Решение ФАС РФ от 12.11.2018 N КГОЗ-534/18

"О признании жалобы частично обоснованной: действия заказчика нарушают п. 1 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 4.1 ст. 7.30 КоАП РФ"
Редакция от 12.11.2018 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 12 ноября 2018 г. N КГОЗ-534/18

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБЫ О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере государственного оборонного заказа (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Г" (далее - Заявитель) на действия Центральной базовой таможни (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ЗАО "С" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на выполнение работ по реконструкции Центрального клинического госпиталя ФТС России (4 очередь) в г. Москве, Открытое шоссе, д. 32 (номер извещения 0373100023318000074) (далее - Аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.

В целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы, заседание Комиссии перенесено с 09.11.2018 на 12.11.2018.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, установившего в документации об Аукционе описание объекта закупки, а также инструкцию по заполнению заявки на участие в Аукционе с нарушением требований Закона о контрактной системе.

Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) извещение о проведении Аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru - 23.10.2018;

2) начальная (максимальная) цена контракта - 1 350 428 355,67 руб.;

3) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 08.11.2018;

4) дата окончания рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе - 12.11.2018;

5) дата проведения Аукциона - 15.11.2018;

6) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки.

1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком в пункте 237 "Кран шаровой полнопроходной с внутренней резьбой, спускным элементом и заглушкой" приложения 2 к разделу III документации об Аукционе (далее - Приложение N 2) установлены требования к составу латуни, так, например для показателя "Шар" установлено требование "Хромированная латунь CW617N (Pb <= 2,2%)", обязывающее участника закупки иметь конкретные сведения о химическом составе и компонентах товара, показателях технологии производства, испытаниях товара и иных показателях, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.

Согласно пояснениям представителей Заказчика значения указанных характеристик представлены на официальных сайтах производителей товаров в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в технической документации на товар, в паспорте изделия, в том числе представлены в виде маркировки на самом товаре.

Учитывая изложенное, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

Кроме того из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком в нарушение положений Закона о контрактной системе в инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе не указано, каким образом в заявку на участие в Аукционе необходимо указывать значения показателей с символом "<=".

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.

Так, в пункте 237 "Кран шаровой полнопроходной с внутренней резьбой, спускным элементом и заглушкой" Приложения N 2 для показателя "Корпус" установлено требование "латунь CW617N (Pb <= 2,2)".

Вместе с тем на заседании Комиссии установлено, что указанное требование установлено для показателей, значения которых не могут изменяться и должны указываться участниками Аукциона в неизменном виде.

Учитывая изложенное, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

Согласно жалобе Заявителя Заказчиком в нарушение положений Закона о контрактной системе в инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе не указано, каким образом в заявке на участие в Аукционе необходимо указывать значения показателей с символом ",".

Пунктом 111 Приложения N 2 для товара "Сидения к унитазам" по показателю "Материал" установлено требование "береза, дуб, бук, кедр, березовая фанера".

Вместе с тем инструкцией по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе документации об Аукционе (далее - Инструкция) не указано, каким образом необходимо заполнять значения показателей, указанные с использованием символа ",".

На основании изложенного, установленная Заказчиком Инструкция не позволяет надлежащим образом заполнить заявку на участие в Аукционе, что нарушает пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Указанное нарушение содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Из жалобы Заявителя следует, что его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, установившего в документации об Аукционе требования к закупаемому товару, которым соответствует продукция только одного производителя "Danfoss", что ограничивает количество участников закупки.

Согласно документам и сведениям, а также пояснениям представителя Заявителя в пункте 237 "Кран шаровой полнопроходной с внутренней резьбой, спускным элементом и заглушкой" Приложения N 2 установлены требования к шаровым кранам, которым по совокупности установленных требований к ним соответствует продукция только одного производителя "Danfoss", а именно для показателя "Шар" установлено требование "Хромированная латунь CW617N (Pb <= 2,2%)".

В соответствии с ГОСТ 15527-2004 "Сплавы медно-цинковые (латуни), обрабатываемые давлением. Марки" содержание свинца в кранах шаровых полнопроходных с внутренней резьбой, спускным элементом и заглушкой составляет 1,5 - 2,5%.

На заседание Комиссии представитель Заявителя представил документы и сведения, согласно которым существует не менее двух производителей шаровых кранов, соответствующим требованиям документации об Аукционе, за исключением требования о содержании свинца <= 2,2%.

