Решение ФАС РФ от 06.12.2018 по делу N 18/44/105/1905

"О признании жалобы необоснованной: довод заявителя не нашел своего подтверждения"
Редакция от 06.12.2018 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 6 декабря 2018 г. по делу N 18/44/105/1905

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу АО "ГБ" (далее - Заявитель) на действия аукционной комиссии "ГА" (далее - Аукционная комиссия), МКУ "УА" (далее - Заказчик), "ГА" (далее - Уполномоченный орган) при проведении АО "П" (далее - Оператор электронной площадки), Заказчиком, Уполномоченным органом, Аукционной комиссией электронного аукциона на право заключение государственного контракта на выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объекта: "Строительство и реконструкция канализационного коллектора, г. Симферополь, Республика Крым" (номер извещения - 0175200000418000619) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент)

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии, Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком, Уполномоченным органом, Аукционной комиссией Аукциона.

По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены следующими действиями Аукционной комиссии, Заказчика, Уполномоченного органа:

1. Аукционной комиссией принято неправомерное решение о соответствии участника закупки ООО "Т" (далее - Победитель) требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе;

2. Заказчиком, Уполномоченным органом установлен ряд положений документации об Аукционе, которые не соответствуют Закону о контрактной системе.

Представитель Заказчика в письменных пояснениях не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган, Аукционная комиссия действовали в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.

В целях всестороннего рассмотрения доводов, изложенных в жалобе Заявителя, 04.12.2018 Комиссией объявлен перерыв в рассмотрении жалобы, заседание продолжилось 06.12.2018.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 31.10.2018;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;

3) начальная (максимальная) цена контракта - 11 123 428 842,04 рубля;

4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 16.11.2018;

5) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки, обе из которых допущены до участия в Аукционе;

6) дата проведения Аукциона - 19.11.2018;

7) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 2 участника закупки, оба из которых признаны соответствующими требованиям документации об Аукционе и Закону о контрактной системе;

8) победителем Аукциона признано ООО "Т" с предложением о цене контракта 9 399 297 371,53 рубль.

1. Согласно доводу Заявителя, Аукционной комиссией принято неправомерное решение о соответствии Победителя требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

В соответствии с частью 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 69 Закона о контрактной системе. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.

В соответствии с частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе; несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 7 статьи 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, не допускается.

Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства N 99).

Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложениями N 1 и N 2 к Постановлению N 99.

Согласно пункту 2 приложения N 1 к Постановлению N 99 к участникам закупки на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливается дополнительное требование о наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих <...> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

Согласно примечанию к перечню дополнительных требований, установленных Постановлением N 99, требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных: работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;

работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).

Также пунктом 2 приложения N 1 к Постановлению N 99 установлен исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям:

- копия исполненного контракта (договора);

- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;

- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

В документации об Аукционе к участникам закупки установлены дополнительные требования в соответствии с Постановлением N 99.

В соответствии с протоколом подведения итогов Аукциона от 22.11.2018 N 0175200000418000619-3, заявки Заявителя и Победителя признаны соответствующими требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе.

На заседании Комиссии установлено, что в заявке Победителя представлен государственный контракт от 16.02.2015 N 1/16-15, заключенный между СПБГКУ "УБ" и ООО "В", на выполнение работ по реконструкции канализационного коллектора и водоводов ПВНС, строительство ПВНС и водоводов на г. Красное село на сумму 3 419 440 304, 59 рублей, а также приложены копии актов выполненных работ в соответствии с требованиями Постановления Правительства N 99.

Кроме того, в составе заявки Победителя решение единственного участника ООО "В" от 01.09.2015 N 1/2015 о переименовании ООО "В" в ООО "Т".

В соответствии с Постановлением Правительства N 99, для подтверждения опыта участнику закупки в составе заявки необходимо представить копию разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации), при этом Победителем в составе заявки на участие в Аукционе представлены пояснения, согласно которым в отношении объекта, представленного в контракте Победителя, разрешение на ввод объекта в эксплуатация не выдается в соответствии с положениями градостроительного законодательства Российской Федерации.

На основании изложенного и учитывая, что Заявителем на заседании Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода, Комиссия считает довод Заявителя не нашедшим своего подтверждения.

При этом на заседании Комиссии установлено, что в составе заявки Заявителя на участие в Аукционе в качестве подтверждения опыта представлен договор субгенподряда от 19.10.2015 N ГИГ/010/15-суб на выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Котельная мощностью 180,2 Гкал/ч (209,6 МВт) с сетями инженерно-технического обеспечения и вспомогательными сооружениями", при этом заказчиком по объекту является АО "ГВ"", генеральным подрядчиком по договору выступает ООО "Е", а Заявитель (АО "ГБ") является субгенподрядчиком.

Вместе с тем, указанные в пункте 2 Приложения N 1 Постановления Правительства N 99 документы должны быть выданы в отношении участника закупки, в связи с чем предоставление участником закупки документов об опыте иных лиц не соответствует требованиям Постановления Правительства N 99.

Таким образом, учитывая, что Заявителем в составе заявки на участие в Аукционе не приложены документы, подтверждающие соответствие Заявителя дополнительным требованиям, установленным Постановлением Правительства N 99, а также подтверждающие опыт Заявителя по выполнению работ в качестве генерального подрядчика, Комиссия приходит к выводу, что действия Аукционной Комиссии признавшей заявку Заявителя соответствующей требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе не соответствуют части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом установлен ряд положений документации об Аукционе, которые не соответствуют Закону о контрактной системе.

Частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе установлено, в том числе, что жалоба на положения документации и (или) извещения о проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таких процедурах.

Согласно извещению о проведении Аукциона, документации об Аукционе, дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 16.11.18, при этом жалоба Заявителя направлена в ФАС России 29.11.2018, то есть по истечении срока обжалования положений документации о закупке, предусмотренного Законом о контрактной системе, в связи с чем, довод Заявителя на положения документации об Аукционе не подлежит рассмотрению Комиссией в силу части 4 статьи 105 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, в рамках проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.

3. Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

Частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что контракт должен содержать, в том числе, сведения о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.

Вместе с тем, пунктом 2.1.7 проекта контракта документации об Аукционе установлено, что Заказчик вправе выплатить подрядчику дополнительный аванс на приобретение материалов и дорогостоящего оборудования длительного срока изготовления (более 2 месяцев) (общий размер авансов не должен превышать размер обеспечения исполнения контракта), при этом не установлены порядок и сроки выплаты подрядчику соответствующего аванса, что не соответствует части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия

решила:

1. Признать жалобу АО "ГБ" необоснованной.

2. В соответствии с частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, довод Заявителя на положения документации об Аукционе не рассматривать.

3. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе.

4. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.

5. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.

6. Передать материалы дела от 06.12.2018 N 18/44/105/1905 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.