Решение Арбитражного суда Смоленской области от 25.06.2020 по делу N А62-11148/2019

"Об отказе в удовлетворении заявления: отказав в иске о признании недействительными решения антимонопольного органа, суд исходил из того, что оспариваемые действия предпринимателем не прекращены на момент вынесения оспариваемого решения, Управлением обоснованно выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства"
Редакция от 25.06.2020 — Действует

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 25 июня 2020 г. Дело N А62-11148/2019

Резолютивная часть решения оглашена 18 июня 2020 года

Полный текст решения изготовлен 25 июня 2020 года

Арбитражный суд Смоленской области в составе судьи Печориной В.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Пехтеревой Е.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Ануфриенкова Сергея Викторовича (ОГРНИП 313673304900053; ИНН 671301614261)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области (ОГРН 1026701444615; ИНН 6730031796)

о признании недействительными решения от 17.10.2019 N 3528/04 по делу N 01-18/К, предписания от 17.10.2019 N 3529/04 по делу N 01-18/К

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: общество с ограниченной ответственностью "Спецпроект" (ОГРН 1166733069216; ИНН 6732132366), общество с ограниченной ответственностью "1897-АВТО" (ОГРН 1166733074507; ИНН 6713015459), общество с ограниченной ответственностью "Смоленские пассажирские перевозки" (ОГРН 1146733001909; ИНН 6732068826), акционерное общество "Смоленское областное предприятие пассажирского транспорта" (ОГРН 1106732007051; ИНН 6732007206)

при участии

от заявителя: Веревкин С.В., представитель (доверенность от 16.12.2019),

от ответчика: Буравлев А.К., представитель (доверенность от 16.12.2019), Ковалева Т.С., представитель (доверенность от 05.08.2020);

от третьих лиц: ООО "Спецпроект" - Чечиков А.В., ген. директор; ООО "1897-АВТО", ООО Смоленские пассажирские перевозки" - Петров С.В. (доверенности);

ООО "СПП": удовлетворено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя

установил:

Индивидуальный предприниматель Ануфриенков Сергей Викторович (далее по тексту - Предприниматель, заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области (далее по тексту - Управление, ответчик) о признании недействительными решения от 17.10.2019 N 3528/04 по делу N 01-18/К, предписания от 17.10.2019 N 3 529/04 по делу N 01-18/К.

Определением Арбитражного суда Смоленского области к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Спецпроект", общество с ограниченной ответственностью "1897-АВТО", общество с ограниченной ответственностью "Смоленские пассажирские перевозки", акционерное общество "Смоленское областное предприятие пассажирского транспорта".

Как следует из материалов дела, 09.11.2017 ООО "1897-АВТО" обратилось в Управление с заявлением о признании действий ИП Ануфриенкова С.В. нарушающими требования антимонопольного законодательства, указав, что предприниматель начал осуществлять заказные перевозки пассажиров по маршруту Рудня-Смоленск, совпадающему с регулярным пригородным маршрутом N 232 "Рудня-Смоленск" с регулируемым тарифом, оказывая услугу по цене ниже, чем цена, установленная для ООО "1897-АВТО" органом регулирования тарифов.

В ходе рассмотрения заявления Управлением в действиях индивидуального предпринимателя Ануфриенкова С.В. были выявлены признаки нарушения статьи 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее по тексту - Закон "О защите конкуренции"), в связи с чем в порядке части 2 статьи 39.1 Закона "О защите конкуренции" Предпринимателю выдано предупреждение о прекращении действий, содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства (исх. N 329/05 от 07.02.2018), путем прекращения осуществления регулярных пассажирских перевозок по маршруту "Смоленск - Рудня" и "Рудня - Смоленск" под видом заказных с установлением срока для выполнения - до 01.03.2018.

12.03.2018 в Управление поступило заявление ООО "1897-АВТО", в котором указано, что Предприниматель в нарушение указанного предупреждения продолжает осуществлять действия, нарушающие требования антимонопольного законодательства в части совершения недобросовестной конкуренции путем осуществления регулярных пассажирских перевозок по маршруту "Смоленск - Рудня" и "Рудня - Смоленск" под видом заказных.

