Решение ФАС РФ от 13.11.2018 N 18/44/105/1625

"О признании жалобы необоснованной: довод заявителя не нашел своего подтверждения"
Редакция от 13.11.2018 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 13 ноября 2018 г. N 18/44/105/1625

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "<...>" (далее - Заявитель) на действия аукционной комиссии Федерального агентства <...> (далее - Аукционная комиссия) при проведении Федеральным агентством <...> (далее - Заказчик), Аукционной комиссией, АО "<...>" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку комплектующих для рабочих станций для нужд Федерального агентства <...> (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) <...>) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),

установила:

В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Аукционной комиссии, принявшей неправомерное решение о признании участника закупки с порядковым номером "10", заявка которого содержит недостоверные сведения в отношении страны происхождения предложенных товаров, соответствующей требованиям Закона о контрактной системе.

Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Аукционная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС - 28.09.2018;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;

3) начальная (максимальная) цена контракта - <...> рублей;

4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 08.10.2018;

5) на участие в Аукционе подано 14 заявок от участников закупки;

6) к участию в Аукционе допущено 10 заявок от участников закупки;

7) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 8 участников Аукциона;

8) требованиям документации об Аукционе, Закона о контрактной системе соответствуют вторые части заявок 8 участников закупки;

9) победителем Аукциона признан Заявитель с минимальным предложением о цене контракта <...> рублей.

1. В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар должна содержать наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе).

В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений.

В соответствии с пунктом 42 информационной карты документации об Аукционе установлено ограничение на поставку товаров в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.2016 N 968 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 968), а также условия допуска товаров в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 25.03.2014 N 155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N 155).

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Аукционной комиссии, принявшей неправомерное решение о признании участника закупки с порядковым номером "10", заявка которого содержит недостоверные сведения в отношении страны происхождения предложенных товаров, соответствующей требованиям Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:

1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;

2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.

Согласно пункту 6 части 5 статьи 66 при отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, или их копий, предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в Аукционе от 09.10.2018 N <...>-1 первая часть заявки участника с порядковым номером "10" соответствует требованиям документации об Аукционе, Закона о контрактной системе, на основании чего участник с порядковым номером "10" допущен к участию в Аукционе. По результатам рассмотрения вторых частей заявок участник с порядковым номером "10", согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 15.10.2018 N <...>-3 также признан соответствующим требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе.

На заседании Комиссии представители Заказчика представили заявку участника Аукциона с порядковым номером "10" и пояснили, что указанная заявка участника Аукциона в первой части содержит предложение о поставке товаров (более 50% которых произведены на территории Российской Федерации), соответствующее требованиям технического задания документации об Аукционе. Кроме того, представители Заказчика пояснили, что у Аукционной комиссии отсутствовали основания прийти к выводу о том, что в заявке участника Аукциона с порядковым номером "10" предоставлена недостоверная информация в отношении страны происхождения товара, в связи с чем вышеуказанный участник допущен к участию в Аукционе. Вместе с тем, во второй части заявки участника Аукциона отсутствуют документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, подтверждающие страну происхождения предлагаемого в заявке товара, при этом заявка участника Аукциона с порядковым номером "10" соответствует требованиям, установленным в документации об Аукционе ко второй части заявки.

При этом, согласно законодательству о контрактной системе, отсутствие в составе заявки документов, предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, не является основанием для отклонения заявок участников закупок.

На основании изложенного, изучив заявку участника Аукциона с порядковым номером "10", Комиссия приходит к выводу, что действия Аукционной комиссии, принявшей решение о признании вышеуказанной заявки, соответствующей требованиям документации об Аукционе в результате рассмотрения первой и второй частей заявки, соответствуют требованиям Закона о конкретной системе, в связи с чем Комиссия считает довод Заявителя не нашедшим своего подтверждения.

2. При проведении внеплановой проверки Комиссией выявлено следующее нарушение Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 1 статьи 83.2 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем электронной процедуры, а в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, с иным участником этой процедуры, заявка которого на участие в этой процедуре признана соответствующей требованиям, установленным документацией и (или) извещением о закупке.

