ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
РЕШЕНИЕ
от 3 марта 2021 г. по делу N 21/44/105/204
О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи жалобу ООО "П" (далее - Заявитель) на действия "М" (далее - Заказчик), ФГБУ "У" (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, конкурсной комиссией ФГБУ "У" (далее - Конкурсная комиссия), АО "А" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по реконструкции Черновской оросительной системы (1 этап), Илекский район, Оренбургская область (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0353100013721000001) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа, установивших в Конкурсной документации ненадлежащий порядок оценки заявок участников Конкурса по показателям "Деловая репутация участника конкурса" (далее - Показатель N 1), "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ" (далее - Показатель N 2) критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий N 1).
Представитель Уполномоченного органа на заседании Комиссии не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 12.02.2021;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 50 000 000 рублей;
4) источник финансирования - федеральный бюджет, КБК - 082040525ФВ194009414;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 11.03.2021.
1. Согласно жалобе Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом в Конкурсной документации установлен ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по Показателям NN 1, 2 Критерия N 1.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 6 статьи 54.7 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации).
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Согласно Конкурсной документации установлен следующий порядок оценки заявок:
1) Цена Контракта - значимость критерия 60%, коэффициент значимости 0,6;
2) Критерий N 1 - значимость критерия 40%, коэффициент значимости 0,4.
Согласно разделу 5 Конкурсной документации Критерий N 1 содержит Показатель N 1, в рамках которого оценке подлежит копия сертификата (индекс деловой репутации) со всеми приложениями, выданная в соответствии с требованиями ГОСТ Р 66.1.01-2015 "Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Оценка опыта и деловой репутации лиц, осуществляющих архитектурно-строительное проектирование" (далее - ГОСТ Р 66.1.01-2015).
При этом согласно порядку оценки заявок на участие в Конкурсе по Показателю N 1 Критерия N 1 на момент подачи заявки сертификат соответствия должен быть действительным, индекс деловой репутации должен быть актуальным на дату подачи заявок на участие в конкурсе в электронной форме.
Вместе с тем, изучив вышеуказанный порядок оценки по Показателю N 1 Критерия N 1, Комиссия приходит к выводу, что при отсутствии норм законодательства Российской Федерации об обязательном применении ГОСТ Р 66.1.01-2015, представление участником закупки вышеуказанного сертификата в качестве подтверждения индекса деловой репутации с целью получения баллов по Показателю N 1 Критерия N 1 не указывает на более высокий уровень квалификации и лучшем условии исполнения контракта таким участником закупки.
При этом получение указанного сертификата требует временных и финансовых затрат со стороны участника закупки, не установленных в фиксированном объеме, зависящем от воли третьих лиц. Таким образом, указанные условия создают препятствие для участия в закупке.
Вместе с тем в Конкурсной документации в порядке оценки по Показателю N 1 Критерия 1 установлен следующий порядок присвоения баллов заявкам на участие в Конкурсе: значение индекса деловой репутации от 60 балов и выше - 100 баллов; значение индекса деловой репутации 50-59 - 50 баллов; значение индекса деловой репутации менее 50 или отсутствие сертификата - 0 баллов.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу об отсутствии пропорциональной зависимости между количеством присваиваемых баллов по Показателю N 1 Критерия N 1 и представляемыми участником закупки сведениями, поскольку одинаковое количество баллов присваивается заявкам, содержащим сертификат со значением индекса деловой репутации менее 50 и заявкам, в которых сертификат отсутствует. При этом при значении указанного индекса - от 50 до 59 - присваивается 50 баллов, от 60 и более присваивается 100 баллов, что не позволяет выявить лучшее предложение исполнения государственного контракта.
При этом согласно разделу 5 Конкурсной документации Критерий N 1 содержит Показатель N 2 в рамках которого оценке подлежат сведения о количестве квалифицированных специалистов, состоящих в штате с высшим профессиональным образованием, по профессии, специальности или направлению подготовки в области строительства, проектирования и инженерных изысканий.