Приказом Смоленского УФАС России от 16.03.2018 N 15 было возбуждено дело N 01-18/К по признакам нарушения Предпринимателем статьи 14.8 Закона "О защите конкуренции".

Решением от 23.10.2018 по делу N 01-18/К антимонопольный орган прекратил рассмотрение дела и передал материалы дела в отдел контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Смоленского УФАС для проведения проверки в отношении Департамента Смоленской области по транспорту и дорожному хозяйству на предмет соблюдения антимонопольного законодательства РФ.

ООО "1897-АВТО" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании указанного решения недействительным (дело N А62-11502/2018), Предприниматель привлечен к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

При рассмотрении дела на основании собранных Управлением доказательств в рамках дела N А62-11502/2018 судом сделан вывод о том, что ИП Ануфриенков СВ. в период с 08.09.2017 по 22.11.2017 осуществлял регулярные перевозки пассажиров по маршруту "Рудня-Смоленск-Рудня" под видом заказных перевозок. Место сбора пассажиров автобусами предпринимателя совпадало с местом сбора пассажиров автобусами ООО "1897-АВТО" (осуществляющим регулярные перевозки на основании разрешительных документов), но транспорт предпринимателя отправлялся немного раньше, тем самым отбирая часть пассажиров регулярного перевозчика.

С 22.11.2017 ИП Ануфриенков СВ. начал осуществлять заказные перевозки на основании договора фрахтования N 67/РФ-22 транспортного средства с экипажем для выполнения систематических автобусных пассажирских перевозок, заключенного с ООО "Спецпроект", однако, указанные перевозки осуществлялись по расписанию, маршрут следования совпадал с маршрутом регулярных перевозок, что нехарактерно для заказных перевозок.

Таким образом, судом установлено, что ООО "1897-АВТО" и ИП Ануфриенков С.В. фактически осуществляют деятельность на одном товарном рынке: услуги по перевозке пассажиров и багажа по автобусному маршруту "Рудня-Смоленск" "Смоленск - Рудня", что позволяет квалифицировать данных субъектов предпринимательской деятельности как конкурентов.

Товарный рынок пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего назначения по рассматриваемому маршруту не является эластичным, т.е. количество пассажиров, желающих воспользоваться услугами перевозчика, строго ограничено. Кроме того, вышеуказанные действия формируют у потенциальных потребителей образ регулярных перевозок.

Незаконное изъятие перевозчиками части пассажиров и перераспределение спроса на услуги регулярного перевозчика, работающего на данном маршруте на основании договора, заключенного на выполнение регулярных перевозок и исполняющего при этом все договорные обязанности, может привести к его убыткам.

Таким образом, при рассмотрении дела А62-11502/2018 установлены следующие обстоятельства: 1) осуществление деятельности Обществом по регулярным перевозкам в соответствии с разрешительными документами, 2) организация и осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа под видом заказных перевозок Предпринимателем (не имеющим права на осуществление регулярных перевозок), 3) действие указанных лиц на одном товарном рынке.

На основании изложенного, действия индивидуального предпринимателя Ануфриенкова С.В. квалифицированы судом как действия по недобросовестной конкуренции путем организации и осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа по автобусному маршруту "Смоленск - Рудня" и "Рудня - Смоленск" под видом заказных перевозок.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Смоленской области от 14.03.2019 по делу N А62-11502/2018 решение Смоленского УФАС России от 23.10.2018 по делу N 01-18/К о прекращении рассмотрения дела признано недействительным; Смоленскому УФАС России вменено в обязанность устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ООО "1897-АВТО", возобновив рассмотрение дела N 01-18/К по признакам нарушения индивидуальным предпринимателем Ануфриенковым С.В. статьи 14.8 Закона о защите конкуренции.

Кроме того, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Смоленской области от 26.04.2019 по делу N А62-1563/2019 (по заявлению Предпринимателя) установлено, что ООО "1897-Авто" на законных основаниях осуществляло перевозки пассажиров по маршруту N

Исполняя решение Арбитражного суда Смоленской области от 14.03.2019 по делу N А62-11502/2018 Управлением возобновлено рассмотрение дела N 01-18/К, по результатам рассмотрения которого 17.10.2019 принято решение N 01-18/К, которым Предприниматель признан нарушившим в период с 08.09.2017 по 09.10.2018 (вынесение резолютивной части решения Управления по делу N 01-18/К при первом рассмотрении) антимонопольного законодательства, выразившегося в совершении недобросовестной конкуренции - осуществление регулярных перевозок пассажиров по межмуниципальному маршруту под видом заказных.

