Аукциона дополнительным требованиям в соответствии с пунктом 2.5 приложения N 1 Постановления Правительства N 99.

На основании изложенного, действия Аукционной комиссии, принявшей решение о признании заявки Победителя соответствующей требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе, нарушают часть 6 статьи 69 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

4. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации (далее - СРО) в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.

Частью 12 статьи 55.16 ГрК РФ установлены минимальные размеры взносов в компенсационный фонд возмещения вреда на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации.

Пунктом 16.1 информационной карты документации об Аукционе установлено следующее требование к участникам закупки: "Участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства (кроме объектов использования атомной энергии) при соблюдении в совокупности условий, предусмотренных частью 3 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации. СРО, членом которой является участник закупки, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств. Совокупный размер обязательств участника закупки по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов (включая ценовое предложение участника по настоящей закупке) не должен превышать уровень ответственности участника закупки, но компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств). Данное требование не применяется к участникам закупки, указанным в части 2.1 и части 2.2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации".

Вместе с тем в соответствии с положениями ГрК РФ минимальный размер взноса в компенсационный фонд возмещения вреда должен быть сформирован в соответствии с требованиями части 12 статьи 55.16 ГрК РФ.

При этом на заседании Комиссии установлено, что Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе не установлены требования к компенсационному фонду возмещения вреда в соответствии с требованиями части 12 статьи 55.16 ГрК РФ.

Учитывая изложенное, вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия

решила:

1. Признать жалобу ООО "И" обоснованной в части отсутствия в ЕИС проектной документации в полном объеме.

2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

3. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе.

4. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.

5. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы от 16.03.2021 по делу N 21/44/105/247 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.