Решение ФАС РФ от 26.03.2021 по делу N 21/44/105/318

"О признании жалобы частично обоснованной: действия заказчика, уполномоченного органа нарушают ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ"
Редакция от 26.03.2021 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 26 марта 2021 г. по делу N 21/44/105/318

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством видео-конференц-связи жалобу ООО "В" (далее - Заявитель) на действия Администрации "Б" (далее - Заказчик), Комитета "К" (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, конкурсной комиссией Администрации "Б" (далее - Конкурсная комиссия), ООО "Р" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на проведение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, предусматривающих проектную документацию или экономически эффективную проектную документацию повторного использования, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности на право заключения государственного контракта на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Школа на 1100 мест по адресу: Московская область, г.о. Балашиха, мкр. Ольгино (ПИР и строительство)" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0148200005421000022) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Конкурсной комиссией, Оператором электронной площадки Конкурса.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:

1. В проекте муниципального контракта Конкурсной документации неправомерно установлена обязанность получения подрядчиком разрешения на ввод объекта в эксплуатацию;

2. В Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по показателю "Общая стоимость исполненных контрактов (договоров)" (далее - Показатель N 1) критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий N 1), поскольку в рамках Показателя N 1 Критерия N 1 к оценке принимаются исполненные контракты/договоры за последние 2 года, предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в закупке на выполнение работ по строительству и/или реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов), стоимость которых составляет не менее 65% от начальной (максимальной) цены контракта;

3. В проекте контракта Конкурсной документации неправомерно установлено условие о предоставлении подрядчиком копий накладных от поставщиков.

В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа 25.03.2021 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, заседание продолжилось 26.03.2021.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением о проведении Конкурса, протоколами, составленными при осуществлении закупки:

1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 18.02.2021;

2) начальная (максимальная) цена контракта - 1 143 019 370,86 рублей;

3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;

4) источник финансирования - средства "Б", КБК - 9010702183E155200414, 9010702183E155209414;

5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 29.03.2021.

1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в проекте муниципального контракта Конкурсной документации неправомерно установлена обязанность получения подрядчиком разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

На заседании Комиссии установлено, что пунктом 7.7 проекта муниципального контракта Конкурсной документации указано следующее: "Заказчик в течение 10 рабочих дней с даты приемки объекта и представления подрядчиком имеющихся у него документов, необходимых в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации для получения заключения органа государственного строительного надзора о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной и рабочей документацией, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, направляет представленные документы в органы, уполномоченные в соответствии с законодательством Российской Федерации на выдачу указанного заключения. Заказчик в течение 10 рабочих дней с даты получения соответствующего заключения и представления подрядчиком имеющихся у него документов, необходимых в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, направляет документы в органы, уполномоченные в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации на выдачу разрешения на ввод объекта в эксплуатацию".

Кроме того, пунктом 5.2.1 проекта муниципального контракта Конкурсной документации установлено, в том числе следующее: "Подрядчик обязуется передать Заказчику документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, подготовка которых входит в обязанности подрядчика как лица, осуществляющего строительство в соответствии со статьей 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации".

При этом на заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что вышеуказанные положения проекта муниципального контракта Конкурсной документации не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.

Кроме того, на заседание Комиссии Заявитель явку представителей не обеспечил, а также в составе жалобы не представил документы и сведения, свидетельствующие об обратном.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по Показателю N 1 Критерия N 1, поскольку в рамках Показателя N 1 Критерия N 1 к оценке принимаются исполненные контракты/договоры за последние 2 года, предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в закупке на выполнение работ по строительству и/или реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов), стоимость которых составляет не менее 65% от начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.

Согласно части 6 статьи 54.7 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации).

В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).

Согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.

В соответствии с пунктом 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.

Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.

Конкурсной документацией установлен следующий порядок оценки заявок:

1) Критерий "Цена контракта" - 60%; Коэффициент значимости равен 0,6;

2) Критерий N 1 - 40%; Коэффициент значимости равен 0,4.