Вместе с тем на заседание Комиссии Заказчиком не представлено документов и сведений, подтверждающих, что требованиям закупаемого товара, установленным в пункте 237 "Кран шаровой полнопроходной с внутренней резьбой, спускным элементом и заглушкой" Приложения N 2 соответствует товар нескольких производителей.

Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе требования к характеристикам закупаемого товара, ограничивающие количество участников закупки, не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Указанное нарушение содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.1 статьи 7.30 КоАП РФ.

2. Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при составлении описания объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком в пункте 52 Приложения N 2 установлено наименование показателя, не позволяющее определить требование Заказчика к товару.

В пункте 52 "Блоки дверные внутренние с заполнением стеклопакетами ГОСТ 30970-2002" Приложения N 2 установлено наименование показателя "Глубина защемления стеклопакета (стекла) или филенки в фальцах профилей, глубина защемления штапиками, мм".

В соответствии с ГОСТ 30970-2002 "Блоки дверные из поливинилхлоридных профилей. Технические условия" глубина защемления стеклопакета (стекла) или филенки в фальцах профилей, а также глубина защемления штапиками рекомендуется в пределах 14 - 18 мм.

На заседании Комиссии представитель Заявителя пояснил, что участнику закупки при заполнении заявки на участие в Аукционе необходимо выбрать, что он будет указывать "глубину защемления стеклопакета (стекла)" или "глубину филенки в фальцах профилей, глубину защемления штапиками".

Указанное требование к заполнению дверных полотен и уплотняющим прокладкам не может быть изменено на основании того, что оно является наименованием показателя.

Вместе с тем наименованием товара являются "блоки дверные с внутренним заполнением стеклопакетами". Таким образом, из совокупности указанных наименований и требований, не представляется возможным определить, какой товар необходим Заказчику.

Согласно документам и сведениям, представленным представителем Заявителя Заказчиком в пункте 318 "Светильник светодиодный" Приложения N 2 для показателя "Тип цоколя" установлено несуществующее значение, а именно тип цоколя "LED".

Комиссия, изучив ГОСТ 17100-79 "Цоколи для источников света. Технические условия", ГОСТ IEC 60061-1-2014 "Цоколи и патроны для источников света с калибрами для проверки взаимозаменяемости и безопасности. Часть 1. Цоколи", установила, что тип цоколя "LED" отсутствует в указанных ГОСТах, а обозначение "LED" означает, что лампа является светодиодной.

Согласно жалобе Заявителя Заказчиком в пункте 237 "Кран шаровой полнопроходной с внутренней резьбой, спускным элементом и заглушкой" Приложения N 2 установлены характеристики товара, не действующие на территории Российской Федерации, а именно марка латуни: "CW617N".

В соответствии с ГОСТ 15527-2004 "Сплавы медно-цинковые (латуни), обрабатываемые давлением. Марки" применяются обозначения отличные от обозначения "CW617N". Так, например, для обозначения марки латуни используется обозначение "ЛС59-2".

При этом представители Заказчика не представили документы и сведения, подтверждающие обратное.

Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе описание объекта закупки, не позволяющее определить требования к товару, не соответствуют пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Указанное нарушение содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

3. В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.

Частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

В приложении N 4 к контракту "Ведомости объемов работ" документации об Аукционе установлено, например: "п. 5 Погрузочные работы при автомобильных перевозках мусора строительного с погрузкой экскаваторами емкостью ковша до 0,5 м3; п. 19 Перевозка грузов I класса автомобилями бортовыми грузоподъемностью до 15 т на расстояние до 34 км, п. 23 Трелевка древесины на расстояние до 300 м тракторами мощностью 59 кВт (80 л.с.), диаметр стволов до 20 см".

Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего требования к наличию у участника закупки производственных мощностей и технологического оборудования, необходимого для выполнения работ, являющихся предметом Аукциона, не соответствуют требованиям части 3 статьи 33, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.1 статьи 7.30 КоАП РФ.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия

решила:

1. Признать жалобу ООО "Г" обоснованной в части действий Заказчика, не указавшего в Инструкции, каким образом необходимо заполнять значения показателей, указанные с использованием символа ",", установившего в документации об Аукционе требования к закупаемому товару, которым соответствует продукция только одного производителя - Danfoss, установившего марку латуни: "CW617N", не применяемую на территории Российской Федерации, установившего несуществующее значение типа цоколя.

2. Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

3. Выдать Заказчику, единой комиссии Заказчика, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

4. Передать сведения о выявленных нарушениях Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления контроля государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.