ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
РЕШЕНИЕ
от 5 марта 2021 г. по делу N 21/44/99/28
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕПЛАНОВОЙ ПРОВЕРКИ СОБЛЮДЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК
На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 19.11.2020 N 1131/20 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи обращение ООО "А" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях АО "Е" (далее - Оператор электронной площадки) при проведении ГБУ "Д" (далее - Заказчик), Оператором электронной площадки электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение комплекса ремонтных работ в Центре патологии речи и нейрореабилитации Департамента здравоохранения города Москвы (номер извещения единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0373200597920000064) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в отношении действий Оператора электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 19.11.2020 N 1131/20,
установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Оператора электронной площадки при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
Согласно доводу обращения Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, выразившимися в неправомерном блокировании денежных средств Заявителя в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.
Представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Оператор электронной площадки действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Оператора электронной площадки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 17.07.2020;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 9 696 433,15 рубля;
4) источник финансирования - ПФХД, КБК - 244-000-5;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 30.07.2020;
6) на участие в Аукционе подано 10 заявок от участников закупки;
7) к участию в Аукционе допущено 10 участников закупки;
8) дата проведения Аукциона - 31.07.2020;
9) во время проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 7 участников Аукциона, заявки которых признаны соответствующими требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе;
10) победителем Аукциона признан ИП Д. с минимальным предложением о цене контракта в размере 6 254 199,16 рублей.
Согласно доводу Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, выразившимися в неправомерном блокировании денежных средств Заявителя в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.
Согласно части 1 статьи 83.2 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем электронной процедуры, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником этой процедуры, заявка которого на участие в этой процедуре признана соответствующей требованиям, установленным документацией и (или) извещением о закупке.
Согласно части 3 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный частью 4 статьи 83.2 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 14 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, в случае, если победитель электронной процедуры признан уклонившимся от заключения контракта, заказчик вправе заключить контракт с участником такой процедуры, заявке которого присвоен второй номер. Этот участник признается победителем такой процедуры, и в проект контракта, прилагаемый к документации и (или) извещению о закупке, заказчиком включаются условия исполнения данного контракта, предложенные этим участником. Проект контракта должен быть направлен заказчиком этому участнику в срок, не превышающий пяти дней с даты признания победителя такой процедуры уклонившимся от заключения контракта. При этом заказчик вправе обратиться в суд с требованием о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта в части, не покрытой суммой обеспечения заявки на участие в электронной процедуре.
Согласно части 15 статьи 83.2 Закона о контрактной системе участник электронной процедуры, признанный победителем электронной процедуры в соответствии с частью 14 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, вправе подписать проект контракта или разместить предусмотренный частью 4 настоящей статьи протокол разногласий в порядке и сроки, которые предусмотрены статьей 83.2 Закона о контрактной системе, либо отказаться от заключения контракта. Одновременно с подписанным контрактом этот победитель обязан предоставить обеспечение исполнения контракта, если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено извещением и (или) документацией о закупке, а в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 Закона о контрактной системе, также обязан внести на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере предложенной этим победителем цены за право заключения контракта. Этот победитель считается уклонившимся от заключения контракта в случае неисполнения требований части 6 статьи 83.2 Закона о контрактной системе и (или) непредоставления обеспечения исполнения контракта либо неисполнения требования, предусмотренного статьей 37 Закона о контрактной системе, в случае подписания проекта контракта в соответствии с частью 3 статьи 83.2 Закона о контрактной системе. Такой победитель признается отказавшимся от заключения контракта в случае, если в срок, предусмотренный частью 3 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, он не подписал проект контракта или не направил протокол разногласий. Электронная процедура признается не состоявшейся в случае, если этот победитель признан уклонившимся от заключения контракта или отказался от заключения контракта.
Согласно извещению о проведении Аукциона размер обеспечения заявки на участие в Аукционе составляет 96 964,33 рубля.
На заседании Комиссии установлено, что Заявителем открыт специальный счет N 40702810800000218972 в ПАО "П" (далее - Банк) на который внесены денежные средства для участия в Аукционе.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 04.08.2020 N 0373200597920000064-3 победителем Аукциона признан ИП Д. (далее - Победитель), вместе с тем заявке Заявителя присвоен второй порядковый номер.
Представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии пояснил, что Заказчиком в ЕИС размещен протокол признания Победителя уклонившимся от заключения контракта от 11.08.2020 N ППУ1. Кроме того, 13.08.2020 Заказчиком направлен проект государственного контракта направлен Заявителю, в связи с чем Оператором электронной площадки 13.08.2020 направлен запрос в Банк на блокировку денежных средств Заявителя для обеспечения заявки на участие в Аукционе. При этом Заявитель 18.08.2020 отказался от заключения государственного контракта.
Вместе с тем Заказчиком 19.08.2020 размещен протокол признания Заявителя уклонившимся от заключения контракта от 19.08.2020 N ППУ2. В связи с чем у Оператора электронной площадки отсутствовали основания для направления в Банк запроса на разблокировку денежных средств на специальном счете Заявителя.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя о неправомерности действий Оператора электронной площадки не нашел своего подтверждения.
Вместе с тем частью 15 статьи 83.2 Закона о контрактной системе установлено, что победитель закупки вправе подписать проект контракта или разместить протокол разногласий, либо отказаться от заключения контракта. При этом отказ от заключения контракта Заявителем не влечет правовых последствий в виде признания уклонившимся от заключения контракта и, соответственно, блокирования денежных средств.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком неправомерно принято решение о признании Заявителя уклонившимся от заключения контракта, что нарушает часть 15 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем на заседании Комиссии установлено, что Заказчиком 01.02.2021 отменен протокол признания Заявителя уклонившимся от заключения контракта от 19.08.2020 N ППУ2.
С учетом изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 19.11.2020 N 1131/20, Комиссия
решила:
1. Признать довод ООО "А" не нашедшим своего подтверждения.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 15 статьи 83.2 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 05.03.2021 по делу N 21/44/99/28 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.