Вместе с тем сведения о количестве квалифицированного персонала, привлекаемого для оказания услуг по предмету закупки, подтверждается копиями трудовых книжек с приложением выписки из штатного расписания, копиями документов, подтверждающих профессиональную квалификацию персонала и специалистов (свидетельства о присвоении/повышении квалификации, дипломы, удостоверения, сертификаты, свидетельства профессиональной переподготовки).
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что по Показателю N 2 Критерия N 1 Конкурсной документации оценке подлежат специалисты, находящиеся в штате участника закупки, что исключает возможность привлекать специалистов на основании заключаемых с ними договоров на выполнение работ гражданско-правового характера, что ограничивает количество участников закупки в получении максимального балла по результатам рассмотрения заявки на участие в Конкурсе.
При этом согласно Конкурсной документации оценка заявок по Показателю N 2 Критерия N 1 осуществляется, в том числе, по следующему порядку: "главный инженер проекта - 0 человек - 0 баллов, 1 человек и более - 10 баллов; конструктор - 0 человек - 0 баллов, 1 человек и более - 10 баллов".
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу об отсутствии предельного количества специалистов для присвоения по Показателю N 1 Критерия N 1 и представляемыми участником закупки сведениями, поскольку при представлении участником закупки в составе заявки на участие в Конкурсе сведений о наличии в штате двух, десяти или более конструкторов, такой участник закупки получит одинаковое количество баллов по Показателю N 2 Критерия N 1, что не позволяет определить потребности Заказчика, Уполномоченного органа в отношении требуемых трудовых ресурсов, необходимых для исполнения государственного контракта.
Учитывая изложенное Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком, Уполномоченным органом в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по Показателю N 2 Критерия N 1.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших в Конкурсной документации ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по Показателям N 1, 2 Критерия N 1, нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе проведения проведении внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
2. В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать предусмотренные статьей 54.4 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Согласно части 7 статьи 54.4 Закона о контрактной системе требовать от участника открытого конкурса в электронной форме предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 2, 4 - 6 статьи 54.4 Закона о контрактной системе, не допускается.
Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации (далее - СРО) в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.
Согласно пункту 6 раздела 4 Конкурсной документации установлены в том числе следующие требования к участникам закупки:
- участник закупки должен обладать правом выполнения работ по договору подряда на подготовку проектной документации в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии);
- участник закупки должен обладать правом выполнения работ по договору подряда на выполнение инженерных изысканий в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии).
Кроме того, согласно пункту 6 раздела 4 Конкурсной документации, установлены в том числе следующие требования к составу заявки на участие в Конкурсе:
- выписка из реестра членов СРО в области архитектурно-строительного проектирования;
- выписка из реестра членов СРО в области инженерных изысканий.
При этом учитывая, что результатом выполнения работ по контракту является передача Заказчику, Уполномоченному органу рабочей документации, разработанной на основании проектной документации, получившей положительное заключение государственной экспертизы, участник в силу требований, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе должен являться членом саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования, что подтверждается в соответствии с требованиями ГрК РФ.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком, Уполномоченным органом в Конкурсной документации установлено излишние требование к участникам закупки, а также о предоставлении в составе заявки на участие в Конкурсе выписки из реестра членов СРО в области инженерных изысканий, поскольку при исполнении государственного контракта на выполнение работ, требующих членства в вышеуказанном СРО, исполнитель вправе привлечь для оказания таких услуг соисполнителя, обладающего соответствующим статусом.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают пункт 1 части 1 статьи 31, пункт 4 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях.
3. Согласно пункту 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать в том числе наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно пункту 1.7 проекта государственного контракта, приложению N 5 Конкурсной документации сроком заключительного этапа выполнения работ является 16.09.2022. При этом в соответствии с пунктом 12 информационной карты Конкурсной документации, приложением N 2 к проекту государственного контракта срок выполнения работ - 01.08.2022.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком, Уполномоченным органом установлены противоречивые сведения в отношении сроков выполнения работ.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают пункт 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
решила:
1. Признать жалобу ООО "П" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения пункта 1 части 1 статьи 31, пунктов 1, 4, 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 03.03.2021 N 21/44/105/204 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.