Решение ФАС РФ от 01.03.2021 по делу N 21/44/105/189

"О признании жалобы необоснованной: довод заявителя не нашел своего подтверждения"
Редакция от 01.03.2021 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 1 марта 2021 г. по делу N 21/44/105/189

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу АО Межгосударственный концерн "ЭА" (далее - Заявитель) на действия "Ф" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, конкурсной комиссией "Ф" (далее - Конкурсная комиссия), АО "ЭБ" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг по комплексному обслуживанию информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Федерального фонда обязательного медицинского страхования (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0273100001121000002) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Конкурса.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, неправомерно установившего в Конкурсной документации требование о предоставлении участником закупки в составе заявки на участие в Конкурсе лицензии Федеральной службы безопасности Российской Федерации с правом осуществления видов деятельности, указанных в пункте 23 информационной карты Конкурсной документации (далее - Лицензии ФСБ).

Представитель Заказчика на заседании Комиссии не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик, Конкурсная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением о проведении Конкурса, протоколами, составленными при осуществлении закупки:

1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 07.02.2021;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;

3) начальная (максимальная) цена контракта - 90 943 300 рублей;

4) источник финансирования - федеральный бюджет, КБК - 394011301К1090059242;

5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 02.03.2021;

1. Согласно жалобе Заявителя Заказчиком в Конкурсной документации неправомерно установлено требование о предоставлении участником закупки в составе заявки на участие в Конкурсе лицензии ФСБ.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает исчерпывающий перечень единых требований к участникам закупки.

Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 6 статьи 54.4 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать исчерпывающий перечень документов, требуемых заказчиком в конкурсной документации.

В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства от 03.02.2012 N 79 "О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации" при осуществлении лицензируемого вида деятельности лицензированию подлежат в том числе услуги по установке, монтажу, наладке, испытаниям, ремонту средств защиты информации (технических средств защиты информации, защищенных технических средств обработки информации, технических средств контроля эффективности мер защиты информации, программных (программно-технических) средств защиты информации, защищенных программных (программно-технических) средств обработки информации, программных (программно-технических) средств контроля эффективности защиты информации).

Согласно пункту 23 информационной карты Конкурсной документации установлены требования к участникам закупки, а также к составу заявки на участие в Конкурсе о наличии Лицензией ФСБ.

На заседании Комиссии установлено, что объектом закупки является оказание услуг по комплексному обслуживанию информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Заказчика.

Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что вышеуказанные требования не противоречат законодательству Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и обусловлены необходимостью выполнения работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, а также осуществлением мероприятий и оказанием услуг в области защиты государственной тайны. При этом в информационно-телекоммуникационную инфраструктуру Заказчика входят системы, являющиеся объектами критической информационно инфраструктуры, в которых обрабатывается информация ограниченного доступа, персональные данные застрахованных лиц.

Кроме того, в рамках исполнения государственного контракта выполняются работы в системах, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, а также в инфраструктуре Заказчика, которая является единой программно-аппаратной платформой, защищенной с использованием шифровальных (криптографических) средств.

Вместе с тем, представитель Заявителя на заседании Комиссии не явился, а также представил документов и сведений, свидетельствующих об обоснованности довода.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

При проведении внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.

2. В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.

В соответствии с частью 6 статьи 54.7 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации).

Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).

При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.

Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

Согласно Конкурсной документации, установлен следующий порядок оценки заявок:

1) Цена Контракта - значимость критерия 30%, коэффициент значимости 0,3;

2) Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" - значимость критерия 50%, коэффициент значимости 0,5;

3) Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (далее - Критерий N 1) - значимость критерия 20%, коэффициент значимости 0,2.

Согласно приложению N 1 Конкурсной документации Критерий N 1 содержит показатель "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" (далее - Показатель N 1) в рамках которого оценке подлежит общее количество контрактов (гражданско-правовых договоров), по которым участник закупки успешно выполнил работы/оказал услуги по обеспечению функционирования и (или) обслуживанию и (или) сопровождению и (или) технической поддержке инфраструктуры государственных информационных систем, информационных систем и ресурсов федеральных (региональных) органов исполнительной власти в период с 2016 по 2020 годы.

Кроме того, согласно порядку оценки заявок на участие в Конкурсе по Показателю N 1 Критерия N 1 под успешным выполнением работ/оказанием услуг по обеспечению функционирования и (или) обслуживанию и (или) сопровождению и (или) технической поддержке инфраструктуры государственных информационных систем, информационных систем и ресурсов федеральных (региональных) органов исполнительной власти понимается исполнение контракта (гражданско-правового договора), по которому не взыскивались неустойки (штрафы, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением предусмотренных контрактом (договором) обязательств по вине исполнителя.

Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанный порядок оценки ограничивает возможность участников закупки получить максимальное количество баллов, поскольку применение штрафа за нарушение условий контракта (договора), представленного участником к оценке, не является надлежащим подтверждением отсутствия у участника закупки опыта, соответствующего объекту закупки, ограничивает возможность таким участникам закупки получить максимальное количество баллов по Показателю N 1 Критерия N 1 и не позволяет выявить лучшие условия исполнения государственного контракта.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации ненадлежащий порядок, оценки по Показателю N 1 Критерия N 1 нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия

решила:

1. Признать жалобу АО Межгосударственный концерн "ЭА" необоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.

3. Выдать Заказчику, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.

4. Передать материалы дела от 01.03.2021 N 21/44/105/189 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.