Решение ФАС РФ от 03.03.2021 N ПГОЗ-025/21

"О признании жалобы обоснованной: действия заказчика нарушают п. 1 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд""
Редакция от 03.03.2021 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 3 марта 2021 г. N ПГОЗ-025/21

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕПЛАНОВОЙ ПРОВЕРКИ СОБЛЮДЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) комиссия ФАС России по контролю в сфере государственного оборонного заказа (далее - Комиссия), рассмотрев обращение Г. (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях "Г" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, АО "Е" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на проведение капитального ремонта пожарного автомобиля (пожарная автолестница АЛ-30 (ПМ-506) на шасси ЗИЛ-131 гос. N В683КУ67) в рамках государственного оборонного заказа вне государственной программы вооружения (номер извещения 0163100007120000003) (далее - Аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе,

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.

Из обращения Заявителя следует, что Заказчик в нарушение Закона о контрактной системе:

1) изменил срок выполнения работ в ходе исполнения государственного контракта;

2) направил в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (далее - Казначейство), информацию об исполнении контракта, с нарушением сроков;

3) не потребовал уплаты неустоек (штрафов, пеней) за просрочку исполнения ООО "С" обязательств по контракту.

Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с Законом о контрактной системе.

В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) извещение о проведении Аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 05.06.2020;

2) начальная (максимальная) цена контракта - 2 200 000 руб.;

3) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 19.06.2020;

4) дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в Аукционе - 22.06.2020;

5) дата проведения Аукциона - 23.06.2020;

6) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;

7) на основании части 8 статьи 67 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся в связи с тем, что по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе единая комиссия Заказчика приняла решение о признании только одного участника закупки, подавшего заявку на участие в таком Аукционе, его участником;

8) заявка ООО "С" на участие в Аукционе признана соответствующей требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе;

9) Заказчиком заключен государственный контракт от 09.07.2020 N 2020177200032000000000000/3 с ООО "С" (далее - Контракт).

1. Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.

В соответствии с частью 2 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 34 Закона о контрактной системе и статьей 95 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 4.1 Контракта работы выполняются в сроки, указанные в календарном плане выполнения работ по проведению капитального ремонта пожарного автомобиля (пожарная автолестница АЛ-30 (ПМ-506) на шасси ЗИЛ-131 гос. N В683КУ67) (Приложение N 2 к Контракту). Начало выполнения работ - с даты заключения Контракта. Окончание выполнения работ - до 10.11.2020.

При этом в приложении N 1 к Контракту указано, что после заключения Контракта в 5-дневный срок ООО "С" представляет Заказчику на согласование Календарный план.

На заседании Комиссии установлено, что ООО "С" в установленный Контрактом срок представило Заказчику на согласование Календарный план, согласно которому дата начала проведения работ - 24.08.2020. Окончание работ - 29.10.2020.

Таким образом, указанные в Календарном плане сроки выполнения работ установлены в пределах сроков выполнения работ, указанных в пункте 4.1 Контракта.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что указанные действия Заказчика не противоречат Закону о контрактной системе, а довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

2. В соответствии с частью 1 статьи 103 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведет реестр контрактов, заключенных заказчиками (далее - реестр контрактов).

Согласно пункту 10 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе в реестре контрактов размещается информация об исполнении контракта (отдельного этапа исполнения контракта).

Частью 3 статьи 103 Закона о контрактной системе установлено, что информация, указанная в пункте 10 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе направляется заказчиками в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в течение пяти рабочих дней с даты исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта), выполненной работы, оказанной услуги.

На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком составлены акт выполненных работ от 23.12.2020 N 56 и акт сдачи-приемки оказанных услуг от 23.12.2020 б/н (далее - Акт сдачи-приемки).

При этом согласно пункту 4.2. Контракта датой исполнения ООО "С" обязательств по Контракту считается дата подписания сторонами Акта сдачи-приемки выполненных работ (приложение N 3 к Контракту).

Таким образом, документом, подтверждающим исполнение ООО С" обязательств по Контракту, считается Акт сдачи-приемки.

При этом Комиссией установлено, что информация об исполнении Контракта направлена Заказчиком в Казначейство 12.02.2021, то есть по истечении срока, предусмотренного частью 3 статьи 103 Закона о контрактной системе.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что указанные действия Заказчика нарушают часть 3 статьи 103 Закона о контрактной системе.

Указанное нарушение содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

3. Согласно части 6 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).

В соответствии с пунктом 4.1 Контракта окончание выполнения работ - до 10.11.2020.