В связи с тем обстоятельством, что на дату повторного рассмотрения Управлением дела указанные действия Предпринимателем прекращены не были ответчиком также выдано предписание от 17.10.2019 N 01-18/К.

Предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления от 17.10.2019 N 01-18/К со ссылкой на то обстоятельство, что антимонопольным органом при рассмотрении дела сделан необоснованный вывод о наличии в действиях Предпринимателя признаков недобросовестной конкуренции.

В судебном заседании представителями Управления, третьих лиц ООО "1897-АВТО", ООО Смоленские пассажирские перевозки" предъявленные требования не признаны по мотивам, изложенным в оспариваемом решении.

Оценив в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ все имеющиеся в материалах дела документы, заслушав мнение лиц, участвующих в деле, суд полагает, что предъявленные требования не подлежат удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 1 Закона о защите конкуренции настоящий Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.

Целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции).

В части 1 статьи 3 названного Закона указано, что настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

В соответствии с подпунктом 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции недобросовестной конкуренцией являются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Таким образом, для квалификации совершенного деяния в качестве указанного правонарушения и подтверждения его состава в действиях конкретного лица необходимо, чтобы лицо, совершившее данное деяние, обладало признаком хозяйствующего субъекта; его действия противоречили законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости; были направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности; совершенные действия могли причинить убытки либо нанести ущерб деловой репутации другого хозяйствующего субъекта.

По смыслу части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции при отсутствии доказательств совершения действий, прямо не предусмотренных названной нормой, квалификация деяния в качестве недобросовестной конкуренции возможна лишь при наличии всех ее признаков, сформулированных в подпункте 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 1 статьи 9 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке (часть 1 статьи 10 ГК РФ).

Статья 4 Закона о защите конкуренции определяет, что хозяйствующий субъект - это коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации;

товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами;

конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке;

недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Часть 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции (в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения) содержит запрет на недобросовестную конкуренцию и открытый перечень действий, относящихся к таковой.

Исходя из системного толкования вышеназванных нормативных положений, в качестве акта недобросовестной конкуренции может быть квалифицировано такое поведение хозяйствующего субъекта, которое противоречит законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, нарушает один из установленных в статье 14 Закона о защите конкуренции запретов, направлено на получение преимуществ перед другими лицами, стремящимися к тому же результату, и может причинить убытки либо нанести ущерб деловой репутации другого хозяйствующего субъекта, стремящегося к тому же результату.

Конечным итогом действий хозяйствующего субъекта должно являться получение преимущества, занятие более выгодного, доминирующего положения на соответствующем товарном рынке по отношению к конкурентам.

Статьей 22 Закона о защите конкуренции установлено, что антимонопольный орган обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами, в том числе в сфере использования земли, недр, водных ресурсов и других природных ресурсов, выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения; предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами; осуществляет государственный контроль за экономической концентрацией, в том числе в сфере использования земли, недр, водных ресурсов и других природных ресурсов, а также при проведении торгов в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Таким образом, Закон о защите конкуренции наделяет антимонопольный орган контрольными функциями с целью соблюдения антимонопольного законодательства. При этом функции и полномочия антимонопольного направлены исключительно на защиту конкуренции.

В соответствии со статьей 2 Закона Смоленской области от 14.12.2004 N 92-з "Об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в пригородном и межмуниципальном сообщении", пригородный маршрут - постоянный маршрут регулярных перевозок пассажиров автобусами между населенными пунктами на расстояние до пятидесяти километров включительно между границами этих населенных пунктов, проходящий по территории двух и более муниципальных районов, городских округов; межмуниципальный маршрут - постоянный внутриобластной маршрут регулярных перевозок пассажиров автобусами между населенными пунктами на расстояние более пятидесяти километров между границами этих населенных пунктов, проходящий по территории двух и более муниципальных районов, городских округов.

