Решение ФАС РФ от 05.12.2018 по делу N П-130/18

"О признании жалобы обоснованной: действия заказчика, уполномоченного органа нарушают п. 9 ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ"
Редакция от 05.12.2018 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 5 декабря 2018 г. по делу N П-130/18

О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕПЛАНОВОЙ ПРОВЕРКИ СОБЛЮДЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 15.08.2018 N 1146/18 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев обращение содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Заказчик), ФГБУ "М" (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом открытого конкурса на право заключения государственного контракта на разработку рабочего проекта по объекту Реконструкция магистрального канала, коллекторов им. Октябрьской революции и сооружений Коровской оросительной системы, Республика Дагестан. (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) 0303100001018000061) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки действий Заказчика в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 15.08.2018 N 1146/18,

установила:

В ФАС России поступило обращение, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом Конкурса.

В результате рассмотрения обращения и осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 10.09.2018;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;

3) начальная (максимальная) цена контракта - 43 500 000 рублей;

4) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 26.09.2018;

5) на участие в Конкурсе подана 2 заявки от участников закупки, признанные соответствующими требованиям Конкурсной документации;

6) победителем Конкурса признано ООО "Т" с предложением о цене контракта 42 800 000 рублей;

7) 10.10.2018 с победителем Конкурса заключен государственный контракт (реестровая запись N 1770807545418000268).

1. В соответствии с пунктом 4 частью 1 статьи 50 Закона о контрактной системе документация должна содержать требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении Конкурса указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.

Согласно части 5 статьи 51 Закона о контрактной системе требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается., не допускается.

Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей.

Вместе с тем, в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 372-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 01.07.2017 не допускается осуществление предпринимательской деятельности по выполнению инженерных изысканий, по осуществлению архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на основании выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

В соответствии с частью 4 статьи 55.17 ГрК РФ предоставление сведений, содержащихся в реестре членов саморегулируемых организаций, осуществляется по запросам заинтересованных лиц в виде выписок из реестра в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.

Согласно информационной карте (пункт 10) документации об Аукционе установлены требования к участнику закупки, в числе которых следующие требования:

"- наличие у участника закупки права выполнять инженерные изыскания по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, заключаемого с использованием конкурентных способов заключения договоров в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии);

- наличие у участника закупки права осуществлять подготовку проектной документации по договору подряда на подготовку проектной документации, заключаемого с использованием конкурентных способов заключения договоров в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии)".

В соответствии с частью 5.2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации договором подряда на подготовку проектной документации может быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий. В этом случае указанное физическое или юридическое лицо осуществляет также организацию и координацию работ по инженерным изысканиям и несет ответственность за достоверность, качество и полноту выполненных инженерных изысканий.

С учетом изложенного, по мнению ФАС России, предметом закупки могут являться работы по разработке проектной документации и выполнению инженерных изысканий, по результатам которых будет разработана проектная документация. При этом, установление в документации о закупке требований к участникам закупки о наличии членства в СРО в области архитектурно-строительного проектирования и членства в СРО в области инженерных изысканий может привести к ограничению количества участников закупки.

Таким образом, в случае, если объектом закупки являются работы по разработке проектной документации и в том числе выполнению инженерных изысканий, необходимо устанавливать требования к участнику закупки о наличии СРО в области архитектурно-строительного проектирования.

Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших в документации об Аукционе вышеуказанное условие о необходимости членства в саморегулируемой организации, не соответствуют части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, нарушают часть 5 статьи 51 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.

Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что указанное нарушение не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку на указанном основании заявки не отклонялись.

2. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.

В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.

Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности, содержащихся в них условий исполнения контракта.

В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).

При этом, согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.

Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

В соответствии с частью 2 статьи 53 Закона о контрактной системе Конкурсная комиссия проверяет заявку на участие в конкурсе в том числе, на соответствие требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки и конкурсной документации.

Пунктом 50 информационной карты Конкурсной документации установлен следующий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе:

1) Цена контракта - значимость критерия 60%, коэффициент значимости 0,6, максимальное количество баллов 100;

2) Качественные, функциональные и экологические характеристики выполняемых работ (далее - Критерий N 1) - значимость критерия 40%, коэффициент значимости 0,4, максимальное количество баллов 100;

В соответствии с Конкурсной документацией Критерий N 1 содержит показатель "Качество выполняемых работ в части соответствия предлагаемого содержания выполнения работ, требованиям, установленным Заказчиком" (далее - Показатель N 1), значимость - 100%, содержащего следующий порядок оценки заявок, например:

"Конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в открытом конкурсе по показателю "Качество работы", используя информацию, представленную участником открытого конкурса в Форме 5 "Предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки", указанной в Части IV настоящей конкурсной документации.

