Решение ФАС РФ от 09.04.2021 по делу N 21/44/105/373

"О признании жалобы необоснованной: довод заявителя не нашел своего подтверждения"
Редакция от 09.04.2021 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 9 апреля 2021 г. по делу N 21/44/105/373

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "С" (далее - Заявитель) на действия Министерства "С" (далее - Заказчик), ФГБУ "У" (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, конкурсной комиссией Министерства "С" (далее - Конкурсная комиссия), АО "А" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на проведение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, предусматривающих проектную документацию или экономически эффективную проектную документацию повторного использования, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности на выполнение работ по реконструкции Бригадного распределителя, Прохладненский район, Кабардино-Балкарская Республика (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0304100002321000004) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Конкурсной комиссией, Оператором электронной площадки Конкурса.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа, установивших в Конкурсной документации ненадлежащим образом порядок оценки участников закупки по показателю "Наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров)" (далее - Показатель N 1) критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий N 1).

Представитель Уполномоченного органа на заседании Комиссии не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением о проведении Конкурса, протоколами, составленными при осуществлении закупки:

1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 17.03.2021;

2) начальная (максимальная) цена контракта - 220 000 000,00 рублей;

3) источник финансирования - федеральный бюджет, КБК - 082040525УT200200414;

4) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;

5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 08.04.2021.

1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки участников закупки по Показателю N 1 Критерия N 1, поскольку по указанному показателю установлено предельное необходимое максимальное количественное значение квалификационной характеристики - 500 000 000 рублей.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.

Согласно части 3 статьи 54.7 Закона о контрактной системе конкурсной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок, документов и информации, предусмотренных частью 11 статьи 24.1 Закона о контрактной системе, принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком конкурсе требованиям, установленным конкурсной документацией, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей.

Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).

Согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.

В соответствии с пунктом 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.

Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

Конкурсной документацией установлен следующий порядок оценки заявок:

1) Критерий "Цена договора" - 60%. Коэффициент значимости - 0,6;

2) Критерий N 1 - 40%. Коэффициент значимости - 0,4.

В рамках Критерия N 1 установлен Показатель N 1, согласно которому оценивается "наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров), предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, относящихся к виду объекта капитального строительства "линейные объекты капитального строительства", заключенный и исполненный не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке".

При этом "предельно необходимое максимальное количественное значение квалификационной характеристики - 500 000 000 рублей".

Согласно доводу Заявителя, указанное значение установлено ненадлежащим образом. При этом, объект закупки не является линейным объектом, что не позволяет применять соответствующий порядок оценки.

Представитель Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснил, что вышеуказанное требование в части предельно необходимого максимального количественного значения квалификационной характеристики установлено исходя из потребностей Заказчика, Уполномоченного органа и не противоречит положениям Закона о контрактной системе. При этом согласно положительному заключению государственной экспертизы проектной документации, объект закупки является линейным объектом.

Кроме того, изучив вышеуказанный порядок оценки, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные требования порядка оценки по Показателю N 1 Критерия N 1 не противоречит положениям Закона о контрактной системе.

Таким образом, учитывая, что представитель Заявителя на заседание Комиссии не представил доказательств обоснованности довода, указанный довод не нашел своего подтверждения.

Кроме того, в рамках проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.

2. Комиссия приходит к выводу, что порядок оценки по Показателю N 1 Критерия N 1 установлен Заказчиком, Уполномоченным органом в Конкурсной документации ненадлежащим образом, поскольку по указанному показателю оценке подлежат контракты (договоры), заключенные не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке, что не позволяет надлежащим образом оценить опыт участников закупки, выявить лучшие условия исполнения государственного контракта, а также объективно составить предложения участников закупки.

Таким образом, указанные действия Заказчика, Уполномоченного органа, нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, решением ФАС России от 02.04.2021 N 21/44/105/337 (далее - Решение) в действиях Заказчика, Уполномоченного органа выявлено нарушение пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении в Конкурсной документации ненадлежащего порядка оценки заявок на участие в Конкурсе.

На основании Решения Заказчику, Конкурсной комиссии, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки выдано предписание о необходимости рассмотрения вторых частей заявок на участие в Конкурсе без учета ненадлежащего требования порядка оценки заявок на участие в Конкурсе. Срок исполнения предписания - 16.04.2021.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия

решила:

1. Признать жалобу ООО "С" необоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.

3. В связи с тем, что предписание выдано на основании решения от 02.04.2021 по делу N 21/44/105/336, предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе не выдавать.

4. В связи с тем, что материалы по выявленному нарушению переданы на основании решения от 02.04.2021 по делу N 21/44/105/336 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.