В 2010 году по обращению ООО "1897-Авто", осуществляющего перевозки по маршруту "Рудня - Смоленск" был произведен комиссионный замер протяженности маршрута и расстояния между границами населенных пунктов "город Рудня" и "город Смоленск". Расстояние между границами этих населенных пунктов составило 48,8 м (то есть менее 50 км), в связи с чем изменен вид маршрута с межмуниципального на пригородный с одновременным изменением номера маршрута.

Однако, несмотря на изменение номера маршрута с "531" на "232", Общество осуществляет пассажирские перевозки по прежнему маршруту (аналогичной с ранее установленной протяженностью, порядком следования, остановочными пунктами).

На маршрут пригородного сообщения N 232 "Рудня - Смоленск" в 2010 году ОАО "1897-АВТО" составлен Паспорт автобусного маршрута, который был согласован и утвержден в установленном порядке. Маршрут N 232 "Рудня - Смоленск" состоит в Реестре пригородных маршрутов Смоленской области регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом.

Департаментом Смоленской области по транспорту и дорожному хозяйству перевозчику по маршруту N 232 "Рудня - Смоленск" Федеральный закон от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Закон N 220-ФЗ) выданы карты маршрута регулярных перевозок.

Между Департаментом и Обществом заключен договор N 5 от 14.02.2008 на выполнение пассажирских перевозок транспортом общего пользования по маршруту (маршрутам) регулярного сообщения (новая редакция) с учетом дополнительных соглашений. В соответствии с дополнительным соглашением от 29.12.2015 срок действия данного договора пролонгирован до 30.06.2020.

Учитывая, что договор на выполнение пассажирских перевозок транспортом общего пользования по маршруту (маршрутам) регулярного сообщения (новая редакция) между Департаментом и ООО "1897-АВТО" заключен до дня официального опубликования Закона N 220-ФЗ, срок его действия не превышает пяти лет со дня официального опубликования указанного закона, ООО "1897-Авто" вправе осуществлять регулярные перевозки в порядке, действовавшем до дня официального опубликования Закона N 220-ФЗ до окончания срока действия договора.

Указанные обстоятельства установлены судом при рассмотрении дел N А62-11502/2018 и А62-1563/2019.

В силу пунктов 1 и 2 статьи 784 Гражданского кодекса РФ перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки, общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

Статьей 5 Устава автомобильного транспорта установлено, что перевозки пассажиров и багажа подразделяются на: 1) регулярные перевозки; 2) перевозки по заказам; 3) перевозки легковыми такси.

Официальный источник электронного документа содержит неточность: имеется в виду Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ.

В силу условий части 1 статьи 19 Устава автомобильного транспорта регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок. Регулярные перевозки пассажиров и багажа относятся к перевозкам транспортом общего пользования (часть 2 статьи 19 Устава автомобильного транспорта).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112 утверждены Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - Правила).

Пунктом 3 Правил установлено, что регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются по расписаниям.

Расписание содержит интервалы отправления транспортных средств, в том числе по периодам времени суток, или временной график отправления транспортных средств от остановочного пункта (пункт 5 Правил).

Расписание размещается во всех остановочных пунктах маршрута регулярных перевозок, в которых предусмотрена обязательная остановка транспортного средства (пункт 7 Правил).

По договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.

Порядок заключения договора фрахтования, а также форма указанного договора устанавливаются транспортными уставами и кодексами (статья 787 Гражданского кодекса РФ).

Исходя из положений главы 40 Гражданского кодекса Российской Федерации "Перевозка", договор фрахтования является разновидностью договора перевозки.

В соответствии со статьей 27 Устава автомобильного транспорта перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме (часть 1), при отсутствии необходимости осуществления систематических перевозок пассажиров и багажа по заказу договор фрахтования заключается в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа (часть 4).

При этом фрахтователь - физическое или юридическое лицо, которое по договору фрахтования обязуется оплатить стоимость пользования всей либо частью вместимости одного или нескольких транспортных средств, предоставляемых на один или несколько рейсов для перевозок пассажиров и багажа, грузов; фрахтовщик - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору фрахтования обязанность предоставить фрахтователю всю либо часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозок пассажиров и багажа, грузов (пункты 21 и 22 статьи 2 Устава автомобильного транспорта).

