Решение ФАС РФ от 22.03.2021 по делу N 21/44/105/295

"О признании жалобы необоснованной: довод заявителя не нашел своего подтверждения"
Редакция от 22.03.2021 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 22 марта 2021 г. по делу N 21/44/105/295

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи жалобу ООО "С" (далее - Заявитель) на действия ГКУ Управления капитального строительства Республики Башкортостан (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, Государственным комитетом Республики Башкортостан по конкурентной политике (далее - Уполномоченный орган), АО "Э" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на проведение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, предусматривающих проектную документацию или экономически эффективную проектную документацию повторного использования, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности на право заключения государственного контракта на выполнение строительно-монтажных, пусконаладочных работ, поставка оборудования, неразрывно связанного с производством работ, по объекту "Строительство Республиканского центра детской онкологии и гематологии ГБУЗ "Р" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0101500000320001180) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Конкурса.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, неправомерно принявшего решение о признании Заявителя уклонившимся от заключения государственного контракта.

Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика 18.03.2021 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, заседание продолжилось 22.03.2021.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 15.12.2020;

2) начальная (максимальная) цена контракта - 1 499 935 555,93 рублей;

3) источник финансирования - бюджет Республики Башкортостан; КБК - 8090901243 N 462810414;

4) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 15.01.2021;

5) на участие в Конкурсе подано 4 заявки от участников закупки, признанные соответствующими Конкурсной документации и Закону о контрактной системе;

6) победителем Конкурса признано ООО "С" с предложением о цене государственного контракта - 1 469 000 000 рублей.

1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком неправомерно принято решение о признании Заявителя уклонившимся от заключения контракта, поскольку Заявителем представлено ненадлежащее обеспечение исполнения контракта в форме банковской гарантии.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Закона о контрактной системе заказчики в качестве обеспечения заявок, исполнения контрактов, гарантийных обязательств принимают банковские гарантии, выданные банками, соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и включенными в перечень, предусмотренный частью 1.2 статьи 45 Закона о контрактной системе.

Частью 2 статьи 45 Закона о контрактной системе установлены требования к условиям банковской гарантии.

Частью 3 статьи 45 Закона о контрактной системе в случае, предусмотренном извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, проектом контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в банковскую гарантию включается условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем пять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии.

Согласно части 6 статьи 45 Закона о контрактной системе основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является:

1) отсутствие информации о банковской гарантии в предусмотренных настоящей статьей реестрах банковских гарантий;

2) несоответствие банковской гарантии условиям, указанным в частях 2 и 3 статьи 45 Закона о контрактной системе;

3) несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

В соответствии с частью 4 статьи 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта.

Согласно части 5 статьи 96 Закона о контрактной системе в случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.

На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в ЕИС 11.03.2021 размещен протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 11.03.2021 N ППУ1, согласно которому Заявитель признан уклонившимся от заключения контракта в связи с предоставлением банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта, не соответствующей требованиям Конкурсной документации и Закона о контрактной системе.

На заседании Комиссии установлено, что Заявителем 05.03.2021 оформлена банковская гарантия N 9991-4G1/00138, выданная банком ПАО "Б" (далее - Банковская гарантия).

Пунктом 4 Банковской гарантии установлено следующее: "Гарант обязуется выплатить Бенефициару денежную сумму по настоящей Гарантии, в случае ненадлежащего выполнения или невыполнения Принципалом обязательств, обеспеченных настоящей Гарантией, в течение 5 (Пяти) рабочих дней со дня представления Бенефициаром Гаранту на бумажном носителе или в форме электронного документа надлежащего требования об уплате денежной суммы по Гарантии или ее части в пределах Суммы Гарантии (далее - "Требование"), в размере цены Контракта, уменьшенном на сумму, пропорциональную объему фактически исполненных Принципалом обязательств, предусмотренных Контрактом и оплаченных Бенефициаром, но не превышающем размер обеспечения исполнения Контракта.

Требование является надлежащим и подлежащим удовлетворению Гарантом при одновременном соблюдении следующих условий:"

В том числе установленного, в пункте 4.4 Банковской гарантии установлено следующее: "Требование получено Гарантом (доставлено Гаранту) до окончания срока действия Гарантии".

Кроме того, пунктов 7 Банковской гарантии установлено следующее: "Требование по Гарантии, не соответствующее положениям п. 4 Гарантии, считается не предъявленными, и Гарант не рассматривает и не осуществляет платеж по такому Требованию. Требования Бенефициара, полученные Гарантом по истечении срока действия настоящей Гарантии, удовлетворению не подлежит".

При этом на заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что требования, указанные в пунктах 4.4, 7 в Банковской гарантии, не соответствует положениям Конкурсной документации и Закона о контрактной системе.

Кроме того, представителями Заявителя на заседание Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода, изложенного в жалобе.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

2. Решением ФАС России от 20.01.2021 по делу N 21/44/105/43 (далее - Решение) в действиях Заказчика выявлено нарушение пункта 4 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении ненадлежащих требований к выписке из реестра саморегулируемой организации, при этом в связи с тем, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание об устранении выявленного нарушения ФАС России не выдавалось.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия

решила:

1. Признать жалобу ООО "С" необоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 4 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.

3. В связи с тем, что выявленное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя) предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе не выдавать.

4. В связи с тем, что материалы по выявленному нарушению переданы на основании решения от 20.01.2021 по делу N 21/44/105/43 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.