ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
РЕШЕНИЕ
от 1 марта 2021 г. по делу N П-29/21
О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК
В соответствии со статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а также приказом ФАС России от 19.11.2020 N 1131/20 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), в результате осуществления внеплановой проверки на основании получения информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок при проведении ФГБУ "Р" Минэнерго России (далее - Заказчик), аукционной комиссией ФГБУ "Р" Минэнерго России (далее - Аукционная комиссия) электронного аукциона на право заключения государственного контракта дооснащение серверного оборудования, системы хранения данных ПАК ГИС ТЭК и поставка коммутационного оборудования и серверов резервного копирования ГИС ТЭК (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0373100005115000044) (далее - Аукцион)
установила:
В связи с поступлением в ФАС России информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Комиссией принято решение о проведении внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
В ходе проведения внеплановой проверки в отношении действий Заказчика, Аукционной комиссии 17.02.2020 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения информации о признаках нарушения Закона о контрактной системе в редакции от 15.09.2015 в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 01.03.2021.
В результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Заказчика Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 30.10.2015;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 41 727 707,34 рублей;
3) источник финансирования - средства бюджетного учреждения;
4) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
5) дата и время окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 16.11.2015;
6) на участие в Аукционе подана 1 заявка от участников закупки;
7) в соответствии с частью 16 статьи 66 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся;
8) 10.12.2015 между Заказчиком и ЗАО "С" заключен государственный контракт.
1. В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
При этом в соответствии с подпунктом "б" пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на поставку товара первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя.
На заседании Комиссии установлено, что в соответствии с протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 17.11.2015 N 0373100005115000044-1 заявка ЗАО "С" признана соответствующей требованиям Закона о контрактной системе и документации об Аукционе.
Вместе с тем согласно пункту 1.18.1 документации об Аукционе первая часть заявки участника закупки должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), а также иные сведения, предусмотренные подпунктом "б" пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
При этом пунктом 1.11.11 документации об Аукционе установлена инструкция по указанию участниками закупок конкретных значений функциональных (технических) характеристик товаров, а именно:
- "или" - в сочетании со значениями параметров означает, что допускается одно из значений;
- "до" употребляется для указания на предел чего-либо, крайние значения показателей не входят в требуемый диапазон, при отсутствии в документации слов "включительно"
Так, согласно техническому заданию документации об Аукционе в отношении закупаемых товаров установлены следующие функциональные (технические) характеристики:
1) позиция N 1 "Вычислительный блок":
- "Каждый блейд-сервере должен поддерживать внутреннюю виртуализацию от производителя блейд-решения, возможность создания внутри каждого блейд-сервера до 30 логических партиций";
- "Поддерживать возможность объединения 2-х (двух) или 4-х (четырех) блейд-серверов в один физический сервер. Получать в режиме объединения один сервер с 60 (шестьюдесятью) или 120 (сто двадцатью) физическими ядрами и 3 или 6 терабайта оперативной памяти";
2) позиция N 7 "Коммутаторы сети Fiber Channel (FC) тип 2": "обеспечивать возможность расширения кол-ва портов до 48-ми группами";
3) позиция N 10 "Сервер резервного копирования": "Тип установленных жестких дисков - SATA размером 2.5" с горячей заменой";
4) позиция N 11 "Источник бесперебойного питания": "Время перезаряда: 4 - 6 ч. до 90%".
При этом заявка ЗАО "С" по указанным товарным позициям содержит следующие сведения:
1) позиция N 1 "Вычислительный блок":
- "Каждый блейд-сервере поддерживает внутреннюю виртуализацию от производителя блейд-решения, возможность создания внутри каждого блейд-сервера до 30 логических партиций".
- "Поддерживает возможность объединения как 2-х (двух), так и 4-х (четырех) блейд-серверов в один физический сервер. Получать в режиме объединения один сервер как с 60 (шестьюдесятью), так и 120 (сто двадцатью) физическими ядрами, с 3 и 6 терабайта оперативной памяти, соответственно"
2) позиция N 7 "Коммутаторы сети Fiber Channel (FC) тип 2": "обеспечивает возможность расширения кол-ва портов до 48-ми группами";
3) позиция N 10 "Сервер резервного копирования": "Тип установленных жестких дисков - SAS размером 2.5" с горячей заменой";
4) позиция N 11 "Источник бесперебойного питания": "Время перезаряда: 4 - 6 ч. до 90%".