Договор фрахтования может заключаться в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа, оформляемого фрахтовщиком (пункт 93 Правил).

Договор фрахтования или его копия, а также заказ-наряд на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа, если договор фрахтования заключен в форме указанного заказа-наряда, находятся у водителя от начала до конца осуществления перевозки пассажиров и багажа по заказу и предъявляются в обязательном порядке по требованию должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление контроля за наличием у водителей таких документов (пункт 94 Правил).

Таким образом, отличительной особенностью регулярных перевозок пассажиров является то, что такие перевозки осуществляются систематически, по утвержденному маршруту и в соответствии с установленным расписанием движения, с выдачей пассажирам билетов, в то время, когда особенностью перевозок по заказу является то, что перевозки осуществляются по заказу пассажира, при этом маршрут движения и время отправления определяются также пассажиром, а не перевозчиком.

В отношении осуществления перевозок пассажиров и багажа по маршруту "Рудня - Смоленск" и обратно индивидуальным предпринимателем Ануфриенковым С.В. Управлением в ходе проверки установлено следующее.

В газете "Руднянский голос" от 14.09.2017 выпуск N 36 (9469) опубликовано объявление следующего содержания: "Расписание автобусов. Уважаемые пассажиры! С 08.09.2017 организованы дополнительные рейсы по маршруту Рудня - Смоленск (без заезда в п. Голынки). Отправление согласно расписанию. СХТ отправление 6-45. Автостанция Рудня отправление 7-00, 10-10, 16-30. Автовокзал Смоленск отправление 8-35,12-30,19-00. Дни следования ежедневно".

На автостанции г. Рудни в октябре - ноябре 2017 года размещались объявления о времени отправления автобусов по маршруту "Рудня - Смоленск": в 7-00, 10-10, 14-20, 17-50. Перевозка пассажиров осуществлялась транспортными средствами ПЕЖО госномер С104МА67 (на лобовом стекле табличка - Смоленск) и МЕРСЕДЕС-БЕНЦ госномер А116ЕВ67 (на лобовом стекле табличка - Рудня-Смоленск) от СХТ или автостанции г. Рудни по указанному расписанию.

Индивидуальный предприниматель Ануфриенков С.В. о начале осуществления предпринимательской деятельности по предоставлению услуг по перевозкам пассажиров и багажа по заказам уведомил Западное МУГАДН ЦФО ФСНСТ 14.08.2017.

В ходе проведенных Межмуниципальным отделом МВД России "Руднянский" совместно с Западным межрегиональным Управлением государственного автодорожного надзора Центрального Федерального органа проверок, в целях осуществления контроля за движением заказных перевозок по маршруту Рудня - Смоленск - Рудня, были установлены факты нарушения индивидуальным предпринимателем Ануфриенковым С.В. действующего законодательства при осуществлении заказных перевозок.

Так, 06.10.2017 водителем транспортного средства ПЕЖО госномер С104МА67, принадлежащего индивидуальному предпринимателю Ануфриенкову С.В., осуществлялась заказная перевозка пассажиров по маршруту "Смоленск - Рудня" без договоров фрахтования, что является нарушением требований пункта 94 Правил перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом. 13.10.2017 в автобусе марки МЕРСЕДЕС-БЕНЦ 223205 госномер А116ЕВ67, принадлежащему индивидуальному предпринимателю Ануфриенкову С.В., при осуществлении заказной перевозки пассажиров по маршруту "Рудня - Смоленск", водитель взимал плату при перевозке неопределенного круга лиц, что является невыполнением требований статьи 27 Устава автомобильного транспорта.

Постановлениями Западного межрегионального Управления государственного автодорожного надзора Центрального Федерального органа N 005509 от 09.10.2017 и N 005626 от 21.11.2017 индивидуальный предприниматель Ануфриенков С.В. и водитель были привлечены к административной ответственности в соответствие со статьей 11.14.2 КоАП РФ.

