Решение ФАС РФ от 08.11.2018 N 223ФЗ-820/18

"О признании жалобы обоснованной: действия оператора электронной площадки нарушают требования ч. 12 ст. 3.3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц""
Редакция от 08.11.2018 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 8 ноября 2018 г. N 223ФЗ-820/18

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБЫ ООО "И" НА ДЕЙСТВИЯ (БЕЗДЕЙСТВИЕ) ЗАКАЗЧИКА ПРИ ЗАКУПКЕ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 18.07.2011 N 223-ФЗ "О ЗАКУПКАХ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ"

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе: <...>

при участии представителей: <...> рассмотрев жалобу ООО "И" от 29.10.2018 N ТДО91, направленную письмом Санкт-Петербургского УФАС России от 01.11.2018 N 78/32464/18, на действия (бездействие) заказчика ФГАОУ ВО "С", оператора электронной площадки АО "Е" при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по ремонту асфальтобетонного покрытия и благоустройству территории ФГАОУ ВО "С" (извещение N 31807032228), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),

установила:

В ФАС России поступила жалоба ООО "И" (далее - Заявитель) от 29.10.2018 N ТДО91, направленная письмом Санкт-Петербургского УФАС России от 01.11.2018 N 78/32464/18 на действия (бездействие) заказчика ФГАОУ ВО "С" (далее - Заказчик), оператора АО "Е" (далее - Оператор, ЭТП) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по ремонту асфальтобетонного покрытия и благоустройству территории ФГАОУ ВО "С" (извещение N 31807032228) (далее - Аукцион, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

Кроме того, в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг ФГАОУ ВО "С", утвержденным наблюдательным советом ФГАОУ ВО "С" от 28.09.2018 (далее - Положение о закупках).

Согласно Извещению, Документации, Аукцион осуществляется Заказчиком с использованием функционала единой информационной системы (далее - ЕИС) и сайта ЭТП АО "Е", расположенного по адресу: https://www.roseltorg.ru.

Вопросы, связанные с информационно-техническим обеспечением проведения Оператором закупок товаров, работ, услуг и торгов с использованием электронной площадки, имеющей адрес в сети "Интернет": http://www.spbex.ru, регулируются Регламентом организации и проведения электронных аукционов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным генеральным директором АО "Е" <...> (далее - Регламент).

Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

- Извещение о проведении Аукциона, Документация о проведении Аукциона (далее - Извещение, Документация) размещены в ЕИС - 16.10.2018;

- Начальная (максимальная) цена договора - 15 840 464 рубля;

- Дата окончания подачи заявок - 24.10.2018;

- Дата рассмотрения заявок - 29.10.2018;

- Дата подведения итогов - 30.10.2018;

- На участие в Аукционе подано 2 заявки, признанные соответствующими требованиям Документации.

Из Жалобы следует, что при проведении Аукциона Оператором нарушены права и законные интересы Заявителя, а именно:

1. Оператором неправомерно не размещены в ЕИС и на электронной площадке Оператора протоколы рассмотрения первых частей заявок и проведения Аукциона.

2. Оператором не обеспечена надежность функционирования программных и технических средств, используемых для осуществления конкурентной закупки в электронной форме, в связи с чем Заявитель не смог подать ценовое предложение для участия в Аукционе.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Оператора электронной площадки с доводами Жалобы не согласился и указал, что при проведении Аукциона Оператор действовал в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Документацией и Регламентом.

Рассмотрев представленные материалы, а также выслушав пояснения представителей Оператора, Комиссия ФАС России установила следующее.

- Согласно доводу Жалобы, Оператором неправомерно не размещены в ЕИС и на электронной площадке протоколы рассмотрения первых частей заявок и проведения Аукциона.

Частью 1 статьи 3.4 Закона о закупках установлено, что конкурентная закупка в электронной форме, участниками которой с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 частью 8 статьи 3 Закона о закупках, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляется в соответствии со статьями 3.2 и 3.3 Закона о закупках и с учетом требований, предусмотренных статьей 3.4 Закона о закупках.

В соответствии с частью 6 статьи 3.3 Закона о закупках информация, связанная с осуществлением конкурентной закупки в электронной форме, подлежит размещению в порядке, установленном Законом о закупках. В течение одного часа с момента размещения такая информация должна быть размещена в единой информационной системе и на электронной площадке. Такая информация должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.

Комиссией ФАС России установлено, что протоколы рассмотрения первых частей заявок и проведения Аукциона не размещены Оператором в ЕИС и на электронной площадке Оператора.

Вместе с тем, представитель Оператора на заседании Комиссии ФАС России не представил доказательств, подтверждающих, что Оператором размещены вышеуказанные протоколы в ЕИС и на электронной площадке Оператора.

На основании изложенного, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что действия Оператора электронной площадки, не разместившего протоколы рассмотрения первых частей заявок и проведения Аукциона в ЕИС и на электронной площадке, нарушают требования части 6 статьи 3.3 Закона о закупках.

- Согласно доводу Жалобы, Оператором не обеспечена надежность функционирования программных и технических средств, используемых для осуществления конкурентной закупки в электронной форме, в связи с чем Заявитель не смог подать ценовое предложение для участия в Аукционе.

Часть 12 статьи 3.3 Закона о закупках определяет, что Оператор электронной площадки обязан обеспечить непрерывность осуществления конкурентной закупки в электронной форме, неизменность подписанных электронной подписью электронных документов, надежность функционирования программных и технических средств, используемых для осуществления конкурентной закупки в электронной форме, равный доступ участников конкурентной закупки в электронной форме к участию в ней. За нарушение указанных требований оператор электронной площадки несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В составе жалобы Заявитель представил снимки экрана рабочего компьютера (скриншоты), согласно которым время проведения Аукциона и окончания срока подачи ценовых предложений не совпадают с временем проведения Аукциона и окончанием срока подачи ценовых предложений, указанным Заказчиком в Документации, в связи с чем Заявитель не смог подать ценовое предложение для участия в Аукционе.

Вместе с тем, представитель Оператора на заседании Комиссии ФАС России не представил доказательств, подтверждающих, что Заявителю при проведении Аукциона обеспечена возможность подачи ценового предложения.

На основании изложенного, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что действия Оператора электронной площадки при проведении Аукциона, не обеспечившего надежность функционирования программных и технических средств, используемых для осуществления конкурентной закупки в электронной форме, нарушают требования части 12 статьи 3.3 Закона о закупках.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

решила:

- Признать жалобу ООО "И" (ИНН: <...>; ОГРН: <...>) от 29.10.2018 N ТДО91, направленную письмом Санкт-Петербургского УФАС России от 01.11.2018 N 78/32464/18 на действия (бездействие) оператора электронной площадки АО "Е" (ИНН: <...>; ОГРН: <...>) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по ремонту асфальтобетонного покрытия и благоустройству территории ФГАОУ ВО "С" (извещение N 31807032228) обоснованной.

- Признать в действиях АО "Е" нарушения частей 6, 12 статьи 3.3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

- Выдать обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением от 08.11.2018 N 223ФЗ-820/18.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.