Согласно Конкурсной документации Критерий N 1 содержит Показатель N 1, в рамках которого оценивается "Суммарный объем выполненных работ, исчисляемых в рублях успешно исполненных контрактов (договоров), сопоставимого характера и объема, за последние 2 года, предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в закупке (в которых участник закупки выступает генеральным подрядчиком). Под работами сопоставимого характера понимаются работы по строительству и/или реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов), выполненные по контрактам (договорам) заключенным и успешно исполненным участником закупки по результатам проведенных закупок в соответствии с Законом о контрактной системе или в соответствии с Федеральным законом от 08.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". Под работами сопоставимого объема понимается выполнение работ по исполненному контракту/договору стоимость которого составляет не менее 65% от начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который, проводится закупка".

Изучив указанный порядок оценки, Комиссия приходит к выводу, что установление в порядке оценки Конкурсной документации по Показателю N 1 Критерия N 1 условия о том, что копии исполненных контрактов/договоров, принимаемых к оценке, должны быть с ценой не менее 65% от начальной (максимально) цены контракта неправомерно, поскольку не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта/договора и объективно сопоставить предложения участников Конкурса.

При этом на заседании Комиссии установлено, что по Показателю N 1 Критерия N 1 оцениваются исключительно контракты/договоры, которые исполнены за последние 2 года до даты окончания подачи заявок на участие в Конкурсе, что, по мнению Комиссии, не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта/договора и объективно сопоставить предложения участников Конкурса.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что требование в отношении срока заключения контрактов/договоров и их стоимости является ненадлежащим.

Учитывая изложенное, действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших в Конкурсной документации ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по Показателю N 1 Критерия N 1, нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. Согласно доводу Заявителя в проекте муниципального контракта Конкурсной документации неправомерно установлено условие о предоставлении подрядчиком копий накладных от поставщиков.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

Согласно части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и Законом о контрактной системе.

Учитывая изложенное, при надлежащем исполнении контракта после подписания заказчиком акта приемки выполненной работы заказчик обязан оплатить выполненную работу по цене, определенной контрактом.

Таким образом, Законом о контрактной системе не предусмотрена обязанность предоставления финансовых документов при исполнении контракта, в связи с чем, заказчик не вправе включать в контракт условие о представлении поставщиком (подрядчиком, исполнителем) финансового отчета о понесенных расходах и подтверждающих эти затраты копий накладных.

Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что в проекте муниципального контракта Конкурсной документации установлено следующее: "4.1.6. Заказчик вправе рассматривать образцы строительных материалов, оборудования, изделий, конструкций и комплектующих (далее - товары), приобретаемых (или планируемых к приобретению) подрядчиком для производства работ, включая сопровождающие их документы, подтверждающие их качество и соответствие Российским стандартам, (паспорта на поставленные товары, накладные от поставщиков, сертификаты соответствия, технические свидетельства о разрешении применения их в строительстве на территории Российской Федерации, пожарные сертификаты и прочее) в течение 10 (десяти) рабочих дней со следующего дня после получения от подрядчика по письменному запросу Заказчика этих образцов".

Вместе с тем представители Заказчика, Уполномоченного органа не представили доказательств, подтверждающих обоснованность установления требования о предоставлении подрядчиком копий накладных от поставщиков.

Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают часть 1 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

4. Решением Комиссии ФАС России от 17.03.2021 по делу N 21/44/105/249 (далее - Решение) в действиях Заказчика, Уполномоченного органа выявлены нарушение пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении ненадлежащего порядка оценки заявок участников закупки.

На основании Решения Заказчику, Конкурсной комиссии, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки выдано предписание от 17.03.2021 по делу N 21/44/105/249, согласно которому Заказчику, Уполномоченному органу необходимо внести изменения в Конкурсную документацию.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия

решила:

1. Признать жалобу ООО "В" обоснованной в части установления ненадлежащего порядка оценки заявок участников закупки, а также условия о предоставлении подрядчиком копий накладных от поставщиков.

2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения части 1 статьи 34, пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.

3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.

4. Передать материалы от 26.03.2021 по делу N 21/44/105/318 в части пункта 3 мотивировочной части решения соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

5. В связи с тем, что материалы по выявленному нарушению в части пункта 2 мотивировочной части решения переданы на основании решения от 17.03.2021 по делу N 21/44/105/249 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу в указанной части для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.