Согласно договору N 58/2017 от 01.09.2017 на оказание услуг на объекте транспортной инфраструктуры, заключенному индивидуальным предпринимателем Ануфриенковым С.В. (Заказчик) с ПАО "Смолоблпассажиртранс" (Исполнитель), реализация билетов на заказной рейс представляет собой заключение договоров фрахтования части транспортного средства с экипажем между Заказчиком и пассажиром из начального, промежуточного и конечного остановочного пункта, указанных в расписании, в прямом направлении, осуществляемые через Автоматизированную систему продаж билетов Исполнителя. В Приложении N 1 к Договору N 58/2017 от 01.09.2017 указано расписание движения автобусов (время отправления и время прибытия) и наименование маршрута: Смоленск - Рудня. Время оправления с автовокзала Смоленск: 08-35, 12-30 и 19-00. Время отправления на Смоленск: 07-00, 10-10, 16-30. Дни недели отправления из Смоленска и на Смоленск - ежедневно. Стоимость перевозочных документов Смоленск - Рудня 165 руб. и Смоленск - Шеровичи 152 руб. В приложении N 2 к договору указана марка и госномер автобуса, осуществляющего перевозки: Peugeot Boxer С104МА67. Расписание размещалось в зале автовокзала. Отправление автобусов осуществлялось по адресу: г. Смоленск, ул. Кашена, д. 13. Договор N 58/2017 от 01.09.2017 расторгнут индивидуальным предпринимателем Ануфриенковым С.В. 01.12.2017.

На основании письма ПАО "Смолоблпассажиртранс" от 26.06.2018 объявления о расписании отправления автобусов индивидуального предпринимателя Ануфриенкова С.В. по маршруту "Рудня - Смоленск" и

"Смоленск - Рудня" размещались на кассах автовокзала, находилась в справочном бюро и доводилась до сведения пассажиров при прямом обращении по телефону. Объем выручки от реализации билетов за перевозку пассажиров индивидуальным предпринимателем Ануфриенковым С.В. за период с 08.09.2017 по 22.11.2017 составил 248,6 тыс.руб. Работа кассы автовокзала являет собой публичную оферту для всех пассажиров и, следовательно, билеты продаются любому обратившемуся.

Таким образом, при рассмотрении дела Управлением установлено, что индивидуальный предприниматель Ануфриенков С.В. в период с 08.09.2017 по 22.11.2017 от автовокзала в г. Смоленске, по адресу: ул. Кашена, д. 13, и автостанции в г. Рудне осуществлял по расписанию регулярные перевозки пассажиров по маршруту "Рудня - Смоленск" и "Смоленск - Рудня" под видом заказных, адреса отправления совпадали с местами отправления автобусов ООО "1897-АВТО", осуществляющего свою деятельность по регулярному маршруту на законных основаниях, при этом автобусы индивидуального предпринимателя Ануфриенкова С.В. отправлялись немного раньше (от 15 до 30 минут), чем автобусы ООО "1897-АВТО", что тем самым могло принести убытки (в виде упущенной выгоды) ООО "1897-АВТО".

С 21.11.2017 индивидуальный предприниматель Ануфриенков С.В. ("Фрахтовщик") начал осуществлять заказные перевозки на основании договора фрахтования N 67/РФ-22 транспортного средства с экипажем для выполнения систематических заказных автобусных пассажирских перевозок, заключенного с ООО "Спецпроект" ("Фрахтователь"). Согласно условиям договора место подачи автобусов на посадку и высадку пассажиров, путь следования, маршрут и срок выполнения перевозок определяются заявкой, автобусы предоставляются для пассажирской перевозки определенного и (или) неопределенного круга лиц в зависимости от потребностей "Фрахтователя".

Согласно дополнительному соглашению от 01.12.2017 к договору фрахтования N 67/РФ-22 от 21.11.2017 "Фрахтовщик" осуществляет перевозку определенного круга лиц в соответствие со списком, предоставленным "Фрахтователем", по маршруту, указанному в заявке.