Участник открытого конкурса представляет предложения об условиях выполнения работы, включающие порядок выполнения работы и инструментарий, которые позволят достичь целей и задач работы, установленных техническим заданием (часть V настоящей конкурсной документации).

Под инструментарием исполнителя для целей данной работы понимаются планируемые к применению: методы, процессы, способы решения технических, организационных или иных задач, а также технические решения и технологии.

По каждой заявке конкурсная комиссия оценивает предлагаемые и обоснованные порядок и инструментарий выполнения работы с учетом целей и задач, предусмотренных Техническим заданием, часть V настоящей конкурсной документации), с точки зрения достижения положительного результата, эффективности и обоснованности предлагаемого порядка и инструментария выполнения работы.

Предложения участника представлены и подробно описаны, по проработанности и детализации превосходят объем технического задания и соответствуют целям работы и специфике объекта 100 баллов.

Предложения участника представлены и описаны, по проработанности и детализации соответствуют объему технического задания и соответствуют целям работы и специфике объекта 40 баллов.

Предложения участника предоставлены, но не содержат надлежащего описания 10 баллов.

Предложения участника отсутствуют или копируют техническое задание или предоставлены частично (без раскрытия предлагаемых методов выполнения работ, их обоснованности и достаточности) 0 баллов.

Предложение участника о качественных характеристиках объекта закупки разрабатывается участником на основе Технического задания, являющегося неотъемлемой частью конкурсной документации, при этом не допускается его копирование и представление в качестве предложения участника.

Непредставление предложения участника о качественных характеристиках объекта закупки с описанием: основных этапов и порядка разработки рабочего проекта, включая производство геодезических съемок и измерений, технологического и ресурсного обеспечения, применяемых при разработке методов, приборов, оборудования, систем автоматизации работ, современных технологий, основных принципов управления качеством для качественного выполнения работ, установленных в Техническом задании, а также при наличии в представленных предложениях существенных противоречий, несоответствий требованиям Задания (предложения не отвечают потребностям Заказчика), наличия недостоверной информации или ссылок на недействующие нормативно-правовые документы приравнивается к отсутствию описания предложения о качественных характеристиках объекта закупки.

Предложение о качестве признается частично описанным в случае, если предложение о качественных характеристиках объекта закупки содержит описание, которое не отражает общий технологический процесс, необходимый для выполнения работ предусмотренных Техническим заданием, или не полностью удовлетворяет потребностям заказчика, или не полностью учитывает специфику объекта, или содержат логические противоречия.

Предложение о качестве признается описанным (по проработанности и детализации соответствующим объему технического задания) в случае, если предложение о качественных характеристиках объекта закупки учитывает специфику объекта, содержит подробное описание основных этапов и порядка разработки рабочего проекта, геодезических съемок и измерений, технологического и ресурсного обеспечения, применяемых при разработке методов, приборов, оборудования, систем автоматизации работ, современных технологий, основных принципов управления качеством для качественного выполнения работ, в соответствии с требованиями Технического задания.

Предложение о качестве признается подробно описанным в случае, если предложение о качественных характеристиках объекта закупки превосходит по проработанности и детализации объем технического задания, полностью учитывает специфику объекта, содержит подробное описание по каждому пункту технического задания, этапам и порядку разработки рабочего проекта, геодезических съемок и измерений, технологического и ресурсного обеспечения, применяемых при разработке методов, приборов, оборудования, систем автоматизации работ, современных технологий, основных принципов управления качеством для качественного выполнения работ в соответствии с требованиями Технического задания. Представлен детальный и обоснованный план-график работ с ожидаемыми результатами работы".

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что порядок оценки заявок установлен в Конкурсной документации ненадлежащим образом, в частности, вышеуказанный порядок оценки не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта, поскольку в Конкурсной документации не установлен предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень информации, подлежащей оценке конкурсной комиссией и соответственно представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по вышеуказанному показателю, в частности, не представляется возможным объективно определить какие сведения оцениваются единой комиссией Заявителя в 100 баллов - "Предложение о качестве признается подробно описанным".

Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших ненадлежащий порядок оценки, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 15.08.2018 N 1146/18, Комиссия

решила:

1. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения части 5 статьи 51, пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.

2. В связи с тем, что результатам проведения Конкурса заключен государственный контракт, предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.

3. Передать материалы от 05.12.2018 по делу N П-130/18 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.