ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
РЕШЕНИЕ
от 4 декабря 2018 г. по делу N 18/44/105/1886
О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Ю (далее - Заявитель) на действия Генеральной прокуратуры Российской Федерации (далее - Заказчик), при проведении ЗАО "С" (далее - Оператор электронной площадки), аукционной комиссией Генеральной прокуратуры Российской Федерации (далее - Аукционная комиссия), Заказчиком электронного аукциона на право заключение государственного контракта на оказание услуг по эксплуатационно-техническому обслуживанию инженерных систем и строительных конструкций зданий (помещений) Генеральной прокуратуры Российской Федерации (номер извещения - 0173100014118000181) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент)
установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком, Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Техническое задание документации об Аукционе содержит перечень большого количества товаров, что ограничивает количество участников закупки, а также ряд товаров, конкретные показатели которых необходимо представить в составе заявки на участие в Аукционе, не используется при выполнении работ по контракту;
2. Заказчиком в техническом задании документации об Аукционе установлены ненадлежащие требования к товарам, используемым при выполнении работ по контракту, в том числе, требования к описанию участниками закупки в составе заявок на участие в Аукционе показателей химического состава и результатов испытаний соответствующих товаров.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 14.11.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 59 743 766,67 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 30.11.2018;
5) дата окончания рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе - 07.12.2018.
1. Согласно доводу Заявителя, техническое задание документации об Аукционе содержит перечень большого количества товаров, что ограничивает количество участников закупки, а также ряд товаров, конкретные показатели которых необходимо представить в составе заявки на участие в Аукционе, не используется при выполнении работ по контракту.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что перечень товаров, указанных в техническом задании документации об Аукционе, установлен в связи с потребностью Заказчика и не противоречит требованиям Закона о контрактной системе, при этом в документации определены качественные, функциональные и количественные характеристики соответствующих товаров.
Кроме того, по мнению Заявителя, ряд товаров, указанных в техническом задании документации об Аукционе и конкретные показатели которых необходимо представить в составе заявки на участие в Аукционе, не используется при выполнении работ по контракту (так, например, товара "Ртутьсодержащая лампа").
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что в техническом задании указаны количественные и качественные характеристики товара "Ртутьсодержащая лампа", при этом пунктом 7.1.1. документации об Аукционе установлено, что в рамках исполнения контракта предусмотрено выполнение, в том числе, работ по ремонту осветительной аппаратуры, замене ламп, а также утилизации ртутьсодержащих ламп в специализированной организации.
На основании изложенного и учитывая, что согласно пояснениям Заказчика, на участие в Аукционе подано 4 заявки от участников закупки, в которых представлено, в том числе, согласие на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об Аукционе, а также, что представителем Заявителя на заседании Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода жалобы, Комиссия считает довод Заявителя не нашедшим своего подтверждения.
2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в техническом задании документации об Аукционе установлены ненадлежащие требования к товарам, используемым при выполнении работ по контракту, в том числе, требования к описанию участниками закупки в составе заявок на участие в Аукционе показателей химического состава и результатов испытаний соответствующих товаров.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Согласно инструкции по заполнению заявок на участие в Аукционе, первая часть заявки на участие в закупке должна содержать, в том числе, конкретные показатели товаров, указанных в техническом задании документации об Аукционе.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что по ряду пунктов технического задания документации об Аукционе установлены, в том числе, следующие требования к товарам: по позиции N 72 "Шпатлевка НЦ-0038" - "Время высыхания до степени 3 при температуре (20+/-2) °С, час, не более 3"; по позиции N 67 "Клей плиточный" - Температура основания при нанесении от не ниже +5 до +30 град С включительно. Время открытой выдержки не более 15 мин. Время коррекции плитки не более 10 мин. Затирка швов не ранее чем через 24 часа; по позиции N 141 "Краска" - "после высыхания краска должна образовывать пленку с ровной однородной матовой поверхностью"; по позиции N 374 "Краска" - "Условная светостойкость (изменение коэффициента диффузионного отражения), %, не более 5 или не нормируется. Степень перетира, мкм, не более 60. Время высыхания до степени 3 при температуре (20+/-2)°С, ч, не более 1. Эластичность пленки при изгибе не более 1 мм".
Комиссия приходит к выводу, что документация об Аукционе устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, сведения о результатах испытаний таких товаров, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели веществ, материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе ненадлежащие требования к товарам, в том числе, требования к описанию участниками закупки в составе заявок на участие в Аукционе показателей химического состава и результатов испытаний соответствующих товаров, используемых при выполнении работ в рамках исполнения контракта, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
решила:
1. Признать жалобу ООО "Ю" обоснованной в части установления в документации об Аукционе ненадлежащих требований к товарам, используемым при выполнении работ.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушения Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.