Согласно представленным в ходе рассмотрения Управлением дела документам, место посадки и высадки пассажиров в г. Смоленске - ул. Кашена, 15Б, автостанция ООО "Спецпроект"; место посадки и высадки пассажиров в г. Рудне - ул. Киреева, 52 либо ул. Киреева, 88. Согласно заявок "Фрахтователя" маршрут следования: Смоленск, ул. Кашена, 15Б, Надва, Гранки, Голынки, Рыжиково Плоское, Чистик, Шеровичи, Рудня, ул. Киреева, 52 либо ул. Киреева, 88, заявки подаются ежедневно, рейсы осуществляются регулярно ежедневно.

При этом автостанция ООО "Спецпроект" в г. Смоленске - ул. Кашена, 15Б, откуда с 21.11.2017 отправляются автобусы индивидуального предпринимателя Ануфриенкова С.В. по маршруту "Смоленск - Рудня", находится в непосредственной близости от автовокзала в г. Смоленске - ул. Кашена, 13, откуда отправлялись автобусы ООО "1897-Авто" по маршруту N 232 с аналогичными остановочными пунктами.

Согласно письму ООО "Спецпроект" от 18.07.2018 формирование определенного круга лиц для заказной перевозки пассажиров по маршруту "Смоленск - Рудня" и "Рудня - Смоленск", осуществляемой индивидуальным предпринимателем Ануфриенковым С.В., производится следующим образом.

Уполномоченное лицо ООО "Спецпроект" открыто предлагает всем желающим осуществить проезд по маршруту "Смоленск - Рудня" либо "Рудня - Смоленск". Непосредственным местом предложения произвести поездку по указанным маршрутам являются оживленные места в г. Смоленске, расположенные в непосредственной близости к автостанции ООО "Спецпроект" (г. Смоленск, ул. Кашена, д.15Б), в том числе прилегающая территория к ж/д вокзалу и автовокзалу, Колхозная площадь. В г. Рудне указанными местами также являются места повышенного скопления людей. В случае если физическое лицо выразило свое желание на осуществление указанной перевозки, уполномоченное ООО "Спецпроект" лицо направляет потенциального пассажира к месту посадки, в данном случае к автостанции ООО "Спецпроект" (г. Смоленск, ул. Кашена, 15 Б), где физическое лицо вносится в соответствующие списки пассажиров лицом, ответственным за перевозку, а пассажир в свою очередь оплачивает в кассу ООО "Спецпроект" плату за оказанные услуги по организации и осуществлению заказной перевозки.

Таким образом, при рассмотрении дела Управлением установлено, что индивидуальный предприниматель Ануфриенков С.В. с 08.09.2017 регулярно по расписанию осуществляет перевозки пассажиров и багажа по маршруту "Смоленск - Рудня" и "Рудня - Смоленск", начальные и конечные точки которого совпадают (или находятся в непосредственной близости) с пригородным маршрутом N 232 "Рудня - Смоленск", место сбора пассажиров автобусами Ответчика совпадает с местом сбора пассажиров автобусами ООО "1897-АВТО", но при этом цены за проезд ниже, чем у ООО "1897-АВТО". Регулярность перевозок подтверждается информацией о времени отправления автобусов (расписанием), которые размещаются в местах посадки и высадки пассажиров, а также в газете "Руднянский голос" от 14.09.2017, сети Интернет и на бумажных листовках, распространяемых (вручаемых) непосредственно гражданам.

Учитывая изложенное, при рассмотрении дела Управлением сделан обоснованный вывод о том, что ООО "1897-АВТО" и индивидуальный предприниматель Ануфриенков С.В. в период с 08.09.2017 и на момент принятия Управлением 09.10.2018 решения по делу N 01-18/К, т.е. до 09.10.2018, фактически осуществляли деятельность на одном товарном рынке: услуги по перевозке пассажиров и багажа по автобусному маршруту "Рудня - Смоленск" и "Смоленск - Рудня" и являлись хозяйствующими субъектами - конкурентами.