В этой связи участником закупки в отношении значений характеристик, сопровождающихся союзом "или" не указано единственное значение характеристики из установленных в документации об Аукционе, в отношении значений характеристик, сопровождающихся предлогом "до" указано крайнее значение характеристики, при этом для тип SAS установленных жестких дисков сервера резервного копирования не соответствует указанному в документации об Аукционе (SATA).
Таким образом, ЗАО "С" представлены сведения о конкретных значениях характеристик товаров, не соответствующие требованиям документации об Аукционе и техническому заданию документации об Аукционе.
На основании изложенного действия Аукционной комиссии, принявшей решения о соответствии заявки ЗАО "С" требованиям Закона о контрактной системе и документации об Аукционе нарушают часть 4 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
При этом согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
На заседании Комиссии установлено, что техническое задание документации об Аукционе в отношении позиции N 7 "Коммутаторы сети Fiber Channel (FC) тип 2" не содержит сведений о количестве требуемого к поставке товара.
При этом согласно разъяснению положений документации об электронном аукционе от 13.11.2015 N РД2 Заказчиком указано необходимое к поставке количество товара, а именно 2 единицы.
Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что техническое задание документации об Аукционе в отношении ряда товаров не содержит указание на конкретное максимальное значение характеристики продукции, требуемые Заказчику, а именно:
- позиция N 2 "Коммутаторы сети Fiber Channel (FC) тип 1": "Количество портов: Коммутатор должен иметь достаточное количество портов Fibre Channel, равное или большее максимально возможному числу устанавливаемых в шасси вычислительных узлов, и не менее 6 внешних портов Fibre Channel";
- позиция N 4 "Коммутаторы сети Ethernet 10G": "Количество портов: Каждый коммутатор должен иметь достаточное количество портов, с пропускной способностью не менее 10 Gbps, равное или большее максимально возможному числу устанавливаемых в шасси вычислительных узлов, и не менее 8 внешних портов 10GbE".
Таким образом, определение требуемого Заказчику количества портов в радиоэлектронной продукции осуществляется участниками Аукциона и носит субъективный характер, что может вводить участников закупки в заблуждение и учитываться Аукционной комиссией по своему усмотрению не в равной степени ко всем участникам закупки.
На основании изложенного действия Заказчика, ненадлежащим образом установившего описание объекта закупки не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной систем документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
При этом согласно подпункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
Пунктом 1.18.2 документации об Аукционе установлено, что вторая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать "Документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 1 и 2 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) ФЗ N 44 от 05.04.2013 г., или копии этих документов".
Так, согласно пункту 1.11.1 документации об Аукционе участники закупки должны соответствовать требованию пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, то есть обладать специальной правоспособностью.
Одновременно с этим документации об Аукционе не содержит конкретного перечня документов, представляемых участниками закупки в составе второй части заявки в целях подтверждения своего соответствия указанному требованию.
На основании изложенного действия Заказчика, ненадлежащим образом установившего требования к составу второй части заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Согласно части 3 статьи 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
На заседании Комиссии установлено, что извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС 30.10.2015 в 21:39, в связи с чем срок окончания подачи заявок на участие в Аукционе приходится 14.11.2015 (выходной день).
При этом в силу статьи 193 Гражданского кодекса Российской Федерации если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день, в связи с чем, регламентированный Законом о контрактной системе срок окончания подачи заявок на участие в Аукционе не ранее 16.11.2015 в 21:39.
Вместе с тем согласно документации об Аукционе и сведениям ЕИС дата и время окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе 16.11.2015 в 10:00.
Таким образом, действия Заказчика, сократившего время подачи заявок на участие в Аукционе, нарушают часть 3 статьи 63 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем согласно статье 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечения сроков давности привлечения к административной ответственности.
При этом в соответствии со статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд составляет один год со дня совершения административного правонарушения.
Таким образом, на момент проведения внеплановой проверки срок давности привлечения членов ответственных лиц к административной ответственности истек.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 19.11.2020 N 1131/20, Комиссия
решила:
1. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 64, части 3 статьи 63 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что по итогам проведения Аукциона заключен государственный контракт, предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. В связи с тем, что срок давности привлечения к административной ответственности по выявленным Закона о контрактной системе нарушениям истек, материалы от 01.03.2021 по делу N П-29/21 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.