Решение ФАС РФ от 05.12.2018 N 18/44/105/1897

"О признании жалобы частично обоснованной: действия заказчика нарушают п. 2 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ"
Редакция от 05.12.2018 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 5 декабря 2018 г. N 18/44/105/1897

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "С" (далее - Заявитель) на действия Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ГУП "А" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку офисной мебели для нужд Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0173100006418000193) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),

установила:

В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:

1. В документации об Аукционе неправомерно установлено требование к описанию участниками закупки в составе заявок на участие в Аукционе конкретных показателей результатов испытаний товаров, а также сведений химического и компонентного состава товаров;

2. В документации об Аукционе установлена ненадлежащая инструкция по заполнению заявок на участие в Аукционе, поскольку положение инструкции по заполнению заявок на участие в Аукционе об указании конкретного значения характеристик товаров, сопровождающихся символом ";" противоречит описанию ряда товаров, а также инструкция по заполнению заявок на участие в Аукционе не содержит порядка предоставления сведений о характеристиках товаров, сопровождающихся словосочетанием "не хуже";

3. В документации об Аукционе содержится ненадлежащее описание ряда товаров в части указания характеристики "цвет - Rovere", а также в части противоречия наименования товара "Брифинг" описанию товара.

Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 15.10.2018;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;

3) начальная (максимальная) цена контракта - 12 500 000 рублей;

4) на участие в Аукционе подано 11 заявок от участников закупки;

5) к участию в Аукционе допущено 3 заявки от участников закупки;

6) дата проведения Аукциона - 07.12.2018.

1. Согласно доводу жалобы Заявителя, в документации об Аукционе неправомерно установлено требование к описанию участниками закупки в составе заявок на участие в Аукционе конкретных показателей результатов испытаний товаров, а также сведений химического и компонентного состава товаров.

Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.

Пунктом 8.1 документации об Аукционе установлено, что первая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать "конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в Спецификации к Техническому заданию, являющимся приложением к Части III "Описание объекта закупки", и указание на товарный знак (при наличии)".

В соответствии со спецификацией к техническому заданию документации об Аукционе (далее - техническое задание документации об Аукционе) в описании товаров N 14 "Кресло для руководителей тип 2", N 15 "Кресло для посетителей" содержится характеристика "устойчивость к свету должна соответствовать ГОСТ Р ИСО 105-B02-2015 и быть не менее четырех баллов".

Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что вышеуказанная характеристика товаров установлена в соответствии с потребностью Заказчика, а также представили документы, согласно которым сведения о вышеуказанной характеристике товаров доступны для ознакомления в открытых источниках на различных сайтах производителей в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Вместе с тем, Заявитель на заседании Комиссии не явился, а также не представил доказательств, однозначно подтверждающих, что вышеуказанная характеристика товаров определяется путем проведения испытаний товаров, в следствие чего не представляется возможным надлежащим образом заполнить заявку на участие в Аукционе.

Вместе с тем, согласно техническому заданию документации об Аукционе, в том числе, к товарам N 1 "Стол для руководителя", N 3 "Шкаф гардероб", N 10 "Тумба сервисная", N 12 "Шкаф комбинированный со стеклом" установлено требование "класс эмиссии формальдегида должен быть Е1".

На заседании Комиссии установлено, что в соответствии с ГОСТ 32289-2013 "Межгосударственный стандарт. Плиты древесно-стружечные, облицованные пленками на основе термореактивных полимеров. Технические условия" для класса эмиссии плит по выделению формальдегида Е1 выделение формальдегида из плит камерным методом определяют по ГОСТ 30255; выделение формальдегида из плит газоаналитическим методом определяют по ГОСТ 32155.

При этом, в соответствии с ГОСТ 30255-2014 "Мебель, древесные и полимерные материалы. Метод определения выделения формальдегида и других вредных летучих химических веществ в климатических камерах" протокол испытаний должен содержать, в том числе, сведения о параметрах проведения испытаний (температура, влажность воздуха, насыщенность и скорость воздухообмена), продолжительности от начала испытаний и условиях отбора проб воздуха, о номере протокола испытания и коде образцов (номер партии и пр.).

Также согласно ГОСТ 32155-2013 "Межгосударственный стандарт. Плиты древесные и фанера. Определение выделения формальдегида методом газового анализа" метод газового анализа заключается в определении выделения формальдегида с единицы поверхности испытуемого образца в единицу времени при температуре (60 +/- 0,5) °C в воздушной среде при ее относительной влажности не более 3%. Испытание проводят в приборе газового анализа с использованием поглотительных приборов, содержащих ацетилацетоновый реактив в качестве поглотительного раствора.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком неправомерно установлены требования к описанию участниками закупки в составе первых частей заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при оказании услуг, не предусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретных показателей химического состава, показатели результатов испытаний, показателей технологических процессов изготовления товаров.

Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предполагаемый для использования при оказании услуг, для представления подробных сведений о показателях химического состава, показателях результатов испытаний и показателях технологических процессов изготовления товаров.

Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение не повлияло не результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку по указанному основанию заявки участников Аукциона не отклонялись.

2. Согласно доводу жалобы Заявителя, в документации об Аукционе установлена ненадлежащая инструкция по заполнению заявок на участие в Аукционе, поскольку положение инструкции по заполнению заявок на участие в Аукционе об указании конкретного значения характеристик товаров, сопровождающихся символом ";" противоречит описанию ряда товаров, а также инструкция по заполнению заявок на участие в Аукционе не содержит порядка предоставления сведений о показателях товарах, сопровождающихся словосочетанием "не хуже".

Согласно техническому заданию документации об Аукционе установлены следующие требования к товарам:

- N 14 "Кресло для руководителей тип 2": "Кресло должно быть выполнено из экокожи, имеющий состав не хуже чем: основа: <=70% полиэфир, <=30% хлопок";

- N 15 "Кресло для посетителей": "Материал обивки - экокожа, имеющий состав не хуже чем: основа: <=70% полиэфир, <=30% хлопок".

На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что при описании участниками закупки сведений о товарах, сопровождающихся словосочетанием "не хуже" необходимо представить конкретный показатель менее указанного значения или равный ему.

Вместе с тем, на заседании Комиссии Заявитель явку не обеспечил, в составе жалобы не представил доказательств, подтверждающих невозможность заполнить надлежащим образом указать в заявке на участие в Аукционе сведения о показателях товаров, сопровождающихся словосочетанием "не хуже", в связи с чем довод Заявителя не нашел подтверждения.

Вместе с тем, согласно техническому заданию документации об Аукционе установлены следующие требования к товарам:

- N 14 "Кресло для руководителей тип 2:": "Кресло должно быть выполнено из экокожи, имеющий состав не хуже чем: основа: <=70% полиэфир, <=30% хлопок; верхний слой: {100%} полиуретан, плотность: 440...460 г/м2";

- N 7 "Кресло для руководителей тип 1": "Сиденье и спинка должны быть эргономичной формы, изготовлены на основе цельного фанерного каркаса и снабжены мягкими подушками, выполненными из пенополиуретана жесткого; сиденье должно иметь закругленный передний край, база кресла должна иметь хромированное покрытие однородной покраски по всей поверхности, не должна иметь подтеков и дефектов, механизм качания должен предусматривать свободное качание".

В соответствии с инструкцией по заполнению заявок на участие в Аукционе "указанные с использованием знака: - ";" (точка с запятой), разделяющего свойства товара (материала) означают, что необходимо выбрать одно из указанных свойств товара (материала)".

На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что в описании вышеуказанных товаров допущена техническая ошибка, при этом, при описании товаров необходимо указывать характеристики товаров, содержащиеся до и после символа ";".

Таким образом, действия Заказчика, установившего ненадлежащую инструкцию по заполнению заявок на участие в Аукционе нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение не повлияло не результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку по заявки участников Аукциона отклонялись, в том числе, по иным основаниям.

3. Согласно доводу жалобы Заявителя, в документации об Аукционе содержится ненадлежащее описание ряда товаров в части указания характеристики "цвет - Rovere", а также в части противоречия наименования товара "Брифинг" описанию товара.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

В соответствии со спецификацией технического задания документации об Аукционе установлены следующие требования к товарам:

- N 11 "Брифинг": "Брифинг должен состоять из столешницы и двух опор. Стол устанавливается на регулируемые по высоте опоры, возможность регулировки не более 20 мм. Столешница соединена с каркасом с помощью металлического крепления";

- N 1 "Стол для руководителя", N 3 "Шкаф гардероб", N 4 "Шкаф комбинированный", N 6 "Стол конференц": "Цвет - Rovere".

На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, характеристики товара "Брифинг", являющегося конструктивным элементом стола, а также характеристика "Цвет - Rovere" установлены в соответствии с потребностями Заказчика и не противоречат требованиям Закона о контрактной системе. При этом, представители Заказчика представили документы, согласно которым сведения о характеристике "Цвет - Rovere" товаров доступны для ознакомления в открытых источниках на различных сайтах производителей в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Вместе с тем, Заявитель на заседании Комиссии не явился, а также не представил доказательств, однозначно свидетельствующих об обоснованности довода.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия

решила:

1. Признать жалобу ООО "С" обоснованной в части неправомерного установления требования к описанию участниками закупки в составе заявок на участие в Аукционе конкретных показателей результатов испытаний товаров, сведений химического и компонентного состава товаров, а также в части установления ненадлежащей инструкции по заполнению заявок на участие в Аукционе.

2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

3. В связи с тем, что выявленное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание не выдавать.

4. Передать материалы от 05.12.2018 по делу N 18/44/105/1897 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.