Решение ФАС РФ от 03.12.2018 по делу N П-128/17

"О признании жалобы обоснованной: у оператора электронной площадки отсутствуют основания для блокирования денежных средств ИП в размере обеспечения заявки на участие в аукционе, что нарушает ч. 15 ст. 44 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд""
Редакция от 03.12.2018 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 3 декабря 2018 г. по делу N П-128/17

О РЕЗУЛЬТАТАХ ВНЕПЛАНОВОЙ ПРОВЕРКИ СОБЛЮДЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 15.08.2018 N 1146/18 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев обращение АО "Е" (далее - Оператор электронной площадки), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Оператора электронной площадки при проведении Государственным бюджетным общеобразовательным учреждением республиканская художественная гимназия-интернат имени Касима Аскаровича Давлеткильдеева (далее - Заказчик), Оператором электронной площадки электронного аукциона по оказанию услуг по уборке и техническому обслуживанию зданий ГБОУ РХГИ им. К.А. Давлеткильдеева (номер извещения 0301200044918000006) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в части действий Оператора электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99, приказом ФАС России от 15.08.2018 N 1146/18,

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Оператора электронной площадки, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Оператора электронной площадки при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.

Согласно представленным сведениям от Оператора электронной площадки на момент проведения внеплановой проверки Оператором электронной площадки не прекращено блокирование денежных средств по счету для проведения операций по обеспечению участия в Аукционе ИП Р. в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.

В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Оператора электронной площадки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:

1) извещение о проведении Аукциона размещено в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 11.05.2018;

2) начальная (максимальная) цена контракта - 425 743 рубля;

3) на участие в Аукционе подано 4 заявки от участников закупки;

4) к участию в Аукционе допущено 4 участника закупки;

5) победителем Аукциона признан ИП Р. с предложением о цене контракта 255 000 рублей;

6) 21.06.2018 размещен протокол об отказе от заключения контракта, согласно которому ИП Р. признан уклонившимся от заключения контракта.

Согласно части 13 статьи 70 Закона о контрактной системе (ред. от 23.04.2018) победитель электронного аукциона признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, или направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 статьи 70 Закона о контрактной системе, по истечении тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 Закона о контрактной системе, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 Закона о контрактной системе (в случае снижения при проведении такого аукциона цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта).

На заседании комиссии установлено, что согласно извещению о проведении Аукциона и документации об Аукционе размер обеспечения заявки на участие в Аукционе составил 4 257, 43 рублей.

Согласно протоколу подведения итогов Аукциона от 06.06.2018 победителем Аукциона признан ИП Р.

21.06.2018 на сайте Оператора электронной площадки и в ЕИС Заказчиком размещен протокол об уклонении победителя (ИП Р.) от заключения контракта по итогам Аукциона.

В соответствии с частью 13 статьи 44 Закона о контрактной системе (ред. 23.04.2018) возврат денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявок, не осуществляется, а в случае проведения электронного аукциона денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявок, перечисляются на счет, который указан заказчиком и на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, или осуществляется уплата денежных сумм по банковской гарантии, в следующих случаях, в том числе: уклонение или отказ участника закупки заключить контракт.

На заседании Комиссии представитель Оператора электронной пояснил, что 02.07.2018 платежным поручением N 21588 от 28.06.2018 денежные средства в размере 4 257, 43 рублей перечислены на счет Заказчика. Вместе с тем, 30.08.2018 указанная сумма денежных средств возвращена Оператору электронной площадки Заказчиком и до настоящего времени Оператором электронной площадки не прекращено блокирование денежных средств по счету для проведения операций по обеспечению участия в Аукционе ИП Р. в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.

Комиссия изучив, представленную информация пришла к выводу о следующем.

На момент проведения внеплановой проверки вступили в силу изменения Федерального закона от 31.12.2017 N 504-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", согласно которым в соответствии с частью 15 статьи 44 Закона о контрактной системе возврат денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки, не осуществляется либо предъявляется требование об уплате денежных сумм по банковской гарантии или осуществляется перечисление заблокированных на специальном счете участника закупки денежных средств на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, в течение одного рабочего дня со дня включения информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе.

При этом статья 4 Гражданского кодекса Российской Федерации гласит, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

В соответствии со статьями 54, 55, 56 и 57 Конституции Российской Федерации законы, ухудшающие положение граждан, не могут иметь обратной силы.

В силу статьи 54 Конституции Российской Федерации закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

Согласно представленной информации Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан, 03.07.2018 состоялось заседании комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок на котором рассматривался вопрос о включении ИП Р. в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - РНП), по итогам рассмотрения вынесено решение по делу от 03.07.2018 N РНП-02-110/18 о не включении ИП Р. в РНП.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что у Оператора электронной площадки отсутствуют основания для блокирования денежных средств ИП Р. в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе, что нарушает часть 15 статьи 44 Закона о контрактной системе.

На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, приказом ФАС России от 15.08.2018 N 1146/18, Комиссия

решила:

1. Признать нарушение части 15 статьи 44 Закона о контрактной системе.

2. Выдать Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.