Решение ФАС РФ от 30.11.2018 по делу N 18/44/105/1867

"О признании жалобы необоснованной: довод заявителя не нашел своего подтверждения"
Редакция от 30.11.2018 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 30 ноября 2018 г. по делу N 18/44/105/1867

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ИП Е. (далее - Заявитель) на действия ГКУ города Москвы - Центр организации дорожного движения Правительства Москвы (далее - Заказчик), Департамента города Москвы по конкурентной политике (далее - Уполномоченный орган), при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, аукционной комиссией Департамента города Москвы по конкурентной политике (далее - Аукционная комиссия), ЭТП "НЭП" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг по аренде оборудования для фиксации нарушений Правил дорожного движения Российской Федерации Тип 1 (номер извещения 0173200001418001456) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),

установила:

В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:

1. В плане-графике закупки не установлено требование о применении запрета в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - постановление Правительства N 1236).

2. Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе неправомерно установлен запрет в соответствии с постановлением Правительства N 1236, а также в документации об Аукционе неправомерно установлено требование о предоставлении копий документов в соответствии с постановлением Правительства N 1236 в составе второй части заявки на участие в закупке.

Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 09.11.2018;

2) начальная (максимальная) цена контракта -1 204 284 120 рублей;

3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;

4) дата и время окончания подачи заявок на участие в Аукционе -16.11.2018;

5) на участие в Аукционе подано 4 заявки от участников закупки;

6) к участию в Аукционе допущено 3 заявки участников закупки;

7) дата проведения Аукциона - 03.12.2018.

1. Согласно доводу жалобы Заявителя, в плане-графике закупки не установлено требование о применении запрета в соответствии с постановлением Правительства N 1236.

Согласно части 12 статьи 21 Закона о контрактной системе не допускаются размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупки, документации об осуществлении закупки, направление приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом, если такие извещения, документация, приглашения содержат информацию, не соответствующую информации, указанной в планах-графиках.

Частью 1 статьи 4 Закона о контрактной системе в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система, взаимодействие которой с иными информационными системами в соответствии с частью 2 статьи 4 Закона о контрактной системе обеспечивает, в том числе контроль за соответствием информации, содержащейся в извещениях об осуществлении закупок, в документации о закупках, информации, содержащейся в планах-графиках.

Согласно части 2 статьи 4 Закона о контрактной системе порядок функционирования единой информационной системы, требования к технологическим и лингвистическим средствам единой информационной системы, в том числе требования к обеспечению автоматизации процессов сбора, обработки информации в единой информационной системе, порядок информационного взаимодействия единой информационной системы с иными информационными системами, в том числе в сфере управления государственными и муниципальными финансами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Подпунктом "б" пункта 2 Правил функционирования единой информационной системы в сфере закупок, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2015 N 1414 "О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок" (далее - Правила) единая информационная система во взаимодействии с иными информационными системами обеспечивает контроль за соответствием информации, содержащейся в извещениях об осуществлении закупок и в документации о закупках, - информации, содержащейся в планах-графиках закупок.

В соответствии с пунктом 6 Правил Министерство финансов Российской Федерации и Федеральное казначейство осуществляют свои полномочия в отношении единой информационной системы в соответствии с актом Правительства Российской Федерации, утверждаемым в соответствии с частью 6 статьи 4 Закона о контрактной системе.

Частью 6 статьи 4 Закона о контрактной системе установлено, что Правительством Российской Федерации определяются один или несколько федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке функциональных требований к единой информационной системе, по созданию, развитию, ведению и обслуживанию единой информационной системы, по установлению порядка регистрации участников контрактной системы в сфере закупок (за исключением участников закупок) в единой информационной системе и порядка пользования единой информационной системой.

Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 996 "О распределении полномочий между Министерством экономического развития Российской Федерации и Федеральным казначейством при создании единой информационной системы в сфере закупок" Федеральное казначейство определено уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе по созданию, развитию, ведению и обслуживанию единой информационной системы в сфере закупок.

В соответствии с частью 2 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок осуществляется в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок.

В связи с тем, что контроль за соответствием информации, содержащейся в извещениях об осуществлении закупок, в документации о закупках, информации, содержащейся в планах-графиках осуществляется ЕИС, функции по ведению которой принадлежат Федеральному казначейству, а Федеральное казначейство не является субъектом контроля в сфере закупок, довод Заявителя о том, что в плане-графике закупки не установлено требование о применении запрета в соответствии с постановлением Правительства N 1236, Комиссией не рассматривается.

2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе неправомерно установлен запрет в соответствии с постановлением Правительства N 1236, а также в документации об Аукционе неправомерно установлено требование о предоставлении копий документов в соответствии с постановлением Правительства N 1236 в составе второй части заявки на участие в закупке.

В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения, указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения, указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 Постановление N 1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств, а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Подпунктом "а" пункта 2(1) постановления Правительства N 1236 для целей применения пункта 2 постановления Правительства N 1236 под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств, в том числе поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений).

Пунктом 13.4 информационной карты документации об Аукционе установлен запрет в соответствии с постановлением Правительства N 1236.

Согласно техническому заданию документации об Аукционе, в рамках объекта закупки необходимо на весь срок действия государственного контракта предоставить Заказчику в аренду (временное владение и пользование) оборудование для фиксации нарушений ПДД, а именно: комплекс фото-видеофиксации нарушений ПДД; сервер первичной обработки и кронштейн для монтажа комплекса.

Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств установлен в соответствии с пунктом 2(1) постановления Правительства N 1236, а также арендуемый в рамках исполнения контракта комплекс фото-видеофиксации нарушений ПДД должен работать под управлением программного обеспечения.

Кроме того, из жалобы Заявителя следует, что в документации об Аукционе неправомерно установлено требование о предоставлении копий документов в соответствии с постановлением Правительства N 1236 в составе второй части заявки на участие в закупке, что нарушает часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.

Пунктом 17.2 информационно карты документации об Аукционе установлены, в том числе следующие требования к составу второй части заявки на участие в закупке: "Копии документов в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Согласно пункту 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию, в том числе документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов. При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что участникам закупки в составе второй части заявки на участие в Аукционе необходимо представить информацию и сведения о стране происхождения товара в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и постановления Правительства N 1236.

На основании вышеизложенного, и учитывая, что Заявителем на заседание Комиссии явка представителей не обеспечена, а также в составе жалобы не представлено сведений и документов, однозначно свидетельствующих о том, что Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе неправомерно установлен запрет в соответствии с постановлением Правительства N 1236, а также в документации об Аукционе неправомерно установлено требование о предоставлении копий документов в соответствии с постановлением Правительства N 1236 в составе второй части заявки на участие в закупке, что нарушает часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, Комиссии не представляется возможным прийти к однозначному выводу об обоснованности довода Заявителя.

Кроме того, при проведении внеплановой проверки Комиссией выявлено следующее нарушение Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

При этом, на заседании Комиссии установлено, что в соответствии с документацией об Аукционе, инструкцией по заполнению заявок на участие в Аукционе Заказчиком, Уполномоченным органом не установлен исчерпывающий перечень документов, которые участнику закупки необходимо представить в составе заявки на участие в Аукционе в соответствии постановлением Правительства N 1236.

Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших в документации об Аукционе ненадлежащую инструкцию по заполнению заявок на участие в закупке, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия

решила:

1. Признать жалобу ИП Е. необоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.

4. Передать материалы дела от 30.11.2018 N 18/44/105/1867 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.