Согласно статье 4 Закона о защите конкуренции недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

При рассмотрении дела Управлением в действиях Предпринимателя установлены все признаки недобросовестной конкуренции, указанные в пункте 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции, а именно:

- противоречие Уставу автомобильного транспорта и Закону Смоленской области от 14.12.2004 N 92-з "Об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в пригородном и межмуниципальном сообщении", выразившееся в том, что Предприниматель, внешне имитируя оказание услуг заказных перевозок пассажиров и багажа по маршруту "Смоленск - Рудня" (туда и обратно), совпадающим с пригородным маршрутом N 232, фактически осуществляет регулярные перевозки пассажиров и багажа по расписанию; информация о расписании движения распространялась в виде листовок, на обратной стороне билета, на автовокзале в г. Смоленске и на автостанции в г. Рудне, а также непосредственно в месте посадки пассажиров;

- противоречие статье 10.bis [Недобросовестная конкуренция] Конвенции по охране промышленной собственности: введение в заблуждения относительно вида перевозок пассажиров и багажа по указанному маршруту (регулярные под видом заказных), так как ООО "1897-АВТО" осуществляло регулярные перевозки населения по регулируемым тарифам, в том числе и лиц, льготных категорий, а ввиду отсутствия у индивидуального предпринимателя Ануфриенкова С.В. соответствующего договора об обслуживании населения автомобильным транспортом общего пользования на пригородном маршруте N 232, отдельные категории граждан не имеют оснований для возмещения денежных средств при оплате компенсаций, так как индивидуальный предприниматель Ануфриенков С.В. никаких льгот не представляет, что тем самым противоречит требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;

- направленность на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности над конкурентом: товарный рынок пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего назначения по названным маршрутам является неэластичным, то есть количество пассажиров, желающих воспользоваться услугами перевозчика, строго ограничено. Перевозка пассажиров без получения соответствующей разрешительной документации, а также установление времени отправления и платы за проезд по усмотрению непосредственно Предпринимателя, поставила Предпринимателя в преимущественное положение перед ООО "1897-АВТО", имеющим необходимые разрешительные документы, которое обязано соблюдать расписание движение и установленный тариф;

- действия индивидуального предпринимателя Ануфриенкова С.В. при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа под видом заказных практически по одному и тому же маршруту причинили убытки перевозчику- конкуренту ООО "1897-АВТО" в виде упущенной выгоды.

На основании изложенного, Управлением обоснованно вынесено оспариваемое решение, при рассмотрении дела судом не установлены обстоятельства, позволяющие признать его недействительным.

В связи с тем обстоятельством, что указанные действия Предпринимателем не прекращены на момент вынесения оспариваемого решения, Управлением обоснованно выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

При этом при рассмотрении дела судом установлено, что ООО "1897-Авто" прекратило осуществлять регулярные перевозки по маршруту N 232 с 25.05.2019, с 04.06.2019 указанные перевозки на основании заключенного с Департаментом Смоленской области по промышленности, транспорту и дорожному хозяйству осуществляет ООО Смоленские пассажирские перевозки".

Довод Предпринимателя о том, что указанный договор является недействительным (Предпринимателем подано соответствующее исковое заявление в Арбитражный суд Смоленской области дело N А62-4209/2020) не влияет на вывод Управления о допущенной Предпринимателем недобросовестной конкуренции, так как даже в случае признания судом указанного договора недействительным Предприниматель, осуществляющий под видом заказных регулярные перевозки без разрешительной документации, по самостоятельно установленным тарифам, осуществляет акт недобросовестной конкуренции на рынке перевозки пассажиров, нарушая права лица, осуществляющего такую перевозку на основании заключенного договора, то есть действующего добросовестно и выполнившего все условия для получения права на осуществление регулярных перевозок.

На основании изложенного, при рассмотрении дела судом не установлены обстоятельства, позволяющие удовлетворить предъявленные требования.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении требований индивидуального предпринимателя Ануфриенкова Сергея Викторовича (ОГРНИП 313673304900053; ИНН 671301614261) отказать.

Возвратить индивидуальному предпринимателю Ануфриенкову Сергею Викторовичу (ОГРНИП 313673304900053; ИНН 671301614261) из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 300 рублей (чек-ордер от 12.11.2019), о чем выдать справку.

Лица, участвующие в деле, вправе обжаловать настоящее решение суда в течение месяца после его принятия в апелляционную инстанцию - Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г.Тула), в течение двух месяцев после вступления решения суда в законную силу в кассационную инстанцию - Арбитражный суд Центрального округа (г. Калуга) при условии, что решение суда было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы. Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Смоленской области.

Судья
В.А. ПЕЧОРИНА