Согласно части 2 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, в течение пяти дней с даты размещения в ЕИС указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 8 статьи 82.4, части 23 статьи 83.1 Закона о контрактной системе протоколов заказчик размещает в ЕИС и на электронной площадке с использованием ЕИС без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 Закона о контрактной системе, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 Закона о контрактной системе, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.

Согласно пункту 1 Постановления N 968 установлен перечень отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения и условия допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень).

В соответствии с пунктом 3 Постановления N 968 для целей осуществления закупок отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в Перечень, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в Перечень и происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявок (окончательных предложений), которые одновременно: содержат предложения о поставке отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в перечень и производимых на территориях государств - членов Евразийского экономического союза; не содержат предложений о поставке одного и того же вида радиоэлектронной продукции одного производителя.

Вместе с тем, пунктом 4 Постановления N 968 установлено, что в случае если заявка, которая содержит предложение о поставке отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в Перечень и происходящих из иностранных государств, не отклоняется в соответствии с установленными Постановлением N 968 ограничениями, применяются условия допуска, установленные Приказом N 155.

В соответствии с пунктом 7 Приказа N 155 при осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения аукциона, в случае если победителем аукциона представлена заявка на участие в аукционе, которая содержит предложение о поставке товаров, указанных в пункте 1 Приказа N 155, происходящих из иностранных государств, за исключением товаров, происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза, контракт с таким победителем аукциона заключается по цене, предложенной участником аукциона, сниженной на 15 процентов от предложенной цены контракта.

При этом, в соответствии с пунктом "в" части 8 Приказа N 155 при осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений порядок, установленный пунктами 3 - 7 Приказа N 155, не применяется в случае, если в заявках на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок или запросе предложений, окончательных предложениях не содержится предложений о поставке товаров, произведенных на территории государств - членов Евразийского экономического союза, указанных в пункте 1 Приказа N 155.

Согласно документации об Аукционе, объектом закупки являются комплектующие для рабочих станций, а именно: SSD-накопитель, блок питания, а также кулер для процессора.

Код ОКПД2 26.20.40.190 "Комплектующие и запасные части для вычислительных машин прочие, не включенные в другие группировки", выбранный Заказчиком по отношению к вышеуказанным товарным позициям, включен в Перечень, а также указан в таблице, содержащей товары, происходящие из иностранных государств, по отношению к которым применяются положения Приказа N 155.

В соответствии со сведениями, представленными Оператором электронной площадки, Заказчиком 22.10.2018 направлен на подпись победителю Аукциона (Заявителю) проект контракта с ценой <...> рублей, что на 15 процентов ниже цены, предложенной Заявителем по итогам проведения Аукциона.

На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что при заключении контракта применены требования пункта 3 Приказа N 155 в связи с тем, что участником Аукциона с порядковым номером "10" с применением программно-аппаратных средств электронной площадки задекларирована поставка товаров, произведенных на территории государств - членов Евразийского экономического союза (более 50% предложенных в составе первой части заявки товаров произведены на территории Российской Федерации). При этом указанным участником не приложены в составе заявки документы (копии документов), подтверждающие страну происхождения товара в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок.

Согласно пункту 6 части 5 статьи 66 при отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, или их копий, предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

На заседании Комиссии установлено, что заявка участника Аукциона с порядковым номером "10" не содержит документов, предусмотренных Постановлением N 968, подтверждающих страну происхождения товаров, в связи с чем вышеуказанная заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика, неправомерно применившим преференции в соответствии с положениями Приказа N 155, Постановления N 968 в отношении цены, предложенной Заявителем, при направлении Заявителю проекта контракта на подпись, не соответствуют положениям части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, нарушают часть 2 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия

решила:

1. Признать жалобу ООО "<...>" необоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 2 статьи 83.2 Закона о контрактной системе.

3. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.

4. Передать материалы дела от 13.11.2018 по делу N 18/44/105/1625 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.