На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что ООО С" допущены просрочки исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом, в связи с чем Заказчиком выставлены претензии от 06.11.2020 N ИВ-142-290, от 10.11.2020 N ИВ-142-310, от 20.11.2020 N ИВ-142-406, от 03.12.2020 N ИВ-142-528, от 14.12.2020 N ИВ-142-575, от 23.12.2020 N ИВ-142-684 (далее - Претензии), которые во исполнение требований статьи 103 Закона о контрактной системе размещены в ЕИС.

Комиссия, изучив Претензии и выслушав пояснения представителей Заказчика, установила, что Заказчиком начислена пеня за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного Контрактом, и штрафы. При этом Комиссией установлено, что ООО С" оплатило выставленные штрафы и пени.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что указанные действия Заказчика соответствуют Закону о контрактной системе.

4. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно подпункту "б" пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии).

Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Кроме того, согласно письму ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" неустановление заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.

В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой, по мнению ФАС России, целесообразно:

1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;

2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);

3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений.

В инструкции по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе, установленной в пункте 15 раздела 2 "Информационная карта Аукциона" документации об Аукционе (далее - Инструкция) установлено, что участник закупки в составе заявки на участие в Аукционе должен представить документы и сведения, предусмотренные пунктами 13, 14 информационной карты Аукциона документации об Аукционе (далее - Информационная карта).

Пунктом 13 раздела 2 Информационной карты установлено, что первая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об Аукционе, и указание на товарный знак (при наличии).

При этом пунктом 14 раздела 2 Информационная карта установлены требования к содержанию, составу второй части заявки на участие в Аукционе.

В техническом задании документации об Аукционе (далее - Техническое задание) установлены наименования и значения показателей, так, например: "Рабочий диапазон подъема лестницы в вертикальной плоскости, град - от минус 4 до 75", "Масса полная, кг, не более: 10185", "Объем заправочных емкостей агрегатов автолестницы, л: Редуктора привода выдвигания 1,0".

При этом в приложении к Техническому заданию установлены характеристики применяемых запасных частей, так, например: "Ширина профиля, мм - не более 338", "Номинальная емкость, А.ч. - 90".

Таким образом, часть показателей сопровождается словами "не более", "от... до", а часть показателей установлены в виде конкретных значений.

Отсутствие надлежащей инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе не позволяет определить требования к заполнению заявки. Так, из Инструкции не представляется возможным определить являются ли неизменными показатели, сопровождаемые словами "не более", или же необходимо указать по ним конкретное значение.

Комиссия, изучив документацию об Аукционе, установила, что в Инструкции отсутствуют указания на раздел в котором содержатся конкретные показатели товаров, в отношении которых в первой части заявки на участие в Аукционе участникам Аукциона необходимо указывать значения таких показателей в соответствии с требованиями Закона о контрактной и документации об Аукционе, что вводит участников Аукциона в заблуждение и не позволяет надлежащим образом заполнить заявки на участие в Аукционе.

Таким образом, Инструкция не позволяет точно определить, в каком пункте и в каком разделе документации об Аукционе установлены показатели Товаров, которые определяют потребность Заказчика.

Комиссией установлено, что значения показателей, которые могут изменяться, установлены Заказчиком в Техническом задании и приложении к Техническому заданию.

При этом согласно пояснениям представителей Заказчика значения показателей, указанные в Техническом задании, не подлежали изменению.

Вместе с тем в соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в Аукционе от 22.06.2020 заявке на участие в Аукционе N 1 отказано в допуске к участию в Аукционе на основании пункта 1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе в связи с непредоставлением конкретных показателей, установленных в приложении к Техническому задании.

Указанные действия Заказчика, утвердившего ненадлежащую документацию об Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

5. Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Согласно пункту II "Дополнительные требования в рамках государственного оборонного заказа вне государственной программы вооружения" Технического задания должна быть произведена обязательная установка комплекта бортового навигационно-связного оборудования, нового, не бывшего в употреблении, изготовленного в 2020 году (демонтированный комплект сдается Заказчику).

При этом Комиссией установлено, что в приложении к Техническому заданию отсутствуют характеристики установки комплекта бортового навигационно-связного оборудования.

На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что в указанном пункте документации об Аукционе допущена техническая ошибка. Установка комплекта бортового навигационно-связного оборудования не требуется при проведении работ.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что данные действия Заказчика не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Указанное нарушение содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия

решила:

1. Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 64, части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе.

2. В связи с тем, что Заказчиком заключен государственный контракт, предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не выдавать.

3. Передать сведения о выявленных нарушениях Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления контроля государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.